Образование как общественное явление и педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Образование, как уже отмечалось в первой главе, — объективная необходимость человеческого бытия, причем его исторически сложившийся сущностный смысл состоит в «образовывании» человека, т.е. формировании его образа средствами культуры. Представляется интересным проследить генезис этого понятия в историко-этимологическом аспекте. Дело в том, что значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, вошло в оборот в конце XVIII в., а уже в XIX в. оно полностью стало соответствовать буквальному смыслу термина и означать (с легкой руки великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци) «формирование образа (духовного или телесного)».

Работа содержит 1 файл

Образование как обществ явление Образват система osoft Word (3).doc

— 100.00 Кб (Скачать)

— компетентность в бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т.д.;

— компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Такой подход соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитые страны). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

Таким образом, результатом направленности образования на выполнение целей, изложенных выше, должно быть ста­новление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельным, компетентным и ответственным действиям в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и нестандартной рысли1.

Образование как содержание педагогического процесса. Если рассматривать образование как совокупность опыта, накопленного человечеством в ходе исторического развития и представленного в определенной форме для освоения индивидом и сообществом индивидов, то оно выступает со­держанием педагогического процесса, поскольку педагогический процесс для того и организуется, чтобы это образование людьми было освоено.

В докладе ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для XXI в. этот процесс в содержательном отноше­нии представлен как комплексное решение основополагаю­щих задач образования: научить жить вместе, научить получать знания, научить работать, научить жить.

Научить жить вместе можно, только осознав растущую взаимозависимость людей, стран, народов. Такая задача встает в связи с необходимостью осуществления совместных проектов по разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.

Научить приобретать знания с учетом быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа учебных дисциплин.

Научить работать, совершенствуясь в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.

Научить жить, лучше познавая самого себя для наилучшего использования своего личностного потенциала.

1 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. С. 39—40.

 

Основной путь получения образования — обучение и воспитание. В Законе РФ от 10.07.1992 №3261-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Обучение направлено на развитие прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Воспитание — это деятельность, направленная на совершенствование прежде всего эмоционально-волевой сферы личности, на формирование отношений воспитанников к окружающим их людям, предметам и явлениям.

Как известно, человек получает образование: а) под влиянием целенаправленных воздействий; б) вследствие непреднамеренных, в том числе случайных, влияний (спонтанных, нецеленаправленных воздействий). Совокупность этих двух воздействий и дает в результате образованность как личностный уровень и показатель освоения и воспроизводства ин­дивидуумом человеческой культуры. Воспитатели организуют деятельность воспитанников, создают условия для ее реализации и проявления самостоятельности. Воспитанники под воздействием воспитателей в соответствии с собственными потребностями и интересами, выполняя опреде­ленные действия, участвуют в деятельности. На основе эмоционального восприятия окружающего мира, осмысления происходящего и участия в разнообразной деятельности они формируют свои представления о предметах, явлениях, сво­ем месте в природе и обществе, развиваются физически и духовно, постепенно включаясь в систему общественных отношений.

Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Таким образом, образование как цель и содержание педагогического процесса — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, создаваемое для достижения человеком (обществом) некоего уровня образованности (образование как цель педагогического процесса), что, естественно, предполагает освоение концентрированного опыта человечества в освоении природного и социального мира, на основе которого формируются, сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению формы человеческой ментальности (образование как содержание педагогического процесса).

-

 

8

 



Информация о работе Образование как общественное явление и педагогический процесс