Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

На первый взгляд кажется, что речь идет о несовместимом. Со словом «эстетика» люди связывают художественное воспитание, формирование у человека способности зрительно воспринимать прекрасное: рисунок, скульптуру, архитектуру. Посещение музеев и картинных галерей также требует зрительного восприятия.

Работа содержит 1 файл

Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности.docx

— 26.73 Кб (Скачать)

Об  эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности

На первый взгляд кажется, что речь идет о несовместимом. Со словом «эстетика» люди связывают художественное воспитание, формирование у человека способности зрительно воспринимать прекрасное: рисунок, скульптуру, архитектуру. Посещение музеев и картинных галерей также требует зрительного восприятия. Мы же говорим о людях незрячих или о тех, у кого имеется небольшое остаточное зрение. И очень важно, чтобы экспонаты обычных музеев были доступны и для них. Один из документов молодого советского государства (1923 г.) говорил о необходимости создания условий для приобщения инвалидов по зрению к общественно-полезному труду, к культуре и даже о том, чтобы незрячим было разрешено прикасаться руками к экспонатам музеев.

Однажды мне  довелось побывать в Польском Королевском  музее в Варшаве. Нашу делегацию  сопровождали работники Польского  общества слепых и представительница  Центра реабилитации слепоглухих детей  в Лясках. Среди членов нашей делегации незрячая была я одна. Наверное, в Польше нет какого-либо предписания, разрешающего незрячим трогать руками музейные экспонаты, но тем не менее в каждом зале смотрители музея разрешали мне прикасаться к экспонатам. Там было много изделий из мрамора, бронзы и других материалов. Осматривая их, я получила большое удовольствие. Но в бочке меда порой не может не быть ложки дегтя. В одном зале человек с военной выправкой, чеканя шаг, подошел ко мне и запретил прикасаться к экспонатам. У меня это вызвало недоумение и растерянность. Я, разумеется, подчинилась, однако сотрудница Центра реабилитации, которая была очень довольна тем, что мне так нравится в музее, огорчилась гораздо больше меня, когда мне не позволили осматривать экспонаты руками.

В голландских  музеях имеются брайлевские буклеты-путеводители по каждому залу, брайлевские надписи под экспонатами, диктофоны с описанием каждого зала и размещенных в нем экспонатов или картин.

В ходе работы над  государственными стандартами музеев Российской Федерации, мне пришлось убеждать сотрудников архитектурного института в том, что незрячим необходимо посещать музеи и картинные  галереи, что это способствует их развитию, о чем свидетельствует  отечественный и зарубежный опыт. Иногда наши инвалиды сами говорят, что музеи им посещать бесполезно, становясь на позиции госпожи Простаковой, которая утверждала, что не зачем знать то, чего не знает ее сынок Митрофанушка, а знал он, как помнит читатель, не так уж и много. Мы же хотим знать как можно больше, используя все доступные для нас источники.

С первых дней создания ВОС (1925 г.) велась многоплановая работа по реабилитации незрячих, хотя сам  этот термин появился значительно позже.

Реабилитация  и интеграция в общество инвалида по зрению невозможна без формирования доступной для него среды жизнедеятельности. Наше общество имеет определенные наработки  в этом вопросе. По всей России построены  жилищно-производственные комплексы, где в непосредственной близости находятся предприятия, где работают незрячие, дома, где они живут, магазины и другие коммунально-бытовые учреждения, где имеются необходимые ориентиры. Такие комплексы могут рассматриваться  в качестве примера разработки и  реализации программы формирования доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности.

Законодательной основой для реализации этой программы  стала статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» федерального закона «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации». Статья 16 этого  закона предусматривает ответственность  за неисполнение обязанностей по обеспечению  доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Опираясь на этот закон, мы можем требовать от администрации города установить ориентиры  и светофоры со звуковым сигналом, отремонтировать тротуар, привести в порядок направляющие, установить павильон на остановке транспорта, выполнить другие необходимые для  слепых работы.

На основании  данного закона создана правовая база по формированию доступной среды  жизнедеятельности для инвалидов. Это такие постановления Правительства  РФ, законы субъектов РФ, государственные  стандарты по проектированию и строительству  жилых и общественных зданий с  учетом потребностей инвалидов, как: «Доступность зданий и сооружений для мало мобильных  групп населения», «Проектирование  зданий и сооружений с учетом доступности  для мало мобильных групп населения (общие положения)», «Жилая среда  с планированными элементами, доступными инвалидам», «Общественные здания и  сооружения, доступные мало мобильным  посетителям», «Здания и помещения  с местами труда для инвалидов». Существуют и другие документы, в  соответствии с которыми проектируются  и строятся здания с учетом потребностей инвалидов. В разработке всех этих документов принимали участие сотрудники Всероссийского общества слепых, учитывая свой и зарубежный опыт.

Членов ВОС, побывавших в Финляндии, поразили улицы города Хельсинки, где на каждом перекрестке  установлены светофоры со звуковым сигналом, что удобно как инвалидам  по зрению, так и другим мало мобильным  группам населения.

Голландские города настолько удобно благоустроены  для слепых, что члены нашей  делегации заинтересовались, кто, когда  и по чьей инициативе так благоустроил территорию города. Ответ голландских  незрячих удивил всех, включая их самих. Они не знают, кто и когда начал  благоустройство городов, даже самые  пожилые из них утверждали, что  так было всегда. Это еще раз  доказывает на примере целой страны, что то, что удобно незрячему, – удобно всем. Светофоры со звуковым сигналом, аккуратно вымощенные дорожки с четким бордюрным камнем, другие ориентиры помогают как незрячим, так и другим мало мобильным группам населения и никому не мешают.

