Образование в Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:42, реферат

Описание работы

Образование в Византии совмещало греко-римскую школьную тради-цию и христианское воспитание; 10–12-летние мальчики и девочки учились читать и писать по Библии и поэмам Гомера. В V–VI вв. существовали много-численные высшие учебные заведения, такие как основанный ок. 425 г

Содержание

Введение 3
Образованность византийцев 4
Христианство 5
Падение христианства 11
Заключение 16
Список Литературы 18

Работа содержит 1 файл

Педагогика - образование в Византии.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Пермский  региональный институт педагогических информационных технологий

                    
               
               
               
               
               
               
               
              Кафедра гуманитарных дисциплин
               

 
 
Контрольная работа по педагогике

 
 
 
Реферат

«Образование  в Византии»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работу выполнил       Работу проверил

студентка 3 курса ЗО-07-2     кандидат военных наук,  
        доцент 
Шуваева Марина Валерьевна    Масленников Петр Николаевич
 
 

        подпись        подпись

 
 
 
 
 
 
 
Пермь, 2009

 

Оглавление

 

Введение

      Образование в Византии совмещало греко-римскую  школьную традицию и христианское воспитание; 10–12-летние мальчики и девочки учились читать и писать по Библии и поэмам Гомера. В V–VI вв. существовали многочисленные высшие учебные заведения, такие как основанный ок. 425 г. [1] Константинопольский университет, училища в Афинах, Александрии, Антиохии, юридические школы в Константинополе и Бейруте. Светские науки изучались по античной греческой системе, предусматривавшей два уровня «энциклопедического образования»: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия); особо изучались право, медицина и другие прикладные дисциплины. Наиболее авторитетной наукой считалось христианское богословие. После временного упадка в VII–VIII вв. система образования начинает новый подъем: с середины IX в. при поддержке правительства действует университет в Магнаврской палате Большого дворца; под опекой государства на основе частного преподавания развивается среднее образования. На новый уровень образование вышло в XI–XII вв.: был преобразован Константинопольский университет (с юридическим и философским факультетами), открылись патриаршие школы при храмах Святой Софии и Святых Апостолов. В XII в. широко распространяются литературно-философские кружки, группировавшиеся обычно вокруг влиятельных аристократов (нередко – придворных дам). Грамотность в империи почти всегда оставалась на беспрецедентном для средневековья уровне, будучи распространена во всех слоях общества. В отличие от западноевропейских университетов, появляющихся с XIII в. как юридически самостоятельные корпорации, византийские высшие учебные заведения были государственными, с утвержденными штатами и высокими окладами профессоров; обучение в них было бесплатным.

 

Образованность  византийцев

      Во  все времена существенным преимуществом  византийцев была их высокая образованность. Унаследованные от Рима уважение к закону, а от древней Эллады - культура образованности, вкупе с христианским просвещением позволили Византии побеждать варваров. Именно это триединство - закон, ученость и христианство - давало в руки Византии мощнейшее политическое орудие. Именно это передала Византия Западной Европе, именно в этом смысле была она золотым мостом, соединявшим в пространстве Восток и Запад, во времени античность и позднее средневековье...

      Pax Romana являл собой прекрасный пример однополюсного мира, во всей ойкумене никто не мог бросить вызов Риму ни в добром, ни в злом. Но однополюсный, властно однородный миропорядок принципиально неустойчив.

      Константин, создавая новый центр власти, освятил  его как христианский город. Это было великое событие. Мир стал христианским. К тому времени эллинизм потерял животворную силу. Оригинальное, творческое начало покинуло эпигонов эллинизма и переместилось в труды христианских писателей и мыслителей, более многочисленных на Востоке. Византия приняла знамя цивилизованной, культурной и, тем самым, образовательной традиции античного греко-римского мира. Она, эта традиция, в Византии никогда не прерывалась - ни в философии, ни в искусстве, ни в литературе, ни в образовании. Это сделало возможным само существование правильно устроенного образования в европейских странах, восточных и западных, на тысячелетия вперед заложило его основы. В нашей цивилизации все образование строилось, более того, вся наша цивилизация построена на основе греческого и латинского языков, греческих и латинских авторов. Видимо, далеко неслучайным является тот известный факт, что на протяжении двух тысячелетий во всех странах, попеременно выходивших на позиции мирового лидера, образование национальной элиты строилось на изучении древнегреческого языка и латыни.

 

       Христианство

      Ко  времени основания Константинополя  важнейшим фактором создания европейской  культурной общности стало христианство - его обычаи, его нравы, его мораль, его право, его философия и его образование. Христианство укрепляло свое влияние на фоне все разрушающих варварских вторжений, прокатывающихся одно за другим по всей Европе. Варвары вели себя как варвары, созидать они никак не умели, не хотели, не могли. Их эфемерные королевства быстро сменяли одно другое. Только Византия была стабильна и в раннее Средневековье сохранила свою государственность и унаследованную из античности культуру. [16]

      Для нашей общественной мысли вот  уже на протяжении трех веков характерна сильная недооценка, а то и просто негативная оценка исторической роли Византии и всего Византийского. В расхожих, как бы глубокомысленных рассуждениях наших вроде бы аналитиков последний эпитет стал просто бранным. В конечном счете, это есть прямой результат некритического восприятия нашей интеллигенцией, как либерально-прогрессистской, так и консервативно-ретроградской, западного, в смысле - католического, отношения к восточному, т.е. православному, христианству как к символу хорошо обоснованного и авторитетного противостояния вселенской власти Ватикана.

      Прекраснодушные витии нашей общественной мысли  не видели, да и не видят сейчас, что  имели и имеют дело с пошлыми  проявлениями своекорыстной неблагодарности, столь характерными для европейских политиков. Ведь Византия, будучи, по справедливому выражению Карла Маркса, золотым мостом между Востоком и Западом, защитила Европу от нашествия с Востока. И действительно, Рим второй - Восточно-римская империя, она же империя ромеев или Византия - простоял тысячу лет на опасном посту, став защитником христианской Европы от нападений с самого уязвимого восточного направления в самое трудное время слома римской единой государственности и болезненно медленного процесса построения Европы сначала феодальных, а затем и национальных государств.

      Справедливости  ради надо все же признать, что в самое последнее время ситуация начала меняться. Выходят книги по истории Византии, книги Византийских авторов. Современная История Европы дает достаточно внятное и ясное описание Византийской культуры, уделив этому вопросу большое внимание. Оставляя в стороне все богатство деталей подробной аргументации, изложение которых заслуживает особого внимания, подчеркнем еще раз, что Византийская империя сыграла в мировой истории многосторонне важную роль. Она защитила большую, самую лакомую часть Европы от варваров и от таких восточных захватчиков, как арабы и турки. Византийцы сохранили древнюю греческую литературу и философию, равно как и Римскую государственную и легальную традиции. Христианство, Греческая культура и Римские обычаи процветали в империи, которая таким образом служила на удивление прочной соединительной нитью между древней и современной Европейскими цивилизациями. В возможно полном сохранении и разумном развитии всего римского заключалось в раннем средневековье преимущество Византии в сравнении с другими странами Европы. Римский континуитет Византии был столь силен, что эта империя осуществила рецепцию римского права, причем задолго до того, как были записаны первые варварские правды Западной Европы.

      Сохранив  в ранний период своей истории кодифицированное право, Византия смогла пойти дальше. Примером творческого развития античного наследия при дальнейшей разработке теории римского права является знаменитый кодекс Юстиниана - свидетельство величайшего взлета юридической мысли VI века. Без соответствующей юридической образованности, по крайней мере, некоего высшего слоя Византийских управленцев, без наличия адекватной правовой культуры у влиятельной части общества реформы Юстиниана должны были захлебнуться. Тогда бы кодекс до нас не дошел и, главное, не стал бы фундаментальным источником изучения и основой рецепции римского права в странах феодальной Европы. Существует мнение, что кодекс Наполеона - квинтэссенция буржуазного права в серьезной мере вдохновляется кодексом Юстиниана, если даже и не опирается на него. [14]

      Итак, в истории мировой культуры Византийская цивилизация занимает особое, важное, несомненно, выдающееся место именно потому, что в трудные времена варварских нашествий Византия была оплотом греко-римских традиций, примкнувших к христианству, переработанных в христианстве, ставших христианством. В частности, именно поэтому христианство стало доминантой средиземноморской, т.е. европейской, а для нас, значит, и мировой культуры. Византия была самой мощной, главной, основной христианской страной того времени. Поэтому она стала культурной наставницей Европы раннего средневековья.

