Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:15, реферат
На первый взгляд кажется, что речь идет о несовместимом. Со словом «эстетика» люди связывают художественное воспитание, формирование у человека способности зрительно воспринимать прекрасное: рисунок, скульптуру, архитектуру. Посещение музеев и картинных галерей также требует зрительного восприятия.
Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности
На первый взгляд кажется, что речь идет о несовместимом. Со словом «эстетика» люди связывают художественное воспитание, формирование у человека способности зрительно воспринимать прекрасное: рисунок, скульптуру, архитектуру. Посещение музеев и картинных галерей также требует зрительного восприятия. Мы же говорим о людях незрячих или о тех, у кого имеется небольшое остаточное зрение. И очень важно, чтобы экспонаты обычных музеев были доступны и для них. Один из документов молодого советского государства (1923 г.) говорил о необходимости создания условий для приобщения инвалидов по зрению к общественно-полезному труду, к культуре и даже о том, чтобы незрячим было разрешено прикасаться руками к экспонатам музеев.
Однажды мне довелось побывать в Польском Королевском музее в Варшаве. Нашу делегацию сопровождали работники Польского общества слепых и представительница Центра реабилитации слепоглухих детей в Лясках. Среди членов нашей делегации незрячая была я одна. Наверное, в Польше нет какого-либо предписания, разрешающего незрячим трогать руками музейные экспонаты, но тем не менее в каждом зале смотрители музея разрешали мне прикасаться к экспонатам. Там было много изделий из мрамора, бронзы и других материалов. Осматривая их, я получила большое удовольствие. Но в бочке меда порой не может не быть ложки дегтя. В одном зале человек с военной выправкой, чеканя шаг, подошел ко мне и запретил прикасаться к экспонатам. У меня это вызвало недоумение и растерянность. Я, разумеется, подчинилась, однако сотрудница Центра реабилитации, которая была очень довольна тем, что мне так нравится в музее, огорчилась гораздо больше меня, когда мне не позволили осматривать экспонаты руками.
В голландских музеях имеются брайлевские буклеты-путеводители по каждому залу, брайлевские надписи под экспонатами, диктофоны с описанием каждого зала и размещенных в нем экспонатов или картин.
В ходе работы над государственными стандартами музеев Российской Федерации, мне пришлось убеждать сотрудников архитектурного института в том, что незрячим необходимо посещать музеи и картинные галереи, что это способствует их развитию, о чем свидетельствует отечественный и зарубежный опыт. Иногда наши инвалиды сами говорят, что музеи им посещать бесполезно, становясь на позиции госпожи Простаковой, которая утверждала, что не зачем знать то, чего не знает ее сынок Митрофанушка, а знал он, как помнит читатель, не так уж и много. Мы же хотим знать как можно больше, используя все доступные для нас источники.
С первых дней создания ВОС (1925 г.) велась многоплановая работа по реабилитации незрячих, хотя сам этот термин появился значительно позже.
Реабилитация
и интеграция в общество инвалида
по зрению невозможна без формирования
доступной для него среды жизнедеятельности.
Наше общество имеет определенные наработки
в этом вопросе. По всей России построены
жилищно-производственные комплексы,
где в непосредственной близости
находятся предприятия, где работают
незрячие, дома, где они живут, магазины
и другие коммунально-бытовые
Законодательной
основой для реализации этой программы
стала статья 15 «Обеспечение беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры» федерального
закона «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации». Статья 16 этого
закона предусматривает
Опираясь на этот закон, мы можем требовать от администрации города установить ориентиры и светофоры со звуковым сигналом, отремонтировать тротуар, привести в порядок направляющие, установить павильон на остановке транспорта, выполнить другие необходимые для слепых работы.
На основании
данного закона создана правовая
база по формированию доступной среды
жизнедеятельности для
Членов ВОС, побывавших в Финляндии, поразили улицы города Хельсинки, где на каждом перекрестке установлены светофоры со звуковым сигналом, что удобно как инвалидам по зрению, так и другим мало мобильным группам населения.
Голландские города настолько удобно благоустроены для слепых, что члены нашей делегации заинтересовались, кто, когда и по чьей инициативе так благоустроил территорию города. Ответ голландских незрячих удивил всех, включая их самих. Они не знают, кто и когда начал благоустройство городов, даже самые пожилые из них утверждали, что так было всегда. Это еще раз доказывает на примере целой страны, что то, что удобно незрячему, – удобно всем. Светофоры со звуковым сигналом, аккуратно вымощенные дорожки с четким бордюрным камнем, другие ориентиры помогают как незрячим, так и другим мало мобильным группам населения и никому не мешают.
