Образование в Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Современная система образования Турции начала складываться после провозглашения республики (1922 г.). Принятый в 1924 г. Закон об унификации образования поставил его под контроль министерства национального образования, что продолжается до настоящего времени. В особом положении находятся университеты, пользующиеся автономией. До провозглашения Турецкой Республики сфера образования Османской империи, просуществовавшей примерно с 1280 по 1922 г., находилась под контролем традиционных мусульманских руководителей, все инструкции носили религиозную окраску.

Работа содержит 1 файл

ТУРЦИЯ.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

Начальная школа 5-летняя. Обучение в ней является бесплатным и обязательным, принимаются  дети с 6 лет. В стране — около 49,7 тыс. начальных школ, их посещает более 6,7 млн учащихся.

Средняя школа 6-летняя, имеет две ступени  — младшую и старшую, продолжительностью в 3 года каждая (3+3). Как младшая, так  и старшая средняя школа могут  работать по академическим программам или по профессиональным. Выпускники младшей академической средней  школы могут продолжить обучение в лицее, т. е. в старшей академической  средней школе.

Младшие профессиональные средние школы  ведут подготовку по следующим направлениям: сельскохозяйственному, техническому, коммерческому, медицинскому, педагогическому  и др. Их выпускники могут дальше учиться в старшей профессиональной средней школе, очень редко —  в лицее.

В старшей  профессиональной средней школе  продолжается обучение по различным профессиональным направлениям: сельскохозяйственному, педагогическому, теологическому, гостиничного дела и туризма и др. Принимаются выпускники всех типов младшей средней школы. Срок обучения в зависимости от профиля может составлять 2—4 года. Школа готовит преимущественно к работе. В отдельных случаях — к продолжению обучения в высшем учебном заведении в соответствии с профилем полученного образования.

В старшей  академической средней школе  — лицее—в учебный план первого  года обучения включаются математика, физика, химия, биология, география, иностранный  язык, турецкий язык и литература, национальная оборона и, как факультатив, музыка, изобразительное искусство, еще  один иностранный язык. Начиная со второго года, обучение ведется по двум потокам: естественнонаучному и гуманитарному. На первом основное внимание уделяется математике, химии, физике, биологии. Выпускники готовятся к поступлению на естественнонаучные и инженерные факультеты университетов. На втором потоке основными предметами становятся иностранные языки, турецкий язык и литература, социальные науки, философия, логика. В ряде лицеев преподаются латинский и греческий языки. Общественность неоднократно выступала с критикой учебных программ пицеев за их перегруженность и оторванность от жизни.

В государственных  лицеях обучение бесплатное. Частные  лицеи, кроме платы за обучение, могут  устанавливать свои дополнительные требования при поступлении, например экзамены; могут продлевать срок обучения с 3 до 4 лет.

Все начальные  и средние школы подчинены  министерству образования. Оно контролирует учебные программы, их координацию  по всей стране, занимается вопросами  приема учителей, школьным управлением.

Системой  среднего образования охвачено более 3 млн школьников, из них более 2,4 млн занимаются по академическим программам.

Число студентов   высших   учебных   заведений   составляет

505 091 (33%—женщины). Около 60% студенческого контингента  специализируются по гуманитарным  и социальным наукам, около 20—  по инженерному делу, около 10 —по  медицине и около 5% — по  естественным наукам.

Учебный процесс, научные исследования, международные связи

высшей  школы

Учебный год в высшей школе продолжается, как правило, в период с октября  по июнь/июль и делится на два  семестра (октябрь—январь; март — июль и т. п. и зависимости от учебного заведения).

Обучение  ведется на турецком языке. Исключение составляют Средневосточный технический университет и Босфорский университет, использующие английский язык. Однако некоторые гуманитарные дисциплины могут преподаваться в них на турецком языке. В Университете Хасеттепе используются турецкий и английский языки. От студентов требуется знание английского языка, чтобы слушать лекции иностранных преподавателей, пользоваться написанными на нем учебниками. Новые университеты также широко используют в обучении английский язык.

Основной  структурной единицей университета являются факультет и кафедра. Новые  университеты, как правило, практикуют систему отделений, что облегчает  установление междисциплинарных связей в обучении и исследованиях.

Университеты  как интегрированные учебные  заведения ведут подготовку специалистов разного уровня (от получающих дипломы  о среднем специальном образовании  до степени доктора) по большому числу  специальностей и специализаций.

Основным  дипломом о высшем образовании, получаемым выпускниками университетов, является «лисанс» (lisans diplomasi), т. е. документ о присвоении степени бакалавра. В международных справочниках даются, как правило, оба названия документа — национальное турецкое и европейское. Срок обучения 4 года. По отдельным специальностям — архитектуре, фармации, ветеринарии, сельскому хозяйству и другим, в зависимости от университета,— возможно 5 лет.

По  инженерным специальностям диплом называется «мюхен-дислик» (miihendislik). Его уровень приравнивается к степени бакалавра естественных наук по инженерному делу. Срок обучения в зависимости от профиля составляет 4—5 лет.

По  медицинским специальностям в ряде университетов после 6 лет обучения также выдается диплом «мюхендислик» (Анкар-ский университет). Отдельные университеты после 6—7 лет выдают диплом «тип доктора» (tip doktora).

Вторым  по уровню дипломом, сопоставимым с  европейской степенью магистра, является «юксек лисанс» (yuksek lisans), в отдельных университетах «пост-лисанс»   (post-lisans). По инженерным специальностям — «юксек мюхендислик» (yuksek muhendislik). Срок обучения обычно составляет 1—2 года после первого диплома.

