Образование и становление Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить историю становления и развития Московского университета.

Объект - Московский университет.

Предмет курсовой работы - процесс становления и развития МГУ.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

 

   1.2. Московский университет в первой половине XX века

 

    В дореволюционной России профессора Московского университета много сделали для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

    По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX–начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

    Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподаванием. Тем не менее, университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России. С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX–начала XX века: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Студенты и профессора откликались на самые злободневные проблемы российской действительности. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.

    Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905–1907 гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.

    Подъем революционного движения накануне Первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них — ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной.

    Несмотря на многочисленные трудности, Московский университет за первые 150 лет своего существования внес огромный вклад в развитие российской науки и культуры. В XIX–начале XX века здесь работали крупнейшие ученые — представители русских научных школ математиков и механиков Н.Д. Брашмана, Н.Е.  Жуковского, Н.В. Бугаева, С.А. Чаплыгина; физиков и астрономов А.Г. Столетова, Ф.А. Бредихина, А.А. Белопольского, Н.А. Умова, П.Н. Лебедева, П.К. Штернберга; химиков В.В. Марковникова, В.Ф. Лугинина, И.А. Каблукова, Н.Д. Зелинского; биологов и почвоведов — К.Ф. Рулье, А.И. Филомафитского, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, А.Н. Северцова, М.А. Мензбира, А.Н. Сабанина, Д.Н. Прянишникова; медиков М.Я. Мудрова, Ф.И. Иноземцева, Н.В. Склифосовского, Г.А. Захарьина, А.А. Остроумова, Н.В. Филатова, Ф.Ф. Эрисмана, В.Ф. Снегирева; географа и антрополога Д.Н. Анучина; геологов Г.Е. Щуровского, В.О. Ковалевского, А.П. Павлова; геохимика В.И. Вернадского; историков Т.Н. Грановского, Н.И. Надеждина, М.Т. Каченовского, М.П. Погодина, И.Д. Беляева, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, В.И. Герье, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского, Ю.В. Готье; филологов Н.С. Тихонравова, Ф.И. Буслаева, Н.И. Стороженко, Ф.Ф. Фортунатова, Ф.Е. Корша, В.Ф. Миллера, С.К. Шамбинаго, М.Н. Сперанского, М.М. Покровского, В.Н. Щепкина; юристов Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева; экономистов И.К. Бабста, А.И. Чупрова, И.И. Янжула; философов Е.Н. и С.Н. Трубецких и др.

    Пронесшийся над Россией революционный вихрь 1917 года оставил противоречивый след в судьбе высшей школы. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный рабочий факультет (оставался в составе МГУ до 1936 г.). Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е.  Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и др.

    Вместе с тем на университетской жизни тяжело отразился раскол общества в ходе революции. Часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20–30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты, а на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя 10 лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился «бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3–5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.

    К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен, вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.

    Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30–50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.

    Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20–30-е годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тысяч студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы. В 1940 году, в дни празднования своего 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова, которое он носит и поныне.

     Великая Отечественная война 1941–1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8-я (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.

     С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года — в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой.

    За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны, развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. В их числе совершенствование самолетостроения и управления морскими судами, обоснование теории точности артиллерийской стрельбы и стрельбы по площадям, обеспечение сигналов точного времени для всей страны, изобретение взрывчатых веществ. В медицинскую практику был введен тромбин — препарат, ускоряющий свертывание крови; были начаты работы по исследованию урана; геологи обнаружили в Средней Азии крупнейшие месторождения вольфрама, способствовали освоению «второго Баку»; географы обеспечивали Красную армию картографическим материалом и т. д. Большой вклад в укрепление морального духа армии и народа, обличение преступной сущности фашизма, пропаганду патриотических идеалов внесли ученые-гуманитарии. В документах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, судивших фашистских преступников, нашли свое отражение разработки юристов МГУ, например, об индивидуальной уголовной ответственности бывших фашистских главарей.

    Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.

    Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы. [3, 6,7]

 

1.3. Университет в послевоенные годы

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х–начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия.

    Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным.

    Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 50-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года — Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.

    Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (ныне Центр международного образования).

    Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 200 тысяч специалистов и более 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.

    В университете работали многие известные ученые: математики и механики П.С. Александров, В.В. Голубев, Д.Ф. Егоров, М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов, В.В. Степанов, О.Ю. Шмидт; физики В.К. Аркадьев, Л.А. Арцимович, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, В.И. Векслер, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович, А.С. Предводителев, Д.В. Скобельцын, И.Е. Тамм, Р.В. Хохлов; химики А.А. Баландин, И.В. Березин, С.И. Вольфкович, Я.И. Герасимов, Б.А. Казанский, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, А.В. Новоселова, П.А. Ребиндер, Н.Н. Семенов, А.Н. Фрумкин, Н.М. Эмануэль; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, К.К. Марков, В.Н. Сукачев, И.С. Щукин; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов, А.П. Виноградов, Ю.А. Орлов, М.М. Филатов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич, Н.К. Кольцов, Г.В. Никольский, А.И. Опарин, Н.П. Ремезов; историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер, Н.М. Дружинин, Н.И. Конрад, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, В.В. Виноградов, Н.К. Гудзий, Р.М. Самарин, Д.Н. Ушаков; философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров; юристы М.Н. Гернет, П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов, К.В. Островитянов, С.К. Татур, Н.А. Цаголов и др. [3, 4]                                   

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе:

 

       Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.

    В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

    Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 200 тысяч специалистов и более 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения

МГУ прошел очень сложную историю становления. Им была пережита и Отечественная война 1812 года и Первая Мировая, и в последствии и Вторая Мировая война.

    Только за первые 150 лет своего существования, МГУ внес огромный вклад в развитие российской науки и культуры, не говоря уже о 300 годах с начала образования университета.

   

 

 

 

 

        

 

 

                       

 

 

Глава 2. Университет в наши дни

 

    В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры. Повышение уровня кадров высшей квалификации, поиск научной истины, ориентация на гуманистические идеалы добра, справедливости, свободы — в этом видится сегодня следование лучшим университетским традициям.

    В сентябре 2008 года вышел Указ президента Российской Федерации, закрепляющий академическую самостоятельность университета – право самим устанавливать образовательные стандарты и программы.

    19 марта 2007 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся МГУ (Советом Ученых советов — Конференцией МГУ) был принят Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 223 от 28 марта 2008 г. Новый Устав МГУ приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых в последнее время нормативно-правовых актов. Он полностью соответствует требованиям Гражданского, Бюджетного, Налогового кодексов РФ, Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановления Правительства РФ «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

Информация о работе Образование и становление Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова