Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс обогащения словаря детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – содержание работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели исследования, ставятся следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Разработка диагностики сформированности словаря детей младшего школьного возраста;
Работа состоит из введения, одной главы, включающей 2 параграфа, заключения и списка литературы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы работы по обогащению словаря младших школьников.
1.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Особенности словаря младших школьников и источники его обогащения.
Заключение
Список литературы
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно - логическое отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим.
Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому виду мышлению.
По мнению П.Я. Гальперина «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности» [7].
В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.
Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.
Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит переход от непроизвольного к преднамеренному характеру внимания.
Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем. Изменение и совершенствование лексики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономической, социальной, политической жизнью народа. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними — и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.
К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно.
В детском возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет как новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Задача учителя русского языка - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т.е. решить обе задачи обогащения словарного запаса детей.
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX веке. Так, Ф.И.Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей словами и выражениями, для этого годными, добиваться того, чтобы не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [1].
Обогащение словарного запаса учащихся – это: «а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка» [1].
Лексический компонент языковой компетенции, или лексикон, - это сложное многомерное образование, строение которого соответствует, с одной стороны, способам упорядочения и хранения языковых знаний, а с другой - способам оперирования ими. К основным характеристикам лексикона относятся ассоциативно-вербальный принцип его организации, наличие ядерной и периферийной частей, функционирование его как динамической системы, самоорганизующейся вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами [10]. Единицы лексикона хотя и сходны со словами языка, но все же отличаются от них по своей внутренней организации. Слово как единица языкового сознания человека, которой он оперирует в речи, индивидуально, для каждого человека оно наполнено субъективным содержанием, личностным смыслом. Это субъективное содержание слова может в той или иной мере отличаться от лексического значения слова в языке, так как является продуктом переработки в психике человека его опыта, протекающей под контролем социально выработанных систем лексических значений, но по законам индивидуальной психической деятельности. Наиболее значительны эти отличия в детском возрасте: ребенок не сразу овладевает лексическим значением даже самых употребительных слов. В процессе когнитивного и речевого развития ребенка состав и структура лексикона изменяются, приближаясь постепенно к строению лексикона взрослого носителя языка.
Назовем основные особенности лексикона младшего школьника.
Плотникова С.В. выделяет следующие особенности лексикона младшего школьника.
Во-первых, лексикон ребенка младшего школьного возраста отличается от лексикона взрослого меньшим объемом. Несмотря на его интенсивное пополнение новыми единицами, лексикон школьника не всегда в полной мере способен удовлетворить его растущие коммуникативные потребности. Это проявляется и в трудностях понимания, возникающих при восприятии речи, и в частых повторах слов и их неточном употреблении в самостоятельной речи ребенка. По нашим данным, некоторые даже широко распространенные и высокоупотребительные слова могут отсутствовать в лексиконе школьника.
Во-вторых, в младшем школьном возрасте сохраняется недостаточное овладение семантикой многих, казалось бы, хорошо известных ребенку слов, что проявляется в многочисленных ошибках и недочетах лексического характера, которые типичны для речи учащихся начальной школы. Однако даже в случаях правильного употребления ребенком слова мы не можем утверждать, что его значение полностью усвоено и совпадает по своей структуре с общеязыковым. Значение слова в сознании младшего школьника бывает наполнено несущественными, но значимыми для ребенка компонентами.
Третьей существенной особенностью лексикона младшего школьника является неустойчивость парадигматических связей его единиц, свидетельствующая о несформированности понятия в сознании ребенка [28].
Таким образом, совершенствование лексикона младшего школьника должно идти по линиям уточнения семантики слова в языковом сознании ребенка, усвоения внутрисловной и межсловной парадигматики, укрепления семантических связей единиц лексикона, которые облегчают выбор нужного слова при порождении речи.
Лексикон человека – динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей. Особенно интенсивно изменения в лексиконе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве, в результате чего состав и структура лексикона приближаются постепенно к строению лексикона взрослого носителя языка. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, речевой и познавательной активности самого ребенка [10].
Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой. Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи - основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.
Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов, телепередач) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. М.Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической, географической и т.д.».
Источники расширения запаса слов у учащихся были выявлены в методике русского языка уже в XIX в.: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX в. к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.
Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми – зрительно или на слух, - составляют следующие группы:
воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов);
воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений);
воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).
Каждой группе источников (или путей) свойственны определенные преимущества, но имеются и отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик. Недостатками источников этой группы являются отсутствие слуховых восприятий, применения новых слов в собственной речи. Преимущество источников второй группы - живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах. Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. Учащиеся имеют возможность неоднократно вернуться к просмотренному материалу, но в силу специфики ситуации дети не могут высказаться; письмо как вид речевой деятельности в этом случае фактически отсутствует [1].
Источники пополнения детского лексикона новыми единицами с точки зрения управляемости процесса обогащения речи детей могут быть педагогически контролируемыми и неконтролируемыми.
Баранов М.Т. отмечает, что «к контролируемым путям пополнения запаса слов детей относятся дисциплины, изучаемые в школе, и учебная речь самого преподавателя. В своей учебной речи преподаватель целенаправленно отбирает необходимую лексику, подает ее с расчетом усвоения детьми лексических значений слов, включает эти слова в соответствующие контексты, чтобы показать их употребление. Преподаватель в необходимых случаях возвращается к ранее сказанному, варьируя свою учебную речь. По ходу объяснения он может получить информацию о степени усвоения детьми новых слов и перестроить свое изложение. С помощью учебников по изучаемым в школе наукам школьники в определенной системе, установленной их авторами, усваивают слова-термины соответствующей научной дисциплины. Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одна из его задач - целенаправленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом» [1].
Информация о работе Обогащение словаря детей младшего школьного возраста