Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

На первый взгляд кажется, что речь идет о несовместимом. Со словом «эстетика» люди связывают художественное воспитание, формирование у человека способности зрительно воспринимать прекрасное: рисунок, скульптуру, архитектуру. Посещение музеев и картинных галерей также требует зрительного восприятия.

Работа содержит 1 файл

Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности.docx

— 26.73 Кб (Скачать)

Для слабовидящих детей характерен низкий уровень  умения целостно, детально, последовательно  воспринимать и содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.

У таких детей  возникает меньше трудностей в овладении  эталоном цвета (они могут возникнуть при восприятии коротковолновой  части спектра - сине-фиолетовых тонов), больше трудностей возникает при  овладении эталонами «форма», «  пространство».

При формировании пространственных представлений детям  трудно оценивать пространственное расположение объектов, локализовывать (вычленять) заданную величину, оценивать расстояние между предметами.

Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в  семье имеет большое значение для его общего развития. В первую очередь, родителям нужно выработать правильный взгляд на положение ребенка  в семье. С одной стороны, его  не следует чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой - нельзя уделять ему мало внимания и заботы.

Правильное воспитание ребенка в семье должно строится из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.

При понижении  зрения у ребенка в первую очередь  страдают представления о предметах  и явлениях окружающего миро. У  детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием  нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов - выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного  расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с  предметами.

Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно  проводить путем непосредственного

наблюдения (заранее  запланированного или возникшего стихийно) в быту, во время режимных моментов, в виде игр (« Узнай, что загадано» / узнавание предмета по существенным признакам/; «Накорми животное», «Кто летает, прыгает, плавает?»; «Наведи порядок» /сгруппировать предметы по признакам  величины, формы, цвета, материала, назначения/, «Что появилось?»/ найди изменения  в ряду предметов/, « Найди отличия», «Съедобное - несъедобное» и др.)

Для уточнения  и закрепления представлений  очень полезно загадывать детям  загадки.

Попросите ребенка  объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.

Наблюдая в  природе или рассматривая изображения  птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.

Например, воробей - маленькая, очень подвижная птичка с маленькой, округлой головкой и толстым туловищем. Спинка у воробья коричневая, шея черная, а головка - серая. Прыгая по земле, воробей сильно сгибает лапки, хвост держит поднятым вверх. Между собой воробьи перекликаются: «Чив - чив - чир, чир - чир». У вороны крупное продолговатое туловище, большие сильные лапы, клюв крепкий, большой, немного загнутый книзу. Перья черные и серые. По земле ходит большими шагами, важно кивая головой, осматриваясь кругом или передвигаясь прыжками.

Все дети любят  рисовать, лепить, конструировать. В  этом проявляется их стремление к  самовыражению, к воспроизведению  полученных впечатлений. Родителям  не следует пускать этот процесс  на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам  или явлениям. Эти представления  ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, коричневые, черные). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.

Особого подхода  требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям.

Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.

При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Пути совместного  внимательного наблюдения подводите  детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте  в процесс рассматривания речь, помогайте  детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка, ему  требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.

При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте  с ним о содержании прочитанного.

Помните!

  • Место для игры должно быть хорошо освещено.
  • Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.
  • Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.
  • Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.

Информация о работе Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности