Формирование образа жизни, достойной человека
- Образ жизни — это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.
Н.Е.Щуркова
- Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
- Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Личность. Лик. Социальное лицо человека.
- Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. (homo sapiens).
- Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis ).
- Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа ( homо creatus - человек творческий или homo faber— человек созидающий).
Принципы воспитания
- 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения;
- 2) принцип субъектности;
- 3) принцип принятия ребенка как данности.
Содержание воспитательного процесса
- Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».
5
методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.
- Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.
- Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».
- Третье направление — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни.
- Четвертое методическое направление— упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.
- И пятое направление— это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Содержание воспитательного процесса
- Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.