Образование как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:40, реферат

Описание работы

Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.

Содержание

1. Сущность образования, стадии его исторического развития.........................3
2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие)....................7
3. Основные модели образования. Образование в современных
условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом……

Работа содержит 1 файл

ВШ.docx

— 53.01 Кб (Скачать)

      Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др. К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:

      Американская  модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования.

      Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура.

      Немецкая  модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет — аспирантура.

      Английская  модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура — аспирантура.

      Для западно-европейских моделей характерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования. В то же время существуют и школы, дающие ограниченную общеобразовательную подготовку.

      Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов с электроникой.

      Российская  модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.

      В исследовании проблем образования  важно также учитывать его  основные парадигмы. Это понятие  введено в науку Т.Куном. В отношении  образования оно интерпретируется следующим образом.

      Образовательная парадигма – это совокупность научных взглядов на образовательный  процесс, идеалов и ценностей  образованности, способов организации  образования.

      В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования  складывались и разрабатывались  на протяжении веков.Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяют следующие парадигмы:

      1) знаниевая и культурологическая;

      2) технократическая и гуманистическая;

      3) социетарная и человекоориентированная;

      4) педоцентрическая и детоцентрическая.

      Каждая  парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости  от доминирования определенного  элемента в системе основных параметров образования как социального  феномена.

      Основным  элементом знаниевой парадигмы является система «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, которая транслируется учащимся, при этом сам ученик – лишь пассивный объект в учебно-познавательной деятельности.

      Культурологическая  парадигма ориентирует образовательный  процесс на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

      Сущность  технократической парадигмы образования  – в организации обучения и  воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение или четко  фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом формируется мировоззрение, при котором наблюдается преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

      Для гуманистической парадигмы человек  является высшей ценностью; она ориентирована  на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все во имя  человека».

      Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

      Детоцентрическая парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально- личностных особенностей. и интересов.

      В основе ситуационной парадигмы лежат  принципы государственного управления обществом.

      В рамках же человекоориентированной парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе обучения и воспитания учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

      Основными положениями новой образовательной  парадигмы могут выступать:

      - ориентация учебных планов и  программ, содержания обучения на  формирование современной функциональной  грамотности. Развитие умений  к поиску новых знаний, их критическому  анализу и интеграции;

      - изменение роли педагога в  образовательном процессе (от транслятора  знаний, умений, навыков к посреднику  между учеником (студентом ) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования);

      - ориентация образования на развитие  у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределектических и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

- установка на  детоцентризм как направленность педагогического процесса, на утверждение в обществе идеологии самобытности и самооценки детства (ребенок- ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме- как показатель культуры общества).

 

Информация о работе Образование как социокультурный феномен