В отдельных  университетах, например по сельскохозяйственным специальностям, по ветеринарии и  другим, вторым по уровню дипломом, выдаваемым выпускникам, имеющим «лисанс» (степень бакалавра), после дополнительных 2 лет обучения, является «узманлик» (uzmanlik).

Многие  университеты присваивают степень  магистра гуманитарных или естественных наук.

Наиболее  высокий уровень образования, даваемый университетами, отмечается дипломом доктора (doktorata). Обучение продолжается 3—4 года после первого диплома («лисанс» или «мюхендислик») или 2—3 года после второго. В Средневосточном техническом университете присваивается степень доктора философии.

По  медицинским специальностям присваивается  профессиональная квалификация доктора  медицины. Срок обучения в данном случае составляет не менее 8 лет.

Стамбульский  технический университет выдает дипломы «мюхендислик доктора» и «фен доктора», приравниваемые соответственно к степени доктора инженерных наук и степени доктора естественных наук, присваиваемых в европейских университетах.

Университеты  широко готовят также специалистов с дипломом, уровень которого ниже первого диплома о высшем образовании  «лисаис» или степени бакалавра. Он обозначается как «ён лисанс» (on lisans). В этом случае срок обучения продолжается обычно 2 года. Выдается профессиональный диплом или присваивается младшая (ассоциированная) степень (associate degree). Ее получают специалисты-практики в области инженерного дела, коммерции, учителя начальной школы и т. п.

В целом  между университетами нет полного  единообразия в отношении выдаваемых ими документов об образовании и  используемых при этом сроков подготовки. Они выдают национальные дипломы  или присваивают европейские  степени (бакалавра, магистра, доктора), используя терминологию в названии документов по своему усмотрению. Можно  выделить Средневосточный технический университет, всем выпускникам которого в соответствии с уровнем их образования присваиваются европейские степени бакалавра, магистра, доктора.

В качестве примера приводится перечень документов об образовании, выдаваемых в Анкарском университете:

  • Диплом «лисанс» — степень бакалавра: по гуманитарным наукам, теологии, педагогике, праву, политическим наукам, журналистике, естественным наукам, фармации со сроком обучения 4 года, по теологии, стоматологии, ветеринарии — после 5 лет обучения.
  • Диплом «мюхендислик» по медицине после 6 лет обучения,
  • Степень бакалавра естественных наук по химии, физике, геологии, сельскому хозяйству — после 4 лет обучения.
  • Степень магистра гуманитарных или естественных наук. Срок подготовки 1—2 года после диплома «лисанс».
  • Диплом «узманлик» по ветеринарии, сельскому хозяйству. Обучение 2 года после диплома «лисанс».
  • Диплом доктора. Срок обучения не менее 2—4 лет после диплома «лисанс».
  • Доктор медицины. Срок обучения 8 лет.
  • Квалификация доцента (адъюнкт профессора). Срок под готовки 4 года для имеющих диплом доктора.
  • Квалификация профессора. Срок подготовки 5—7 лет для имеющих квалификацию доцента.
  • Профессиональный диплом. Срок подготовки 2 года.
  • Примерно 84% студентов высших учебных заведений занимаются по 
    программам, ведущим к получению основного диплома 
    о   высшем   образовании («лисанс»   —   степень   бакалавра);   около
  • 5% —по программам, позволяющим получить дипломы второго 
    и третьего уровня, и примерно 11% — готовятся        к получению
  • профессионального диплома (сопоставимого с документом    о
  • среднем специальном образовании).
  • В середине 80-х годов высшую школу оканчивало ежегодно около 60 тыс. специалистов, из них около 20% получали инженерные специальности, примерно 14% —экономические и управленческие, около 9 — медицинские, 3,5% —сельскохозяйственные. Доля женщин в общем выпуске специалистов равнялась примерно 30%.
  • С 1974 г. в Турции работает Открытый университет. Моделью для него послужил Открытый университет Великобритании, специалисты и преподаватели которого помогали организовать в нем обучение. Задача университета — помочь получить образование жителям отдаленных районов. Студенты-заочники получают из университета необходимый пакет учебных материалов. Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы, возможны вечерние занятия, а также занятия в выходные дни. Заочным обучением охвачено более 120 тыс. студентов.
  • Основные формы обучения в высшей школе — лекции, семинарские занятия, лабораторные работы. Многие университеты (Босфорский, Средневосточный, Хасеттепе) для определения объема работы студента используют заимствованную в высшей школе США систему кредитных единиц.
  • Члены профессорско-преподавательского состава наряду с преподавательской работой совместно со старшекурсниками ведут научные исследования. Финансируются исследования за счет правительства, частных и международных организаций. Основным спонсором является Научно-исследовательский и технический совет Турции — автономная организация, основанная в 1963 г.
  • Как отмечают социологи, к началу 80-х годов основная доля исследований (85%) приходилась на тематику гуманитарного профиля. Определенные исследования ведутся в области медицины, инженерного дела, сельского хозяйства.
  • В 1985 г. в исследовательском секторе страны было занято 20 тыс. человек, 6,2 тыс. (31%) из них работали в высшей школе.
  • За границей в 1986 г. учились 16 190 турецких студентов, в том числе в ФРГ — 10 060, в США — 2200, Австрии — 836, Франции— 753, Греции— 427. Б Турции и это же время обучались 6943 иностранных студента: из стран Азии — 5982, стран Европы — 604, Африки — 244, Америки — 22.
  • Практикуются контакты между отдельными университетами Турции и учебными заведениями ФРГ, Великобритании, США, Франции, Дании. Так, Средневосточный технический университет, являясь одновременно национальным и региональным учебным заведением, широко привлекает к работе иностранных преподавателей; значительная часть иностранных студентов в Турции учится именно в данном учебном заведении.

 

 


Информация о работе Образование в Турции