По тифлоблагоустройству городов работники ВОС внесли много предложений, которые нашли отражение в государственных стандартах и других документах, в соответствие с которыми проектируются и строятся здания и обустраивается прилегающая к ним территория. Вот некоторые из них:
Там, где это возможно, при подходе к зданиям дорожки должны иметь другой рельеф, отличающийся от рельефа дороги главной улицы. Это поможет незрячему определить свое местонахождение.
Открытые двери зданий должны максимально прилегать к стене и не выступать вперед.
Здания, которые посещают незрячие, должны быть максимально приспособлены для их самостоятельного передвижения. Помещение не должно иметь острых углов, вращающихся дверей, отдельно стоящих колонн, сложной планировки, запутанных коридоров и переходов.
Центральный и боковые коридоры, а также учебные, служебные, производственные и другие помещения должны иметь разные напольные покрытия.
В удобном для слепого месте и в доступной для него форме должна находится информация о планировке здания или сооружения.
Рельефные полосы перед ступенями, а также верхняя и нижняя ступени лестниц в помещении должны быть покрашены в контрастный цвет и иметь разное покрытие, а где это возможно, - двухстороннюю подсветку.
Кнопки в лифте и перила лестниц должны иметь обозначения этажей, доступные осязательному восприятию. Лифт должен быть оснащен автоинформатором, объявляющим номера этажей.
Перила лестниц
при окончании подъема и
В культурно-зрелищных,
коммунально-бытовых, торговых, медицинских
и других учреждениях следует
предусмотреть место для
Кроме того, были предложения по обустройству территории города, включая зону отдыха, по благоустройству пассажирского транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения, в том числе, морских судов и воздушных лайнеров.
Все наши предложения были учтены в той или иной форме. Однако от создания документа до его реализации на практике лежит дистанция огромного размера.
Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду не только большое, но и малое пространство, то есть пребывание слепого в своей квартире, на рабочем месте и т.д. Чтобы понять инвалида, важно знать, какие вещи его окружают и как он располагает и хранит их на письменном столе, в шкафах, на полках и пр. Это относится не только к предметам его личного туалета, но и к бытовым приборам, которыми он пользуется и, конечно, к тифлотехническим средствам. Все, что нас окружает, воспринимается не только зрительно, но и осязательно, что для слепого важнее, чем для зрячего. Форма предмета и материал, из которого он сделан, не должны вызывать отрицательных ощущений и тем более повреждать кожу при осязании.
Недавно я провела эксперимент. На лекции о работе с инвалидами по зрению в одном из медицинских училищ Москвы я раздала будущим медикам брайлевские надписи трех видов на плотной пленке. Одна надпись была выполнена пятимиллиметровым шрифтом и полусферическими точками. Другая – семимиллиметровым шрифтом и тоже полусферическими точками. Третья – семимиллиметровым шрифтом, но точки были прорваны. Все студенты – зрячие люди, никогда не державшие в руках брайлевских текстов, единодушно отобрали надпись, выполненную семимиллиметровым шрифтом и полусферическими точками. Таким образом, эстетическое восприятие (зрительное и осязательное) находится в гармонии как у инвалидов по зрению, так и у зрячих, во всяком случае, это можно утверждать в отношении прикладного искусства.
Немного о жилище. Незрячему не нужна квартира, построенная по особому проекту. Он будет доволен комфортабельной квартирой, от которой не отказался бы любой зрячий человек. Если инвалиду-опорнику нужны штанги, кронштейны и средства малой механизации, то незрячему – вместительные встроенные шкафы для хранения тифлотехники и литературы, изданной рельефно-точечным шрифтом, широкие коридоры, просторный холл, удобные (без выступов и внутренних углов) комнаты, кухня и санузел, оснащенные современным оборудованием. Один специалист на совещании в Минтруде РФ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности с восторгом говорил о том, как в США прекрасно оборудованы кухни для инвалидов-опорников. На кресле-коляске удобно подъехать к холодильнику, мойке, плите, так как под ними имеется свободное пространство. При более внимательном изучении кухонного оборудования оказалось, что в обычных условиях под холодильником устанавливается морозильник, под плитой – микроволновая печь, под мойкой – посудомоечная машина. Наглядный пример детской игры в кубики. Убрали несколько штук – и вот уже обычная кухня оборудована для инвалида без каких бы то ни было затрат.
При обустройстве
жилища инвалида по зрению следует
учитывать не только необходимые
затраты, но и оптимальное сочетание
комфорта, дизайна и возможностей
незрячего максимально проявить
свою самостоятельность. Руководствуясь
этими критериями, мы вносим в правительственные
органы свои предложения по тифлоблагоустройству
окружающей среды с учетом эстетических
требований.
Зрительный анализатор
- сложная нервно-рецепторная
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Функциями зрения являются: острота зрения, цветоразличие, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.
Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его (А.Г. Лигвак, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, В.А. Феоктистова и др.).
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно- следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.