По тифлоблагоустройству городов работники ВОС внесли много предложений, которые нашли отражение в государственных стандартах и других документах, в соответствие с которыми проектируются и строятся здания и обустраивается прилегающая к ним территория. Вот некоторые из них:

Там, где это  возможно, при подходе к зданиям  дорожки должны иметь другой рельеф, отличающийся от рельефа дороги главной  улицы. Это поможет незрячему определить свое местонахождение.

Открытые двери  зданий должны максимально прилегать  к стене и не выступать вперед.

Здания, которые  посещают незрячие, должны быть максимально  приспособлены для их самостоятельного передвижения. Помещение не должно иметь острых углов, вращающихся  дверей, отдельно стоящих колонн, сложной  планировки, запутанных коридоров и  переходов.

Центральный и  боковые коридоры, а также учебные, служебные, производственные и другие помещения должны иметь разные напольные  покрытия.

В удобном для  слепого месте и в доступной  для него форме должна находится информация о планировке здания или сооружения.

Рельефные полосы перед ступенями, а также верхняя  и нижняя ступени лестниц в  помещении должны быть покрашены  в контрастный цвет и иметь  разное покрытие, а где это возможно, - двухстороннюю подсветку.

Кнопки в лифте  и перила лестниц должны иметь  обозначения этажей, доступные осязательному  восприятию. Лифт должен быть оснащен автоинформатором, объявляющим номера этажей.

Перила лестниц  при окончании подъема и переходе на другой марш должны соединяться  между собой и иметь завершенное  ограждение.

В культурно-зрелищных, коммунально-бытовых, торговых, медицинских  и других учреждениях следует  предусмотреть место для размещения собаки-проводника, трости и другой тифлотехники.

Кроме того, были предложения по обустройству территории города, включая зону отдыха, по благоустройству  пассажирского транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения, в том числе, морских судов  и воздушных лайнеров.

Все наши предложения  были учтены в той или иной форме. Однако от создания документа до его  реализации на практике лежит дистанция  огромного размера.

Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду не только большое, но и малое пространство, то есть пребывание слепого в своей  квартире, на рабочем месте и т.д. Чтобы понять инвалида, важно знать, какие вещи его окружают и как он располагает и хранит их на письменном столе, в шкафах, на полках и пр. Это относится не только к предметам его личного туалета, но и к бытовым приборам, которыми он пользуется и, конечно, к тифлотехническим средствам. Все, что нас окружает, воспринимается не только зрительно, но и осязательно, что для слепого важнее, чем для зрячего. Форма предмета и материал, из которого он сделан, не должны вызывать отрицательных ощущений и тем более повреждать кожу при осязании.

Недавно я провела  эксперимент. На лекции о работе с инвалидами по зрению в одном из медицинских училищ Москвы я раздала будущим медикам брайлевские надписи трех видов на плотной пленке. Одна надпись была выполнена пятимиллиметровым шрифтом и полусферическими точками. Другая – семимиллиметровым шрифтом и тоже полусферическими точками. Третья – семимиллиметровым шрифтом, но точки были прорваны. Все студенты – зрячие люди, никогда не державшие в руках брайлевских текстов, единодушно отобрали надпись, выполненную семимиллиметровым шрифтом и полусферическими точками. Таким образом, эстетическое восприятие (зрительное и осязательное) находится в гармонии как у инвалидов по зрению, так и у зрячих, во всяком случае, это можно утверждать в отношении прикладного искусства.

Немного о жилище. Незрячему не нужна квартира, построенная по особому проекту. Он будет доволен комфортабельной квартирой, от которой не отказался бы любой зрячий человек. Если инвалиду-опорнику нужны штанги, кронштейны и средства малой механизации, то незрячему – вместительные встроенные шкафы для хранения тифлотехники и литературы, изданной рельефно-точечным шрифтом, широкие коридоры, просторный холл, удобные (без выступов и внутренних углов) комнаты, кухня и санузел, оснащенные современным оборудованием. Один специалист на совещании в Минтруде РФ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности с восторгом говорил о том, как в США прекрасно оборудованы кухни для инвалидов-опорников. На кресле-коляске удобно подъехать к холодильнику, мойке, плите, так как под ними имеется свободное пространство. При более внимательном изучении кухонного оборудования оказалось, что в обычных условиях под холодильником устанавливается морозильник, под плитой – микроволновая печь, под мойкой – посудомоечная машина. Наглядный пример детской игры в кубики. Убрали несколько штук – и вот уже обычная кухня оборудована для инвалида без каких бы то ни было затрат.

При обустройстве жилища инвалида по зрению следует  учитывать не только необходимые  затраты, но и оптимальное сочетание  комфорта, дизайна и возможностей незрячего максимально проявить свою самостоятельность. Руководствуясь этими критериями, мы вносим в правительственные  органы свои предложения по тифлоблагоустройству окружающей среды с учетом эстетических требований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Некоторые особенности работы со слабовидящими  детьми.

Зрительный анализатор - сложная нервно-рецепторная система, состоящая из периферического отдела, сетчатки, зрительного нерва и  зрительного центра.

С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете  предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Функциями  зрения являются: острота зрения, цветоразличие, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.

  • Нарушение функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.
  • Нарушение функции цветоразличия приводит к невозможности различия одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.
  • Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.
  • Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.
  • Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.

Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного  восприятия, затрудняя и замедляя его (А.Г. Лигвак, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, В.А. Феоктистова и др.).

При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления  воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно- следственных связей, у них снижается уровень  эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических  функций.

Информация о работе Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности