Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:05, реферат
Образование, как уже отмечалось в первой главе, — объективная необходимость человеческого бытия, причем его исторически сложившийся сущностный смысл состоит в «образовывании» человека, т.е. формировании его образа средствами культуры. Представляется интересным проследить генезис этого понятия в историко-этимологическом аспекте. Дело в том, что значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, вошло в оборот в конце XVIII в., а уже в XIX в. оно полностью стало соответствовать буквальному смыслу термина и означать (с легкой руки великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци) «формирование образа (духовного или телесного)».
б) образование является одним из существенных факторов научно-технического, социального, духовного прогресса общества.
Культуролого - гуманистическая функция заключается:
а) в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
б) в формировании характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
в) в обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
г) в овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья;
д) в создании условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Непрерывность. Тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, в самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками,
указывает на непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни и обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах.
Динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании. Перманентный характер реформирования образования связан с желанием общества сделать его своеобразной моделью если не идеального, то во всяком случае близкого к идеалу способа жизнедеятельности человека. В связи с этим динамичность процессов изменения современного общества обусловливает динамику реформирования им своей образовательной системы, направленной, как никогда ранее, на развитие и образование человека. Таким образом, образование становится способным решать проблему выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации через разработку и осуществление мировым сообществом сценария оптимального для всего человечества и для каждого человека цивилизационного развития в XXI в.
Эффективность. Понятие «эффективность» в самом общем значении обозначает степень приближения к максимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Все это составляет ключевой смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности.
Относительная процессуальная автономность. Образование как процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. Социально-экономические аспекты в нем представляют как бы верхний этаж, где определяются стратегические цели образования, исходные ценности и методологические позиции.
Таким образом, образование выступает, с одной стороны, как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, а с другой стороны — как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.
4.2. Образование как цель и содержание педагогического процесса
Процессуальность образования. Образованию присуща процессуальность, т.е. сменяемость одного состояния другим, движение от целей образования к его результатам посредством педагогического взаимодействия его непосредственных участников. Процессуальная сторона образования выражается через понятие «педагогический процесс», которое определяется Б.Т. Лихачевым как «целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей»1.
Если под образованием понимать физическое и духовное формирование личности, сознательно ориентированное на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании как социальные эталоны (например, спартанский воин; добродетельный христианин; строитель коммунизма; высокопрофессиональный специалист, гражданин, несущий ответственность за себя, за ближайшее окружение, за общество в целом), то педагогический процесс — это форма организации преднамеренного целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния педагогов (профессиональных и непрофессиональных, например родителей) и воспитанников. Образование понимается нами как более широкое понятие, нежели педагогический процесс, так как оно достигается не только вследствие целенаправленного педагогического процесса, но и охватывает изменения личности, происходящие под воздействием других влияний, непреднамеренных воздействий природного и социального окружения. Эти влияния воспринимаются и трансформируются воспитанниками без контроля со стороны воспитателей и, поскольку не являются целенаправленными, не могут считаться педагогическими2.
Рассмотрим образование с процессуальной точки зрения как совокупность перечисленных ниже компонентов.
Целевой, представляющий собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования.
Содержательный, выражающийся в содержании образовательной деятельности, направленной на достижение целей образования.
Организационно-деятелъностный, характеризующийся двумя уровнями организации образовательной деятельности. На первом уровне — это управление профессиональной деятельностью педагогов. На втором — это организация непосредственного взаимодействия педагогов и их воспитанников.
Коммуникативный, определяющий характер эмоциональных отношений между педагогами и их воспитанниками, а также мотивами их деятельности. Кроме того, важен как характер отношений между родителями и педагогами, так и стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый администрацией учебного заведения.
Контрольно-оценочный, включающий в себя прежде всего контроль и оценку педагогами процесса и результата образовательной деятельности. Важной составной частью этого компонента являются самоконтроль и самооценка педагогом своей деятельности и ее результатов.
Аналитический, содержащий выявление педагогических успехов и допущенных ошибок, анализ результативности путем сравнения поставленных образовательных целей с полученными результатами.
Образование как цель педагогического процесса. Цель педагогического процесса — мысленное, заранее определяемое представление о его результате. Для того чтобы понятьобразование как процесс движения к определенной цели, определим результат этого движения как уровень образованности личности. ;
Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентации и отношений, т.е. наличие у человека некоего индивидуализированного социокультурного облика.
Понятие «цели образования» всегда связано с образом, который понимается как социально одобряемый в данный исторический период в данной национальной и этнической культуре эталон личности, образец для подражания, который наполняется определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношением к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется как в отношении отдельного индивида (независимо от того, планируется это официально или содержание образования выступает формально общим, одинаковым для всех), так и в зависимости от возраста взаимодействующих субъектов, особенностей педагогических условий.
В российской истории, как и в любой другой, героями своего времени в разные его периоды выступали разные идеалы, как положительные, так и отрицательные (фанатичный строитель социализма и коммунизма, малограмотный энтузиаст; в годы Великой отечественной войны — боевой офицер, защитник Родины; талантливые физики в 50—60 гг. XX в., в 70-е гг. — партийный функционер, имеющий пакет социальных благ; в настоящее время — удачливый бизнесмен). Наряду с этими идеалами неизменно существует идеал русской народной педагогики: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик.
В последнее время в мировой педагогике утверждается идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведение целей воспитания из общечеловеческих нравственных норм, законов жизни, потребностей, прав и свобод. При формулировании глобальных целей образования необходимо исходить из осознания общечеловеческих ценностей. Общечеловеческими ценностями признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества. В образовательном процессе такие общечеловеческие ценности, как Жизнь, Добро, Истина, Красота (Гармония), должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе.
Цели образования в той или иной мере присущи всем социальным обществам, хотя особенности их выражения зависят от культурно-исторического развития страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Они должны согласовываться с принципами гуманизма. Гуманизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодействие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборности, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.
Поскольку цель образования состоит в передаче культуры в виде социального опыта одного поколения к другому, причем этот опыт включает в себя знания, умения, способы деятельности (в том числе творческой, ценностей отношений), в совокупности обеспечивающие разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие, то, естественно, что на индивидуально-личностном уровне результат достижения этой цели будет представлен уровнем и характером освоения человеком определенных культурно-нравственных образцов, формирования своего нравственного облика. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества.
Результаты образовательной деятельности в большинстве своем всегда имеют отсроченный характер, т.е. их невозможно получить сразу после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее их можно прогнозировать, диагностировать и фиксировать, несмотря на эти и другие их параметры (разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие).
Фиксации с большей или меньшей степенью точности поддаются такие результаты образования, как знания, умения, навыки, а также показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень сформированности ее познавательных и других интересов и потребностей, сформированность устойчивой мотивации познания и уровень креативности личности, ее умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической и физической, экологической и других составляющих общей культуры).
В последнее время все чаще говорят о таких отрицательных эффектах (последствиях) образования, как перегрузка и переутомление, ухудшение физического и психического здоровья, возникновение стойкого нежелания учиться, дидактогения (негативное психическое состояние обучающегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, проявляющееся во фрустрации, страхах, подавленном состоянии, сопротивлении воспитанию и т.п.).
Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и за общество в целом.
В этой связи В. В. Краевский предлагает основным результатом деятельности учебного заведения сделать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Овладение ими дает человеку способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или общественной жизни.
Различают следующие виды компетентностей:
— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности — выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизаци и;
Информация о работе Образование как общественное явление и педагогический процесс