Образование как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:40, реферат

Описание работы

Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.

Содержание

1. Сущность образования, стадии его исторического развития.........................3
2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие)....................7
3. Основные модели образования. Образование в современных
условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом……

Работа содержит 1 файл

ВШ.docx

— 53.01 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Харьковский государственный технический университет  строительства и архитектуры 
 
 

Реферат

На тему: 

« Образование как социокультурный феномен »

 
 
 
 

      Выполнила:

      студ. группы Пм-50

                                                         Гулай И. В.

       Проверила:

                                                      Чвырова О. Е. 
 

Харьков 2011 

План

1. Сущность образования, стадии его исторического развития.........................3

2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие)....................7

3. Основные модели образования. Образование в современных

условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом…………………………………………………………...……10             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность образования, стадии его исторического развития.

       
Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и  профессионального опыта от поколения  к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.

      Понятие «образование» было впервые введено  в педагогическую науку   И. Г. Пестолоцци  и понималось им как формирование образа. Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком общепедагогическом значении. Затем это понятие стало рассматриваться как процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. В настоящее время оно трактуется значительно шире. В «Законе об образовании в Республике Беларусь» образование определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, умножение,  передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, эстетическом, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики». Но образование имеет не только социальную ценность, но и личностную значимость. Поэтому под образованием следует понимать общественно организованный педагогический процесс, направленный на усвоение человеком социального опыта, вследствие чего происходит его подготовка к жизни в обществе (социализация и личностное формирование и развитие (индивидуализация)).

      История свидетельствует о том, что во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. Но именно XX в. стал веком образования, принесшим ощутимые плоды в различных сферах общественной жизни. Образование имеет более чем тысячелетнюю историю, свои традиции. Многие из них уходят корнями в глубь веков. Каждая из культур прошлого внесла свой вклад в сокровищницу знаний, в систему образования.

      В первобытном обществе в первоначальном виде передача и сохранение важнейших, жизненно необходимых сведений, знаний, навыков осуществлялись примитивно : использовались знаки, жесты, узлы, шнуры, зарубки; материалом служила глина, камень, дерево, позднее появился папирус . Древние народы Египта, Месопотамии, Сирии изобрели пиктограммы и идеограммы (ІІІ тыс. до н. э.), Ливана слоговое письмо (І тыс. до н. э.). Обучение стало более надежным, а сам процесс несколько ускорился. У древних народов обучение носило культовый характер, в процессе обучения передавались заповеди предков и богов, восхвалялась их мудрость. По мере развития письменности сокращалось количество букв и знаков, границы грамотности расширялись. Статус знаний в те времена был достаточно высоким.

      Древняя Греция славилась своими философскими форумами – школами Сократа, Платона, Аристотеля, где блистали красноречием учителя и обучались дети знатных  патрициев. Обучение было нелегким делом, нередко детей и молодежь принуждали учиться прилежно. Управители занимались улучшением школьного дела, а мыслители  – философы – обоснованием законов  образования. Жестких программ обучения не было, учителям было дано право создавать их самим.

      Ценился результат – успехи в воспитании и образовании, а экспериментом  выступало общество. Свобода учителя  не была безграничной, учителя находились на государственной службе, и если общество низко оценивало работу учителя, его могли уволить и  нередко преследовали.

      Знания  в Древней Греции ценились высоко, но еще более ценилось воспитание, считалось, что от воспитанности  молодежи зависит будущее страны. Значительное внимание уделялось физическому  развитию и воспитанию, почиталась гимнастика, особенно в Спарте. Многие философы рассуждали о гармонии духа и тела, о совершенной и идеальной  жизни.

      Высокий статус образования был в Китае  и Индии. Здесь уже во II тыс. до н. э. возникла письменность, была изобретена бумага, а книгопечатание появилось раньше, чем в Европе. Ученость и эрудиция  на востоке с древних времен были в большем почете. Считая образование важнейшей целью жизни, многие следовали призыву Конфуция: «Учиться без пресыщения, просвещать без устали».

      Несмотря  на своеобразный культ образования, доступ к нему был ограничен, так  как стоило оно дорого. Подавляющее  большинство населения античности были неграмотны. Высокий статус образования  был далеко не у всех стран. Кроме  того, население не очень охотно стремилось к просвещению даже в  странах с высокой культурой, невежество обладало демонической силой. Так, например, персы приписывали  буквы дьявольскому наваждению; в  Древнем Риме грамматика не получила должного развития; гунны были совершенно неграмотны, безразличны к наукам; древние германцы, населявшие Восточно-Римскую  империю в VII в.н.э., по свидетельству очевидцев-путешественников, находились на ступени варварства.

