Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:50, реферат
Современная система образования Турции начала складываться после провозглашения республики (1922 г.). Принятый в 1924 г. Закон об унификации образования поставил его под контроль министерства национального образования, что продолжается до настоящего времени. В особом положении находятся университеты, пользующиеся автономией. До провозглашения Турецкой Республики сфера образования Османской империи, просуществовавшей примерно с 1280 по 1922 г., находилась под контролем традиционных мусульманских руководителей, все инструкции носили религиозную окраску.
История и организация высшего образования
Современная система образования Турции начала складываться после провозглашения республики (1922 г.). Принятый в 1924 г. Закон об унификации образования поставил его под контроль министерства национального образования, что продолжается до настоящего времени. В особом положении находятся университеты, пользующиеся автономией. До провозглашения Турецкой Республики сфера образования Османской империи, просуществовавшей примерно с 1280 по 1922 г., находилась под контролем традиционных мусульманских руководителей, все инструкции носили религиозную окраску. В 1927 г. было введено совместное обучение лиц мужского и женского пола. С 1928 г. вместо арабского письма вводится турецкий алфавит, разработанный на основе латинского, что значительно сокращает период, необходимый для обучения чтению и письму, и способствует быстрому распространению грамотности.
Развитие университетского образования приходится на период после второй мировой войны, главным образом 50—70-е годы. До этого в стране имелись Стамбульский университет, основанный в 1453 г., современный статус получивший в 1924 г., и открытый в 1944 г. Стамбульский технический университет. К крупнейшим университетам в настоящее время кроме названных относятся: Анкарский университет (1946 г.), Средневосточный технический университет в Анкаре (1956 г.), Эгенский университет в Измире (1955 г.), Университет им. Ататюрка в Эрзуруме (1957 г.), Черноморский технический университет (1963 г.), Университет Хасеттепе в Анкаре (1966 г.), Босфорский университет в Стамбуле (1971 г.). В 60-е годы в связи с быстрым ростом числа абитуриентов открывается ряд частных университетов. Однако уровень даваемого ими образования признается низким, и в 1971 г. издается Закон о национализации частных вузов. Все они становятся государственными. В 1973—1974 гг. по требованию лидеров и общественности провинциальных районов открывается 9 новых университетов, в том числе в городах Ада-на, Анталья, Бурса, Самсун, Конья и др. После реформы высшего образования 1981 г. открывается еще ряд университетов, базой им часто служат образованные ранее факультеты — филиалы более старых университетов (как правило, медицинский или инженерный). В середине 80-х годов в стране имелось 28 университетов.
Университеты Турции созданы с использованием модели университета центральной Европы, прежде всего Германии. Это касается, например, Стамбульского и Анкарского; Босфорский, Средневосточный технический, Университет им. Ататюрка используют модель американского университета. /Многие опираются па обе модели сразу. При этом европейские модели под влиянием местных традиций и условий общественной жизни претерпевают значительную трансформацию.
В планах
национального развития целью образования
провозглашается необходимость
подготовки квалифицированных специалистов
в количестве, требуемом для удовлетворения
перспективного развития страны. Принятый
в 1973 г. Основной национальный закон
в области образования
Принятый
также в 1973 г. Университетский закон
регламентирует вопросы управления
и структуры университетов. Он несколько
ограничивает их автономию и свободы по
сравнению с правами, которыми они пользовались
согласно Закону 1946 г. В соответствии с
новым законом был образован Совет по
высшему образованию, в его ведение перешли
вопросы определения политики в области
высшего образования, координации исследований,
общего развития и др., которые должны
решаться в соответствии с общими задачами,
намечаемыми планами национального развития.
Определенное недовольство в университетах
вызывает политика совета в отношении
профессорско-
Совет по высшему образованию состоит из 25 чел., из них 16 чел. являются представителями университетов, 9 — правительства. Срок полномочий всех —8 лет. Совет считается независимым органом, его решения -окончательными, не подлежащими ратификации. Задача совета — действовать в интересах правительства и каждого учебного заведения, находить решения, отвечающие интересам обеих сторон. Университеты осуществляют самоуправление е учетом решения совета.
Кроме Совета по высшему образованию на национальном уровне действуют Межуниверситетский совет и Комитет ректоров университетов. Первый занимается преимущественно вопросами учебного процесса, исследований, публикаций, признанием дипломов и ученых степеней и т. п. Комитет ректоров используется как консультативный орган в решении академических вопросов при Совете по высшему образованию и Межуниверситетском сонете. Президент Совета но высшему образованию является одновременно его председателем.
Все высшие
учебные заведения
Отдельные университеты получают дополнительные субсидии от частных фондов и общественных организаций. Средневосточный университет и Университет Хасеттепе, например, кроме субсидий от турецкого правительства получают значительные средства от ООН, ВОЗ, правительств других стран, частных фондов и др.
Высшее образование в ряде учебных заведений бесплатное, однако многие университеты берут плату за обучение, которая по сумме очень различна: Босфорский университет — 120— 210 тыс. тур. лир в год; Дикарский университет — всего 10— 50 тыс. тур. лир в год. Плата за обучение, как правило, зависит от учебного заведения и от профиля подготовки. Так, педагогическое образование — вообще бесплатное. Плата, взимаемая за обучение с иностранных студентов, может быть в 5 раз выше, чем с местных жителей (исключение — Средневосточный технический университет).
