Обеспечение защиты прав детей в семье. Государственная поддержка семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     преемственность и стабильность в оказании государственной поддержки
семье, сохранение достигнутых социальных гарантий и дальнейшее развитие
системы социальных гарантий.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

     установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

     обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

     гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для
сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

     создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

     обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

     оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

     формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

     обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

     обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

     профилактика социального сиротства;

     предупреждение насилия в семье;

     проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения  семьи.

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации
осуществляется на основе государственных минимальных социальных
стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных
законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью
государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных
показателей качества жизни семей включают в себя установленный
минимальный объем социальных услуг по обеспечению:

     социального обслуживания, социальной защиты семей, в том числе
гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных
пособий лицам в связи с рождением и воспитанием детей, а также принятия
мер по социальной адаптации и социальной реабилитации семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;

     детей питанием, включая обеспечение питанием детей в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

     оказания услуг в сфере культуры и физической культуры на безвозмездной основе;

     соблюдения права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с
законодательством Российской Федерации, установления соответствующих
норм оплаты коммунальных услуг;

     оказания квалифицированной юридической помощи.

Государственные минимальные социальные стандарты основных
показателей качества жизни семей определяются с учетом региональных
различий в условиях проживания семей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей. [25]

В связи с вступлением в силу с 01 января 2009 года Федерального закона от 25 декабря 2008 № 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации принимают заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в случае направления их на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору, заключенному с организацией, в том числе, кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно.
Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших и до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки (т.е. до рождения второго ребенка, либо третьего ребенка или последующих детей). И если раньше семье, чтобы воспользоваться материнским капиталом для погашения кредита, пришлось бы ждать, пока ребенку исполнится три года, то теперь это можно сделать уже сегодня.
Средства материнского (семейного) капитала возможно направить на погашение ипотечных кредитов, если стороной договора займа является как сама женщина, получившая сертификат на материнский (семейный) капитал, так и ее супруг.
Жилье, приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала, должно быть оформлено (в настоящее время либо позднее) в общую собственность родителей, детей, и иных совместно проживающих с ними членов семьи.
С 01 января 2009 года размер материнского (семейного) капитала составил 299 731,25 рублей.

Все обязательства государства, даже в нынешней непростой экономической ситуации, будут выполняться в полном объеме. На реализацию социальных программ, направленных на поддержку семей, детей из федерального бюджета в 2009 году выделяется 103 миллиардов рублей.

Среди других мер социальной поддержки семей - единовременное пособие при рождении ребенка (с 1 января 2009 года почти 10 тысяч рублей), ежемесячное пособие женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В настоящее время, по данным Минздравсоцразвития, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получают более полутора миллионов работающих и почти полтора миллиона неработающих женщин. Существует еще целый ряд выплат и пособий семьям с детьми, в том числе родителям частично компенсируется оплата за содержание ребенка в детском саду.

Дальнейшие действия также будут направлены на укрепление института семьи, усиление поддержки семей, имеющих детей, решение вопросов занятости женщин, имеющих малолетних детей.[26]

 

Заключение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семья находится под защитой государства. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция государственной семейной политики, в которой одним из положений устанавливается приоритет защиты прав и интересов детей при ее проведении. Введена усовершенствованная система социальных пособий семьям, имеющим детей. Интересы семей с детьми учитываются в пенсионном обеспечении, социальном страховании, при наступлении безработицы. Осуществляется адресная поддержка семей с детьми в рамках территориальных программ социальной защиты населения и специальных программ поддержки семьи и детей. Началось развитие системы социального обслуживания, в том числе предоставление консультативно-психологической помощи семье и детям, подготовка профессиональных кадров социальных работников и социальных педагогов.

В России в последние годы реализуется масштабная государственная программа, направленная на укрепление института семьи. Большой вклад в ее продвижение и развитие сделан в 2008 году, который указом президента РФ был объявлен Годом семьи.

Вместе с тем, совместные усилия семьи и государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребенку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.

Отставание от темпов экономических преобразований процесса формирования новой системы социальных гарантий, несовершенство механизмов их реализации усиливают социальную уязвимость семей и особенно детей.

Недостаточны правовые и экономические предпосылки для обеспечения семейного благосостояния на трудовой основе.

Рассмотрев выше наиболее значимые положения государственной поддержки семьи, я пришла к выводу, что как таковая семейная политика ориентирована изначально не на семью – как на важнейший социальный институт, а как что-то обезличенное, ориентированное на удовлетворение чисто физиологических потребностей. Те так называемые «компенсационные» выплаты, которые практикует правительство на местном и федеральном уровне, у нормальных людей вызывают, мягко говоря, недоумение. На такие деньги невозможно даже минимально удовлетворить те потребности или решить те проблемы, на которые ориентировано выделение этих с позволения сказать «средств».

Детское пособие составляет 200 рублей в месяц! Это меньше 4% величины прожиточного минимума ребенка. А вот в Норвегии пособие на ребенка до трехлетнего возраста доходит до 500 долларов в месяц при средней зарплате 3,5 тыс. долларов.

