Образование как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Содержание

1. Введение 3
2. Образование как социокультурный феномен 4
3. Внимание, его роль в различной профессиональной деятельности 6
4. Значение восприятия в профессиональной деятельности педагога 11
5. Заключение 15
6. Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИКА.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

      Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.

      Микрогенез  образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми  перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

      Восприятие  – психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

      В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют персептивной системой человека.

      Восприятие  – результат деятельности системы  анализаторов. Первичный анализ, который  совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

      Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

      Широко  распространена профессия педагога – профессия типа «человек-человек». Поэтому восприятие имеет большое значение в профессиональной деятельности педагога.

      Педагогический  труд характеризуется высоким уровнем  ответственности и напряженностью. Исследования в области профессионального  мастерства педагога, его профессионального  опыта становятся актуальными в условиях ориентации системы образования на гуманистическую парадигму, что выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов. Важно, что специфика проблем профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта.

     Каждый  человек за свою жизнь много раз  побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога — одна из древнейших в мире. Сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Проблема педагога, его роли в обществе — одна из самых важнейших в современном обществе. Какими будут результаты труда педагогов-воспитателей сегодня — таким будет общество завтра.

    Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. К сожалению, и по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностики их педагогической одаренности; берут всех, кто выдержит общеобразовательный конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попадает много людей, заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках.

      Прежде  всего следует иметь в виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому  первое требование к профессиональному  педагогу — наличие педагогических способностей. Имена талантливых педагогов широко известны, а вот о бездарных педагогах говорить не принято. К сожалению, и по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностики их педагогической одаренности; берут всех, кто выдержит общеобразовательный конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попадает много людей, заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках.

      В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

      Педагогу необходимо владеть умением занимать рефлексивную позицию, то есть способностью смотреть на себя и свою деятельность как бы со стороны - глазами учащихся. Помещая себя в рефлексивную позицию, учитель создает умозрительную обратную связь с учащимися, что существенно повышает адекватность педагогического общения. Разумеется, такая умозрительная обратная связь, созданная рефлексией, может ввести педагога в заблуждение, но в конечном итоге, она перепроверяется реально получаемой обратной связью от учеников и соответственно корректируется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Заключение. 
 

      В настоящее время становится важным изучение роли трудных жизненных  и профессиональных ситуаций в развитии личности и отражение специфики  этого развития, решения задач  формирования личности профессионала. Под термином «жизненная ситуация» понимается какой-то отдельный фрагмент жизни человека, который определяется вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущности деятельности и др. При этом совокупность отдельных жизненных ситуаций называют «жизненный путь личности». Ситуации профессиональной деятельности (профессиональные ситуации) занимают существенное место в жизненном пути личности. Профессиональная деятельность представляет собой одну из наиболее ярких форм взаимодействия человека с социальной средой.

      Таким образом, в структуре профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми можно выделить психологическое содержание различных жизненных и профессиональных ситуаций, действий, поступков и других внешних проявлений личности; возможные способы поведения людей в контексте тех или иных жизненных и профессиональных ситуаций; проектирование адекватных способов общения с людьми в контексте соответствующих ситуаций. Ситуации педагогической деятельности могут выступать в качестве единиц анализа профессионального опыта педагога.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Список литературы. 
 
 
 
 

  1. Леонтьев  А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
 
  1. Ушинский  К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002.
 
  1. Кузьмина  Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.
 
  1. Кордонский  С. Г. Знание о людях и понимание  людей//Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1989.
 
  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000.
 
  1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Информация о работе Образование как социокультурный феномен