Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:40, реферат
Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.
1. Сущность образования, стадии его исторического развития.........................3
2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие)....................7
3. Основные модели образования. Образование в современных
условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом……
Министерство образования и науки Украины
Харьковский
государственный технический
Реферат
На тему:
Выполнила:
студ. группы Пм-50
Проверила:
Харьков
2011
План
1. Сущность
образования, стадии его исторического
развития......................
2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие)....................7
3. Основные модели образования. Образование в современных
условиях как механизм
развития личности, общественного сознания,
общества в целом…………………………………………………………...
1. Сущность образования, стадии его исторического развития.
Образование – это уникальный механизм
передачи и усвоения научной информации
знаний и умений социального и
профессионального опыта от поколения
к поколению, формирования личности,
ее мировоззрения, различных качеств,
культуры.
Понятие «образование» было впервые введено в педагогическую науку И. Г. Пестолоцци и понималось им как формирование образа. Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком общепедагогическом значении. Затем это понятие стало рассматриваться как процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. В настоящее время оно трактуется значительно шире. В «Законе об образовании в Республике Беларусь» образование определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, умножение, передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, эстетическом, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики». Но образование имеет не только социальную ценность, но и личностную значимость. Поэтому под образованием следует понимать общественно организованный педагогический процесс, направленный на усвоение человеком социального опыта, вследствие чего происходит его подготовка к жизни в обществе (социализация и личностное формирование и развитие (индивидуализация)).
История свидетельствует о том, что во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. Но именно XX в. стал веком образования, принесшим ощутимые плоды в различных сферах общественной жизни. Образование имеет более чем тысячелетнюю историю, свои традиции. Многие из них уходят корнями в глубь веков. Каждая из культур прошлого внесла свой вклад в сокровищницу знаний, в систему образования.
В первобытном обществе в первоначальном виде передача и сохранение важнейших, жизненно необходимых сведений, знаний, навыков осуществлялись примитивно : использовались знаки, жесты, узлы, шнуры, зарубки; материалом служила глина, камень, дерево, позднее появился папирус . Древние народы Египта, Месопотамии, Сирии изобрели пиктограммы и идеограммы (ІІІ тыс. до н. э.), Ливана слоговое письмо (І тыс. до н. э.). Обучение стало более надежным, а сам процесс несколько ускорился. У древних народов обучение носило культовый характер, в процессе обучения передавались заповеди предков и богов, восхвалялась их мудрость. По мере развития письменности сокращалось количество букв и знаков, границы грамотности расширялись. Статус знаний в те времена был достаточно высоким.
Древняя Греция славилась своими философскими форумами – школами Сократа, Платона, Аристотеля, где блистали красноречием учителя и обучались дети знатных патрициев. Обучение было нелегким делом, нередко детей и молодежь принуждали учиться прилежно. Управители занимались улучшением школьного дела, а мыслители – философы – обоснованием законов образования. Жестких программ обучения не было, учителям было дано право создавать их самим.
Ценился результат – успехи в воспитании и образовании, а экспериментом выступало общество. Свобода учителя не была безграничной, учителя находились на государственной службе, и если общество низко оценивало работу учителя, его могли уволить и нередко преследовали.
Знания в Древней Греции ценились высоко, но еще более ценилось воспитание, считалось, что от воспитанности молодежи зависит будущее страны. Значительное внимание уделялось физическому развитию и воспитанию, почиталась гимнастика, особенно в Спарте. Многие философы рассуждали о гармонии духа и тела, о совершенной и идеальной жизни.
Высокий статус образования был в Китае и Индии. Здесь уже во II тыс. до н. э. возникла письменность, была изобретена бумага, а книгопечатание появилось раньше, чем в Европе. Ученость и эрудиция на востоке с древних времен были в большем почете. Считая образование важнейшей целью жизни, многие следовали призыву Конфуция: «Учиться без пресыщения, просвещать без устали».
