Образование в Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Современная система образования Турции начала складываться после провозглашения республики (1922 г.). Принятый в 1924 г. Закон об унификации образования поставил его под контроль министерства национального образования, что продолжается до настоящего времени. В особом положении находятся университеты, пользующиеся автономией. До провозглашения Турецкой Республики сфера образования Османской империи, просуществовавшей примерно с 1280 по 1922 г., находилась под контролем традиционных мусульманских руководителей, все инструкции носили религиозную окраску.

Работа содержит 1 файл

ТУРЦИЯ.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

                                                 ТУРЦИЯ

 

История и организация высшего  образования

Современная система образования Турции начала складываться после провозглашения республики (1922 г.). Принятый в 1924 г. Закон  об унификации образования поставил его под контроль министерства национального  образования, что продолжается до настоящего времени. В особом положении находятся  университеты, пользующиеся автономией. До провозглашения Турецкой Республики сфера образования Османской империи, просуществовавшей примерно с 1280 по 1922 г., находилась под контролем традиционных мусульманских руководителей, все инструкции носили религиозную окраску. В 1927 г. было введено совместное обучение лиц мужского и женского пола. С 1928 г. вместо арабского письма вводится турецкий алфавит, разработанный на основе латинского, что значительно сокращает период, необходимый для обучения чтению и письму, и способствует быстрому распространению грамотности.

Развитие  университетского образования приходится на период после второй мировой войны, главным образом 50—70-е годы. До этого  в стране имелись Стамбульский университет, основанный в 1453 г., современный статус получивший в 1924 г., и открытый в 1944 г. Стамбульский технический университет. К крупнейшим университетам в настоящее время кроме названных относятся: Анкарский университет (1946 г.), Средневосточный технический университет в Анкаре (1956 г.), Эгенский университет в Измире (1955 г.), Университет им. Ататюрка в Эрзуруме (1957 г.), Черноморский технический университет (1963 г.), Университет Хасеттепе в Анкаре (1966 г.), Босфорский университет в Стамбуле (1971 г.). В 60-е годы в связи с быстрым ростом числа абитуриентов открывается ряд частных университетов. Однако уровень даваемого ими образования признается низким, и в 1971 г. издается Закон о национализации частных вузов. Все они становятся государственными. В 1973—1974 гг. по требованию лидеров и общественности провинциальных районов открывается 9 новых университетов, в том числе в городах Ада-на, Анталья, Бурса, Самсун, Конья и др. После реформы высшего образования 1981 г. открывается еще ряд университетов, базой им часто служат образованные ранее факультеты — филиалы более старых университетов (как правило, медицинский или инженерный). В середине 80-х годов в стране имелось 28 университетов.

Университеты  Турции созданы с использованием модели университета центральной Европы, прежде всего Германии. Это касается, например, Стамбульского и Анкарского; Босфорский, Средневосточный технический, Университет им. Ататюрка используют модель американского университета. /Многие опираются па обе модели сразу. При этом европейские модели под влиянием местных традиций и условий общественной жизни претерпевают значительную трансформацию.

В планах национального развития целью образования  провозглашается необходимость  подготовки квалифицированных специалистов в количестве, требуемом для удовлетворения перспективного развития страны. Принятый в 1973 г. Основной национальный закон  в области образования декларирует  право граждан на 8-летнее базовое  образование, предусматривает расширение системы высшего образования, структур педагогического образования, систему  стипендий, определяет характер планирования и координации подготовки специалистов.

Принятый  также в 1973 г. Университетский закон  регламентирует вопросы управления и структуры университетов. Он несколько ограничивает их автономию и свободы по сравнению с правами, которыми они пользовались согласно Закону 1946 г. В соответствии с новым законом был образован Совет по высшему образованию, в его ведение перешли вопросы определения политики в области высшего образования, координации исследований, общего развития и др., которые должны решаться в соответствии с общими задачами, намечаемыми планами национального развития. Определенное недовольство в университетах вызывает политика совета в отношении профессорско-преподавательского состава, а именно предложенное им требование обязательной 3-летней работы преподавателей в одном из провинциальных университетов, рассматриваемое как одно из условий продвижения по служебной лестнице.

Совет по высшему образованию состоит  из 25 чел., из них 16 чел. являются представителями  университетов, 9 — правительства. Срок полномочий всех —8 лет. Совет считается  независимым органом, его решения  -окончательными, не подлежащими ратификации. Задача совета — действовать в интересах правительства и каждого учебного заведения, находить решения, отвечающие интересам обеих сторон. Университеты осуществляют самоуправление е учетом решения совета.