Материальная государственная поддержка материнства и детства для среднестатистической семьи до достижения ребенком 16-летнего возраста при размере пособия 200 рублей в месяц составит около 30 тыс. рублей за 16 лет. Это три месячные зарплаты федерального министра.

Как это выглядит на фоне других государств? Даже в странах ЕС, известных высоким уровнем благосостояния населения, обеспечивается девять универсальных видов поддержки семей с детьми. Размер пособия на ребенка в них достигает 10% средней заработной платы. А у нас он - менее двух процентов.

Таким образом, необходима государственная политика, где реальным приоритетом должна быть здоровая семья с детьми как основа общества. В первую очередь это связано с осознанием ценности института семьи как государственной опоры, основы духовности и нравственности.

Свою работу мне хотелось бы завершить определением, которое дают А.И.
Антонов и В.М. Медков в своей книге «Социология семьи» по отношению к семейной политике: «Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института.»[27]

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.       Всеобщая декларация прав ребенка. Сб. нормативных документов по правам человека, 1994г.

2.       Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г.

3.       Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях. Сб. нормативных  документов по правам человека, 1994 г.

4.       Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», 1990 г.

5.       Конституция Российской Федерации – М, 2003 г.

6.       Уголовный кодекс РФ – М, 2008 г.

7.       Семейный кодекс РФ – М, Инфа-М, 2007 г.

8.       ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ)

9.       ФЗ «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», от 27 декабря 2007 г.

10.   Закон «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - М, 2008 г.

11.   Закон «О прокуратуре» - СПб, 2007 г.

12.   Национальный План действий в интересах детей в РФ. Утвержден Указом Президента РФ от 14.08.1995 г.

13.   Концепция семейной политики Комитета по делам семьи и демографической политике, 1991г.

14.   ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ)

15.   Антонов А.И., Медков В,М, «Социология семьи» - М., Изд. МГУ, 1996 г.

16.   Доронова Т.Н., Жичкина Л.Г., Голубева А.Е. «Защита прав и достоинства маленького ребенка» - М.: Просвещение, 2006 г.

17.   Козлова Т.В. «Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа развития детей)» - Самара, 2007 г.

18.   Международное право/под ред. В.И. Кузнецова. – М.: Юристъ, 2003 г.

19.   Президентская программа «Дети России»/под ред. Н.И. Полежаевой. Библиотека Российской газеты. – М., 1995 г.

20.   Шнекендорфт З.К. Права ребенка в законодательных актах. – История, 1997, №40

21.   Официальный сайт Президента РФ Медведева Д.А.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 



[1] Президентская программа «Дети России»/под ред. Н.И. Полежаевой. Библиотека Российской газеты. – М., 1995 г.

 

[2] Официальный сайт Президента РФ Медведева Д.А.

 

[3] Международное право/под ред. В.И. Кузнецова. – М.: Юристъ, 2003 г.

 

[4] Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г.

 

[5] Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях. Сб. нормативных  документов по правам человека, 1994 г.

 

[6] Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», 1990 г.

 

[7] Международное право/под ред. В.И. Кузнецова. – М.: Юристъ, 2003 г.

 

[8] Президентская программа «Дети России»/под ред. Н.И. Полежаевой. Библиотека Российской газеты. – М., 1995 г.

 

[9] Национальный План действий в интересах детей в РФ. Утвержден Указом Президента РФ от 14.08.1995 г.

 

[10] Президентская программа «Дети России»/под ред. Н.И. Полежаевой. Библиотека Российской газеты. – М., 1995 г.

 

[11] ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ)

 

[12] ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ)

 

[13] Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г.

 

[14] Шнекендорфт З.К. Права ребенка в законодательных актах. – История, 1997, №40

 

[15] Семейный кодекс РФ – М, Инфа-М,  2007 г.

 

[16] Уголовный кодекс РФ – М, 2008 г.

 

[17] Семейный кодекс РФ – М, Инфа-М,  2007 г.

 

[18] Закон «О прокуратуре» - СПб, 2007 г.

 

[19] Закон «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - М, 2008г.

 

[20] Козлова Т.В. «Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа развития детей)» - Самара, 2007г.

 

[21] Антонов А.И., Медков В,М, «Социология семьи» - М., Изд. МГУ, 1996 г.

 

[22] Доронова Т.Н., Жичкина Л.Г., Голубева А.Е. «Защита прав и достоинства маленького ребенка» - М.: Просвещение, 2006 г.

 

[23] 

[24] Концепция семейной политики Комитета по делам семьи и демографической политике, 1991г.

 

[25] ФЗ «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», от 27 декабря 2007 г.

 

[26] Официальный сайт Президента РФ Медведева Д.А.

 

[27] Антонов А.И., Медков В,М, «Социология семьи» - М., Изд. МГУ, 1996 г.

 


Информация о работе Обеспечение защиты прав детей в семье. Государственная поддержка семьи