Несмотря
на своеобразный культ образования,
доступ к нему был ограничен, так
как стоило оно дорого. Подавляющее
большинство населения
Античный мир был противоречив: с одной стороны просвещение, искусство, литература в Египте, Греции, Риме, Индии, Китае достигли достаточно высокого развития, с другой – были страны, не ведавшие письма. Нам известны имена великих мыслителей – философов, зодчих, писателей, но в то же время большинство населения было безграмотно. И все-таки образование – важнейший рубеж, отделяющий цивилизованный мир от дикости.
Противоречивая
эпоха средневековья чаще вспоминается
окрашенной в мрачные тона, однако
она, получив прекрасное наследие античной
культуры, развивает древние
В этот период в ряде стран появляются первые высшие учебные заведения – университеты (Византия, Марокко, Италия, Франция, Болгария, Великобритания).
В сохранении и развитии античных классических традиций в образовании, укреплении славянского образования особую роль сыграли Византия и Болгария. Болгарию по праву называют третьим культурным центром Европы: она дала миру плеяду энциклопедистов, просветителей, учителей. Широко известна деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности (кириллицы и глаголицы). Они бросили вызов догмату триязычия – латыни, древнегреческому и древнееврейскому, языкам, на которых долгое время осуществлялась церковная, литературная и образовательная деятельность. Это был шаг вперед, освободивший от оков развитие национальной культуры, просвещения, образования многих стран.
Эпоха
Возрождения, а затем эпоха Просвещения
дали новый толчок развитию культуры,
науки, образования, нового мышления. Данте,
Леонардо да Винчи, Т. Мор, Ф. Петрарка,
А. Коменский – стоят в числе
первых среди титанов образования
и культуры. Основные события этого
времени: создание Л. Медичи первой в
Европе публичной библиотеки; принятие
парламентом Англии (1496 г.) Акта об образовании;
требование идеолога немецкого протестантизма
М. Лютера открыть во всех городах, местечках
и селах школы для обучения
юношества обоего пола (1525 г.); закон
о всеобщей грамотности, принятый в
Швеции (1686 г.); создание и научное
обоснование классно-урочной
Постепенно образование обретает статус закона в жизни народов. Т. Мор в своей «Утопии» призывает всех граждан уделять время «для духовной свободы и образования». Именно образование помогало осмыслить новый девиз «Твори самого себя!». XIX и XX вв. характеризуются глубокими научно-техническими преобразованиями, бурным ростом культуры и образования на всех континентах. Несмотря на многочисленные поиски и творческие находки, среднее и высшее образование сохраняет многие черты эпохи Ренессанса, но становится более фундаментальным, профессионально направленным, прагматичным, приобретает обязательный и непрерывный характер. Общественный прогресс давал импульс к прогрессу в сфере образования. Возможности образования велики. Оно прокладывает путь к социальным переменам, но ему никогда не удавалось изменить мир без структурных изменений в политическом и экономическом фундаменте общества.
В современной научной литературе встречаются различные попытки классификации образовательных реформ. Опыт реформирования мировых образовательных систем позволяет выделить следующие критерии: масштаб реформы, характер и способ ее проведения, степень оригинальности, направленность, сферы реализации и др.
2. Основные функции
образования (воспроизводство
и развитие).
Основные функции
1.
Оптимальный и интенсивный
культуры.
2. Среда общения.
3.Средства
развития и становления
профессионала.
4. Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
5.
Средство обеспечения
6. Фактор социального прогресса.
7. Ускоритель культурных перемен и преобразований.
В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).
Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).
Рисунок 1 Основные функции образования в обществе
3. Основные модели образования. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом.
История
1 Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатурой учебных заведений и учебных дисциплин. При этом, учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.
2 Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.
3 Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.
4 Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача — усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
5 Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на образовательный конвейер. Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогало ему обнаруживать то, что в нем уже заложено природой.