Объект, предмет, задачи специальной педагогики, основные категории, специальные педагогические понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется специальной педагогикой.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

   В процессе компенсации в организме  ребенка происходит формирование  новых динамических систем и  условных связей, перестройка нарушенных  или ослабленных функций (при  дефекте зрительного анализатора  усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).

   Компенсаторные возможности организма  ребенка проявляются на фоне  мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств,  сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

   Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

    Процесс реабилитации - это сложное  и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Адаптация школьная (лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

    Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ. 

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации. 

Аграфия - нарушение письма, при котором  ученик не может овладеть навыком  соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение  слов. Списывание готового текста при  этом доступно. 

Акалькулия - нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного  мозга. 

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных  черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим. 

Алалия - нарушение речи у детей при  сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью. 

Алексия - нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического  поражения речевых зон коры мозга. 

Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию. 

Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения  и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. 

Аномальные  дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами. 
 

Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при  рождении наступает вследствие прекращения  поступления кислорода из организма  матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность. 

Аутизм - состояние психики, характеризующееся  замкнутостью, отсутствием потребности  в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. 

Афазия - нарушение речи, возникающее при  локальных поражениях коры левого полушария  головного мозга (у правшей) и  представляющее собой системное  расстройство различных видов речевой  деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу. 

Аффект - нервно-психическое возбуждение, возникающее  при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько  ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой. 

Гидроцефалия - водянка мозга, выражающаяся в избытке  спинно-мозговой жидкости в полости  черепа. 

Дебильность - легкая степень умственной отсталости. 

Девиантное  поведение - отклоняющееся поведение. 

Деменция - слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций. 

Депривация - психическое состояние, возникающее  в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. 

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей). 

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. 

Дидактогения - негативное психическое состояние  учащегося, вызванное нарушением педагогического  такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект). 

Дисграфия - нарушение письма, выражающееся в  замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха. 

Дисморфобия - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков  внешности. 

Задержка  психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. 

Идентификация - логическая операция, установление равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и  их сопоставления. 

Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать  по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций. 

Инфантилизм - сохранение в организме и психике  человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития. 

Истерия - функциональное нервно-психическое  состояние, проявляющееся в изменении  характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска  переживаний. 

Катамнез - сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением. 

Компенсация - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных  функций для замещения нарушенных. 

Коррекция - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков  в развитии и поведении ребенка. 

Лабильность - понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой  физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние. 

Логопед - специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей. 

Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного  мозга или гидроцефалии. 

Менингит - воспаление оболочек головного и  спинного мозга. 

Мутизм - прекращение речевого общения с  окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит  временный характер и относится  к группе невротических реакций. 

Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании. 

Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственно отсталых детей. 

Онтогенез - процесс развития индивидуального  организма. В психологии под онтогенезом  подразумевается формирование основных структур психики в течение детства  индивида. 

Патогенез - раздел патологии, изучающий взаимосвязь  внутренних механизмов, лежащих в  основе возникновения и развития болезненного процесса в организме. 

Педагогическая  запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. 

Персеверация - навязчивое повторение одних и  тех же движений, образов, мыслей. 

Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов. 

Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности. 

Психопатия - психическое заболевание, проявляющееся  в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде. 

Реабилитация - восстановление пригодности, система  медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка  в социальную среду, приобщение к  жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. 

Реактивные  состояния - психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний. 

Ретардация - незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными. 

Ригидность - непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. 

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата. 

Соматический - телесный. 

Информация о работе Объект, предмет, задачи специальной педагогики, основные категории, специальные педагогические понятия