Кроме Совета по высшему образованию на национальном уровне действуют Межуниверситетский совет и Комитет ректоров университетов. Первый занимается преимущественно  вопросами учебного процесса, исследований, публикаций, признанием дипломов и  ученых степеней и т. п. Комитет ректоров используется как консультативный  орган в решении академических  вопросов при Совете по высшему образованию  и Межуниверситетском сонете. Президент  Совета но высшему образованию является одновременно его председателем.

Все высшие учебные заведения финансируются  из государственного бюджета. На эти  цели выделяется 2,1% ВНП, что составляет более 10% государственных расходов. При этом 1,8% ВНП идет на текущие  расходы, в том числе на начальное  образование 43,3%, среднее 22 и высшее 25,3% (здесь и далее по тексту данные на 1986 г.).

  Отдельные университеты получают дополнительные субсидии от частных фондов и общественных организаций. Средневосточный университет и Университет Хасеттепе, например, кроме субсидий от турецкого правительства получают значительные средства от ООН, ВОЗ, правительств других стран, частных фондов и др.

Высшее  образование в ряде учебных заведений  бесплатное, однако многие университеты берут плату за обучение, которая по сумме очень различна: Босфорский университет — 120— 210 тыс. тур. лир в год; Дикарский университет — всего 10— 50 тыс. тур. лир в год. Плата за обучение, как правило, зависит от учебного заведения и от профиля подготовки. Так, педагогическое образование — вообще бесплатное. Плата, взимаемая за обучение с иностранных студентов, может быть в 5 раз выше, чем с местных жителей (исключение — Средневосточный технический университет).

На  разные виды материальной помощи студентам  выделяется 0,6% от текущих расходов по высшей школе" Стипендии, например, получают студенты педагогического  профиля, при этом за каждый год, в  течение которого они пользовались стипендией, необходимо в дальнейшем отработать учителем 1,5 года. Студенты-медики в Университете Хасеттепе, получающие стипендию, должны но окончании учебы отработать по назначению 3 года ИЛИ вернуть полученную сумму и т. п.

Структура, внутренне  управление, профессорско-преподавательский  состав.

В начале 80-х годов в Турции была проведена  серьезная реформа структуры  высшего образования, направленная на его унификацию (Закон 1981 г.). Если ранее в систему высшего образования  входили учебные заведения университетского и неуниверситетского типа, причем последних было большинство (около 100), то в ходе реформы высшие учебные  заведения неуниверситетского типа — различные профессиональные школы, институты, колледжи — в своей  массе были присоединены к университетам, образовав входящие в состав университетов  многочисленные подразделении, а сами университеты превратив в крупные интегрированные учебные центры.

В 1985/86 уч. году в составе 28 университетов страны имелось 186 факультетов, 105 исследовательских институтов, институтов последипломного обучения и повышения квалификации, 143 профессиональных колледжа и школы с относящимися к ним специальными исследовательскими центрами и лабораториями. Например, в состав старейшего в стране Стамбульского университета входят: 13 факультетов — медицинский, права, гуманитарных наук, естественных, экономики, лесного хозяйства, фармации, стоматологический, медицинский, менеджмента, ветеринарный, политических наук, инженерный; 11 институтов - бухгалтерского дела, экономики и менеджмента, кардиологии, педиатрии, судебной медицины, медицинских наук, онкологии, естественных наук, общественных наук, морского дела и технологии, истории Турции; 5 школ — рыболовства, журналистики, табачного дела, подготовки среднего медицинского персонала, юридического образования.

Университет им. Ататюрка имеет 9 факультетов, 4 института, 3 колледжа,—в том числе колледж профессионально-технической подготовки, 1 школу. Анкарский университет - 12 факультетов, 5 институтов, 3 школы, 3 профессионально-технических колледжа и т. п.

Каждый  университет возглавляет ректор, основными органами внутреннего  управления являются сенат и административный совет. В состав сената входят ректор, являющийся председателем сената, проректоры, деканы факультетов, директора школ и институтов, представители профессуры, избираемые обычно советом своего факультета сроком на 3 года. Сенат занимается вопросами  учебного процесса, такими как учебные  программы, исследования, публикации, присуждение почетных степеней, а  также назначением в административный совет университета.

Административный  совет является исполнительным органом, в ведении которого находятся  вопросы общего управления, в том  числе распределение финансов и  обеспечение эффективного хода учебной  деятельности. В него входит ректор (председатель совета), все деканы факультетов  и три избираемых сенатом профессора.