      Античный  мир был противоречив: с одной  стороны просвещение, искусство, литература в Египте, Греции, Риме, Индии, Китае  достигли достаточно высокого развития, с другой – были страны, не ведавшие письма. Нам известны имена великих мыслителей – философов, зодчих, писателей, но в то же время большинство населения было безграмотно. И все-таки образование – важнейший рубеж, отделяющий цивилизованный мир от дикости.

      Противоречивая  эпоха средневековья чаще вспоминается окрашенной в мрачные тона, однако она, получив прекрасное наследие античной культуры, развивает древние образовательные  традиции. Систематизируются научные  знания, расширяется курс школьного  обучения, создаются учебники, по которым  «школяры» будут учиться несколько  веков, расширяется школьное образование.

      В этот период в ряде стран появляются первые высшие учебные заведения  – университеты (Византия, Марокко, Италия, Франция, Болгария, Великобритания).

      В сохранении и развитии античных классических традиций в образовании, укреплении славянского образования особую роль сыграли Византия и Болгария. Болгарию по праву называют третьим  культурным центром Европы: она дала миру плеяду энциклопедистов, просветителей, учителей. Широко известна деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности (кириллицы и глаголицы). Они бросили вызов догмату триязычия – латыни, древнегреческому и древнееврейскому, языкам, на которых долгое время осуществлялась церковная, литературная и образовательная деятельность. Это был шаг вперед, освободивший от оков развитие национальной культуры, просвещения, образования многих стран.

      Эпоха Возрождения, а затем эпоха Просвещения  дали новый толчок развитию культуры, науки, образования, нового мышления. Данте, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Ф. Петрарка, А. Коменский – стоят в числе  первых среди титанов образования  и культуры. Основные события этого  времени: создание Л. Медичи первой в  Европе публичной библиотеки; принятие парламентом Англии (1496 г.) Акта об образовании; требование идеолога немецкого протестантизма М. Лютера открыть во всех городах, местечках  и селах школы для обучения юношества обоего пола (1525 г.); закон  о всеобщей грамотности, принятый в  Швеции (1686 г.); создание и научное  обоснование классно-урочной системы     Л. А. Коменским (VIII в.), а также ряд других начинаний способствовали прогрессу в области образования, открытию школ, колледжей, университетов, академий. Школьное дело развивалось и на территории русских, украинских, белорусских земель, чему во многом способствовала культурно-образовательная деятельность Я. Мудрого, В. Мономаха, Е. Полоцкой, С. Будного, Е. Суздальской, позднее Ф. Скорины, И. Вишневского, В. Бурцева и многих других просветителей, педагогов.

      Постепенно  образование обретает статус закона в жизни народов. Т. Мор в своей  «Утопии» призывает всех граждан  уделять время «для духовной свободы  и образования». Именно образование  помогало осмыслить новый девиз  «Твори самого себя!». XIX и XX вв. характеризуются глубокими научно-техническими преобразованиями, бурным ростом культуры и образования на всех континентах. Несмотря на многочисленные поиски и творческие находки, среднее и высшее образование сохраняет многие черты эпохи Ренессанса, но становится более фундаментальным, профессионально направленным, прагматичным, приобретает обязательный и непрерывный характер. Общественный прогресс давал импульс к прогрессу в сфере образования. Возможности образования велики. Оно прокладывает путь к социальным переменам, но ему никогда не удавалось изменить мир без структурных изменений в политическом и экономическом фундаменте общества.

      В современной научной литературе встречаются различные попытки  классификации образовательных  реформ. Опыт реформирования мировых  образовательных систем позволяет  выделить следующие критерии: масштаб  реформы, характер и способ ее проведения, степень оригинальности, направленность, сферы реализации и др.

       
             2. Основные функции образования (воспроизводство и развитие).

       
            Основные функции образования  (Рисунок 1) :

      1. Оптимальный и интенсивный способ  вхождения человека в мир

      культуры.

      2. Среда общения.

      3.Средства  развития и становления человека  как личности и

      профессионала.

      4. Способ социализации личности, процесс  ее самоутверждения.

      5. Средство обеспечения преемственности  поколений.

      6. Фактор социального прогресса.

      7. Ускоритель культурных перемен  и преобразований.

      В целом все эти функции можно  свести к двум: воспроизводства (культуры,   опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).

     Первая  функция осуществляется посредством  теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Рисунок 1 Основные функции образования в обществе              

3. Основные модели образования. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом.

       
         История зафиксировала различные  модели образования, каждая из  которых имеет свои положительные  тенденции и сыграла определенную  роль. Кратко перечислим основные.

      1  Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатурой учебных заведений и учебных дисциплин. При этом, учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.

      2  Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.

      3  Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

      4  Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача — усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.

      5  Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на образовательный конвейер. Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогало ему обнаруживать то, что в нем уже заложено природой.

Информация о работе Образование как социокультурный феномен