      В этом месте особенно важно подчеркнуть, что Византия сохранила традиции античной образованности. В этой стране до XII века просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование, т.е. обучение чтению и письму, давалось в частных школах грамматистов. Продолжался цикл начального образования обычно два-три года. Получали его в возрасте от пяти до восьми лет. Характерно, что вплоть до VTI века Среднее образование давалось по античным руководствам по грамматике и риторике. Философия, которая изучалась в разной степени в разных школах, делилась на теоретическую и практическую. Теоретическая включала в себя математический квадриум, т.е. арифметику, геометрию, астрономию и музыку, и физиологию как науку об окружающей природе. Преподавание практической философии сводилось к изучению этики, политики и экономики. Иногда в философию включалась и логика с диалектикой. Наилучшие школы включали в программу среднего образования и изучение истории.

      Важно то, что в самое темное время  западноевропейского варварства, в IV-VI веках в Византии продолжали функционировать античные высшие школы, сохранившиеся со времен позднего эллинизма в Александрии, Антиохии, Афинах, Бейруте, Кессарии... Эти провинциальные высшие школы создавали и поддерживали образовательный уровень империи на всем ее пространстве, во всей ее ойкумене. Особенно высок был авторитет Александрии как города, наука и образование в котором имели славную историю, идущую со времен первых Птолемеев, города, куда наука и образование удалились, спасаясь от грязи распада и крови дворцовых разборок в Риме эпохи поздней империи.

      Византийские  императоры, всемерно укрепляя центральную власть Константинополя, не могли не думать об адекватной этой задаче организации высшего образования. Решающий шаг сделал император Феодосий II (401- 450 гг.), получивший в юности блестящее домашнее образование. Он был сведущ в математике, астрономии, истории, рисовал, писал красками, владел греческим и латинским языками. Последнее, впрочем, было характерно для Византии.

      С именем императора Феодосия связаны  два крайне важных события византийской истории - открытие первой государственной высшей школы и выход в свет так называемого Кодекса Феодосия - предшественника Кодекса Юстиниана. До этого образование было либо частным, либо муниципальным, но никак не общегосударственным, хотя списки учителей в школах утверждались императором. В 425 году Феодосии издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылось высшее учебное заведение, получившее наименование Аудиториум - по сути дела первый средневековый Европейский университет. В его штате значился 31 профессор: пять риторов и десять грамматиков греческих, три ритора и десять грамматиков латинских, два юриста и один философ. Все они были государственными чиновниками, т.е. получали жалованье из императорской казны, а после 28 лет беспорочной службы выходили в отставку с высокой почетной пенсией, сопровождаемой получением звания коммита I степени и титула спектабилитас . Однако им запрещалось обучать кого-либо в каких-либо иных местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать в Константинополе свои школы. Кроме того, профессора феодосиевского университета обязаны были быть христианами в отличие, к примеру, от самого древнего в империи центра наук - платоновской академии в Афинах, где по-прежнему эллинисты-язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Постепенно Константинопольский университет, будучи государственно важным учреждением, затмил, а затем и вытеснил из официальной жизни образовательного сообщества провинциальные высшие школы. В 529 году Юстиниан закрыл платоновскую академию в Афинах как гнездовище ересиархов. Так была установлена государственная монополия университетского образования в Византии. Нельзя не отметить, что в это самое время (528 - 529 гг.) Юстиниан проводил свою судебную реформу, для чего, как водится, создал комиссию из десяти правоведов. Возглавляли комиссию видные юристы, их имена дошли до наших дней, профессора Константинопольского университета Трибониан и Феофил. [10]

      В то время, когда Рим и весь Запад  сделались добычей варваров, Византия могла гордиться сознанием того, что она одна осталась очагом мировой культуры. К тому были все основания. Вот характерный пример. Прокопий Кесарийский - историк, аналитически относившийся к событиям современной ему действительности, подробно описывая очередной этап затяжной войны с готами, обращает внимание на неприятие потомками Теодориха и старейшинами готских племен образовательных процедур Византии. По их мнению, Внук Теодориха воспитывался неправильно и не так, как следует для их вождя, что науки очень далеки от мужества, а наставления старых людей большей частью приводят к трусости и нерешительности. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто в будущем хочет быть смелым в любом деле и стать великим, не должен посещать школы. Сам Теодорих стал великим, хотя о всяких науках он не слышал даже краем уха. Надо всем этим педагогам велеть убраться по добру – по здорову . В VI веке варварские властители Западной Европы еще не воспринимали идею правильного образования. Мы знаем, что через пять-шесть столетий мнение новоевропейских западных народов изменится кардинально. А науки и умение учить им сохранила Византия.

Информация о работе Образование в Византии