Образование как социальное явление. Свойства современного образования. Образовательная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Образование как социальное явление………………………………4
Раздел 2. Свойства современного образования……………………………..5-8
Раздел 3. Образовательная система России………………………………..9-10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….12

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

 Министерство финансов Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ 
 

Кафедра психологии управления 
 
 
 
 
 

                                                       Контрольная работа 

по дисциплине:

 "Психология и педагогика" 

На тему:

              « Образование как социальное явление.

                 Свойства современного образования. 

                   Образовательная система России » 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Группа  БЭЗ-101 

                     Выполнила  Малахова А.В. 

                     Проверил  Ст. Преподаватель

                                                    Дебердеева Н.А. 
               
               
               
               
               
               
               
               

                                                                 МОСКВА

                                                                     2011

                                                            Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1. Образование как социальное явление………………………………4

Раздел 2. Свойства современного образования……………………………..5-8

Раздел 3. Образовательная система России………………………………..9-10

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

    В  процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и   духовные ценности, знания, опыт,  традиции должны быть переданы новому  поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого  уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование   невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого  как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и  превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование -  обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

    Более  подробно образование можно охарактеризовать  как относительно   самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными

ценностями, умениями, навыками, нормами  поведения, содержание  которых определяется социально-экономическим и политическим строем   общества, уровнем его материально-технического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Раздел 1. Образование как социальное явление

    Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний.  

    Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

   Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения. 
 
 
 

                 Раздел 2. Свойства современного образования

    Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.

  Образование является единственной специализированной подсистемой  общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную  материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования  «производит» самого человека, воздействуя на его   интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

    Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

    Гуманизация образования – это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

    Гуманизация  – ключевой элемент нового  педагогического мышления. Основным  смыслом образования в этом  случае становится развитие личности, а это означает изменение задач,  стоящих перед педагогами, методов  и приемов работы учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, что в свою очередь ведет к пересмотру целей, содержания и технологий образования.

    Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.

    Дифференциация – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например группированием учащихся по признаку их успеваемости, разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии, составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

    Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

   Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

    Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также через дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

    Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.

    Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

    Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой использования разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

    Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

    Непрерывность образования – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта,

самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

    В настоящее время в Российской Федерации разработка проблем непрерывного образования обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью развития более гибкой системы образовательных услуг, интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным пространством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    
 
 
 

                  Раздел 3. Образовательная система России

    Одной из функций любого государства вне зависимости от его государственного устройства является функция обеспечения образования населения.

    В России попытка организации систематического образования для всего населения впервые была предпринята при Петре I. В 1716 г. была введена так называемая «школьная повинность». В 1724 г. Петр I издал указ об открытии в Санкт-Петербурге Академии наук и университета с гимназией при ней. Екатерине II удалось организовать регулярную начальную школу в России. В годы правления Александра I в 1802 г. в числе других было создано Министерство народного просвещения, а в 1804 г. появились первые государственные гимназии. В XX в. российская образовательная система неоднократно реформировалась.

    В настоящий момент в Российской Федерации действует Закон об образовании (1992 г.) который регламентирует функционирование российской образовательной системы.

    Российская образовательная система – это, прежде всего, сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования.

Информация о работе Образование как социальное явление. Свойства современного образования. Образовательная система России