Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:40, реферат
Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.
1. Сущность образования, стадии его исторического развития.........................3
2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие)....................7
3. Основные модели образования. Образование в современных
условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом……
6 Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др. К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:
Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования.
Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура.
Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет — аспирантура.
Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура — аспирантура.
Для западно-европейских моделей характерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования. В то же время существуют и школы, дающие ограниченную общеобразовательную подготовку.
Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов с электроникой.
Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.
В
исследовании проблем образования
важно также учитывать его
основные парадигмы. Это понятие
введено в науку Т.Куном. В отношении
образования оно
Образовательная парадигма – это совокупность научных взглядов на образовательный процесс, идеалов и ценностей образованности, способов организации образования.
В
мировой и отечественной
1) знаниевая и культурологическая;
2)
технократическая и
3) социетарная и человекоориентированная;
4) педоцентрическая и детоцентрическая.
Каждая парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена.
Основным элементом знаниевой парадигмы является система «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, которая транслируется учащимся, при этом сам ученик – лишь пассивный объект в учебно-познавательной деятельности.
Культурологическая
парадигма ориентирует
Сущность технократической парадигмы образования – в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение или четко фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом формируется мировоззрение, при котором наблюдается преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Для
гуманистической парадигмы
Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.
Детоцентрическая парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально- личностных особенностей. и интересов.
В основе ситуационной парадигмы лежат принципы государственного управления обществом.
В рамках же человекоориентированной парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе обучения и воспитания учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.
Основными
положениями новой
-
ориентация учебных планов и
программ, содержания обучения на
формирование современной
- изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом ) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования);
-
ориентация образования на
- установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса, на утверждение в обществе идеологии самобытности и самооценки детства (ребенок- ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме- как показатель культуры общества).