На разные виды материальной помощи студентам выделяется 0,6% от текущих расходов по высшей школе" Стипендии, например, получают студенты педагогического профиля, при этом за каждый год, в течение которого они пользовались стипендией, необходимо в дальнейшем отработать учителем 1,5 года. Студенты-медики в Университете Хасеттепе, получающие стипендию, должны но окончании учебы отработать по назначению 3 года ИЛИ вернуть полученную сумму и т. п.
Структура, внутренне
управление, профессорско-
В начале
80-х годов в Турции была проведена
серьезная реформа структуры
высшего образования, направленная
на его унификацию (Закон 1981 г.). Если
ранее в систему высшего
В 1985/86 уч. году в составе 28 университетов страны имелось 186 факультетов, 105 исследовательских институтов, институтов последипломного обучения и повышения квалификации, 143 профессиональных колледжа и школы с относящимися к ним специальными исследовательскими центрами и лабораториями. Например, в состав старейшего в стране Стамбульского университета входят: 13 факультетов — медицинский, права, гуманитарных наук, естественных, экономики, лесного хозяйства, фармации, стоматологический, медицинский, менеджмента, ветеринарный, политических наук, инженерный; 11 институтов - бухгалтерского дела, экономики и менеджмента, кардиологии, педиатрии, судебной медицины, медицинских наук, онкологии, естественных наук, общественных наук, морского дела и технологии, истории Турции; 5 школ — рыболовства, журналистики, табачного дела, подготовки среднего медицинского персонала, юридического образования.
Университет им. Ататюрка имеет 9 факультетов, 4 института, 3 колледжа,—в том числе колледж профессионально-технической подготовки, 1 школу. Анкарский университет - 12 факультетов, 5 институтов, 3 школы, 3 профессионально-технических колледжа и т. п.
Каждый
университет возглавляет
Административный совет является исполнительным органом, в ведении которого находятся вопросы общего управления, в том числе распределение финансов и обеспечение эффективного хода учебной деятельности. В него входит ректор (председатель совета), все деканы факультетов и три избираемых сенатом профессора.
Такая
же двойная форма управления повторяется
на факультетах, имеющих совет факультета
и административный комитет. Студенты
и административно-
Ректор
университета назначается президентом
республики сроком на 5 лет, при этом
его кандидатура выбирается из четырех
других, предлагаемых Советом по высшему
образованию. Его полномочия как
главы одновременно сената и административного
совета университета очень высоки.
Ему, например, принадлежит право
ратификации решений сената университета,
а также одобрения докладов-
Несколько отличается управление Средневосточным техническим университетом. Планирование его общего развития осуществляется совместно правительством Турции, ООН и ЮНЕСКО. Внутренними органами управления университетом являются совет попечителей и университетский совет.
В высших
учебных заведениях в 1986 г. работали
около 24,4 тыс. преподавателей, из них 31
% составляли женщины. Члены профессорско-
Профессор и адъюнкт-профессор (в отдельных университетах — доцент) назначаются на длительное время и уходят на пенсию в 70 лет. Ассистент зачисляется на работу первоначально на 2 года, в дальнейшем зачисление можно повторять дважды, в общей сложности до 6 лет. На должность ассистента принимаются специалисты со степенью доктора, владеющие иностранным языком. Для получения следующего звания требуется проработать не менее 4 лет. Авторитарность, свойственная системе руководства вузами, вызывает неудовлетворенность у молодых преподавателей и значительную миграцию их в другие страны.
Прием в вузы, студенческий контингент
Для поступления
в университет на цикл обучения,
ведущий к получению высшего
образования (степени бакалавра), требуется
диплом об окончании лицея. Дополнительно
абитуриенты сдают национальные
приемные экзамены, организуемые централизованно
Межуниверситетским советом для
всех выпускников лицеев, изъявивших
желание продолжить обучение в университете.
Из-за нехватки мест на большинстве
факультетов прием ведется
Отдельные университеты — Стамбульский технический, Средневосточный технический, проводят свои вступительные экзамены. Ряд факультетов принимает также выпускников средних профессиональных школ: ветеринарные факультеты, например, берут выпускников средних ветеринарных школ; факультеты лесного хозяйства — выпускников средней технической школы лесоводства. Окончившие средние сельскохозяйственные школы могут поступать на сельскохозяйственные факультеты и т. п. В каждом случае прием из профессиональной средней школы обычно ограничивается профилем уже полученной абитуриентом подготовки.
Университетское
образование продолжает оставаться
в определенной степени элитарным.
Оно позволяет лицам из мало- и
среднеобеспеченных слоев общества
повысить свой социальный статус и
уровень жизни. Число абитуриентов
университетов постоянно
Охват обучением детей и молодежи соответствующей возрастной группы составляет: начальным — 85%, средним — 35, высшим — 10,2. Среди взрослого населения 25,8% неграмотны.