Такая же двойная форма управления повторяется  на факультетах, имеющих совет факультета и административный комитет. Студенты и административно-хозяйственные  службы в органах управления учебными заведениями не представлены и не играют сколь-либо существенной роли в принятии университетом решений.

Ректор  университета назначается президентом  республики сроком на 5 лет, при этом его кандидатура выбирается из четырех  других, предлагаемых Советом по высшему  образованию. Его полномочия как  главы одновременно сената и административного  совета университета очень высоки. Ему, например, принадлежит право  ратификации решений сената университета, а также одобрения докладов-рекомендаций, подготавливаемых сенатом для Межуниверситетского  совета. Он готовит для Совета по высшему образованию материалы относительно строительства университета, бюджета, требуемого для профессорско-преподавательского состава, от него зависит рекомендация на пост декана факультета {назначение осуществляет Совет по высшему образованию). Ректор имеет 2—3 проректоров, назначаемых им из числа профессуры (заведующих кафедрами) университета.

Несколько отличается управление Средневосточным техническим университетом. Планирование его общего развития осуществляется совместно правительством Турции, ООН и ЮНЕСКО. Внутренними органами управления университетом являются совет попечителей и университетский совет.

В высших учебных заведениях в 1986 г. работали около 24,4 тыс. преподавателей, из них 31 % составляли женщины. Члены профессорско-преподавательского состава по рангам делятся на профессоров, адъюнкт-профессоров (доцентов) и младший или вспомогательный педагогический состав. Последняя категория составляет 78% всех преподавателей, профессора — примерно 9%. К младшему педагогическому составу относятся ассистенты, специалисты-исследователи, переводчики и другие сотрудники, должности которых определяются в зависимости от университета. Например, в Босфорском университете приняты следующие должности: профессор, адъюнкт-профессор, ассистент-специалист, инструктор, исследователь; в Университете им. Ататюрка — профессор, адъюнкт-профессор, ассистент, инструктор, ассистент-исследователь и т, п.

Профессор и адъюнкт-профессор (в отдельных  университетах — доцент) назначаются  на длительное   время и уходят на пенсию в 70 лет. Ассистент зачисляется  на работу первоначально на 2 года, в дальнейшем зачисление можно повторять дважды, в общей сложности до 6 лет. На должность ассистента принимаются специалисты со степенью доктора, владеющие иностранным языком. Для получения следующего звания требуется проработать не менее 4 лет. Авторитарность, свойственная системе руководства вузами, вызывает неудовлетворенность у молодых преподавателей и значительную миграцию их в другие страны.

Прием в вузы, студенческий контингент

Для поступления  в университет на цикл обучения, ведущий к получению высшего  образования (степени бакалавра), требуется  диплом об окончании лицея. Дополнительно  абитуриенты сдают национальные приемные экзамены, организуемые централизованно  Межуниверситетским советом для  всех выпускников лицеев, изъявивших желание продолжить обучение в университете. Из-за нехватки мест на большинстве  факультетов прием ведется централизованно  и зависит от результатов экзаменов  и наличия мест на данную специальность. Например, в 3981 г. экзамены сдавали 280 тыс. чел., претендовавших на 80 тыс. мест. За период 1975—1986 гг. прием в университеты увеличился примерно вдвое, однако число  абитуриентов по-прежнему намного превосходит  возможности высшей школы.

Отдельные университеты — Стамбульский технический, Средневосточный технический, проводят свои вступительные экзамены. Ряд факультетов принимает также выпускников средних профессиональных школ: ветеринарные факультеты, например, берут выпускников средних ветеринарных школ; факультеты лесного хозяйства — выпускников средней технической школы лесоводства. Окончившие средние сельскохозяйственные школы могут поступать на сельскохозяйственные факультеты и т. п. В каждом случае прием из профессиональной средней школы обычно ограничивается профилем уже полученной абитуриентом подготовки.

Университетское образование продолжает оставаться в определенной степени элитарным. Оно позволяет лицам из мало- и  среднеобеспеченных слоев общества повысить свой социальный статус и  уровень жизни. Число абитуриентов университетов постоянно велико. Резкого расширения университетского образования не наблюдается, причиной является отсутствие достаточных материальных ресурсов квалифицированных преподавателей и нежелание в связи с этим снижать уровень подготовки.

Охват обучением детей и молодежи соответствующей  возрастной группы составляет: начальным  — 85%, средним — 35, высшим — 10,2. Среди  взрослого населения 25,8% неграмотны.

Информация о работе Образование в Турции