Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:15, реферат
На первый взгляд кажется, что речь идет о несовместимом. Со словом «эстетика» люди связывают художественное воспитание, формирование у человека способности зрительно воспринимать прекрасное: рисунок, скульптуру, архитектуру. Посещение музеев и картинных галерей также требует зрительного восприятия.
Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать и содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.
У таких детей возникает меньше трудностей в овладении эталоном цвета (они могут возникнуть при восприятии коротковолновой части спектра - сине-фиолетовых тонов), больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», « пространство».
При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, локализовывать (вычленять) заданную величину, оценивать расстояние между предметами.
Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. В первую очередь, родителям нужно выработать правильный взгляд на положение ребенка в семье. С одной стороны, его не следует чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой - нельзя уделять ему мало внимания и заботы.
Правильное воспитание ребенка в семье должно строится из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.
При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего миро. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов - выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.
Такое целенаправленное
взаимодействие с ребенком можно
проводить путем
наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту, во время режимных моментов, в виде игр (« Узнай, что загадано» / узнавание предмета по существенным признакам/; «Накорми животное», «Кто летает, прыгает, плавает?»; «Наведи порядок» /сгруппировать предметы по признакам величины, формы, цвета, материала, назначения/, «Что появилось?»/ найди изменения в ряду предметов/, « Найди отличия», «Съедобное - несъедобное» и др.)
Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки.
Попросите ребенка
объяснить, как он нашел отгадку,
какие слова помогли ему
Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.
Например, воробей - маленькая, очень подвижная птичка с маленькой, округлой головкой и толстым туловищем. Спинка у воробья коричневая, шея черная, а головка - серая. Прыгая по земле, воробей сильно сгибает лапки, хвост держит поднятым вверх. Между собой воробьи перекликаются: «Чив - чив - чир, чир - чир». У вороны крупное продолговатое туловище, большие сильные лапы, клюв крепкий, большой, немного загнутый книзу. Перья черные и серые. По земле ходит большими шагами, важно кивая головой, осматриваясь кругом или передвигаясь прыжками.
Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, коричневые, черные). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.
Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям.
Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.
При рассматривании
с ребенком иллюстраций и прочих
изображений обращайте его
При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.
Помните!