О предмете педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Работа содержит 1 файл

О предмете педагогики.docx

— 22.57 Кб (Скачать)

                           О предмете педагогики.

 

     Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

   Одной из ключевых идей современной науки об образовании является переход от педагогики индустриального общества к педагогике постиндустриального общества. Мы привычно живем, анализируем и оцениваем события по традиционным меркам не задумываясь особенно об отдаленном будущем. А между тем это «отдаленной будущее» уже наступило! Человечество резко перешло в совершенно новую, постиндустриальную эпоху своего развития. Все неузнаваемо изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, образ жизни людей и его стандарты.

    С достижением  материального благополучия, с появлением  изобилия продовольствия, одежды, обуви,  бытовой техники связан переход  человечества в постиндустриальную  эпоху своего развития. В последние  десятилетия произошла цепь событий,  совсем преобразивших мир: энергетический  кризис, технологическая революция,  электронно-телекоммуникационная революция,  интеграция мировой экономики,  гигантские экологические катастрофы. Мы неожиданно для себя оказались  в новой эпохе, что обусловило  стремительную переоценку роли  науки в развитии общества. Она  в значительной мере переключилась  на другие функции. 

    Начиная  с эпохи Возрождения, наука  заняла ведущую позицию в организации  и развитии общества. «Центром»  развития общества являлись научные знания, а их получение – основным видом производства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства. В основу содержания образования были положены исключительно научные знания.

   Но за последние  десятилетия роль науки ( в самом широком смысле) существенно изменилась по отношению к общественной практике. Основное внимание ученых сосредоточилось на развитии технологий. Если ранее наука производила «вечное знание», а практика пользовалась им, законы, принципы, теории жили и «работали» столетия или, по крайней мере, десятилетия, то в последнее время наука, особенно в гуманитарных, общественных и технологических отраслях, ориентирована на знание «ситуативное». Значительная часть научных исследований сегодня проводиться в прикладных областях, в частности, в экономике, технологиях, в образовании и т.д., и посвящается обработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных, финансовых структур, образовательных учреждений, фирм и т.п., оптимальных в данное время и в данных конкретных условиях. Результаты таких исследований актуальны непродолжительное время: изменятся условия, и созданные модели никому уже не будут нужны.

   Наука сегодня  утратила роль системообразующего фактора организации общества. Соответственно, изменение ее роли в жизни людей требует изменений в подходах к построению содержания образования: если раньше в его основе лежали исключительно научные знания, то теперь они должны стать лишь одним из компонентов, равноправно и рядоположенно с другими формами человеческого сознания.

   В связи  с переходом человечества в  новую эпоху своего существования  в течение нескольких следующих  десятилетий образование, очевидно, измениться больше, чем за все  триста с лишним лет, прошедших  с момента возникновения в  результате изобретения книгопечатания  школы современного типа. Общество, в котором образование становиться  подлинным капиталом и главным  ресурсом, предъявлеет жесткие требования к образовательным учреждением в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее.

     Сегодня много говорят об инновационном обучении, противопоставляя его традиционному. Эти термины и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г. Они обратили внимание мировой общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее творческих возможностей. Инновационное обучение в этом докладе трактовалось как ориентированное на обеспечение готовности  личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми. Основные черты нового типа обучения: открытость будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, готовность к совместной действиям в новых ситуациях.

   В индустриальном  обществе система образования  является поточной. Массовое образование  служит целям индустриального  производства, готовит работоспособные  элементы индустриального механизма  и само является или стремится  быть хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров. Система массового образования строится по образу и подобию индустриального производства и делит с ним его достижения и неудачи.

   На ранних  стадиях развития человечества  воспитание и обучение не разделялись,  были слиты и осуществлялись  в процессе практического участия  детей в жизни и деятельности  взрослых: производственной, общественной, ритуальной, игровой и т.д. Они  ограничивались усвоением практического  опыта, житейских правил, передававшихся  из поколение в поколение.

   Разделение  произошло позже. Очевидно, тогда, когда ведущим типом организационной культуры человечества стал научный и была создана отвечающая этому типу культуры современная школа, «школа знаний». Процесс обучения в ней был направлен, в первую очередь, на передачу научных знаний. Но такая направленность не могла охватить всего спектра воспитательных задач. Поэтому возникла необходимость дополнительной, так называемой «воспитательной работы» - т.е. воспитания, понимаемого в узком смысле, как системы мероприятий во вне учебное время в учебных заведениях, впоследствии – по месту жительства, в летних детских и молодежных лагерях и т.д.

   Таким образом сложилась вся триада: обучение, воспитание, развитие. Сегодня эти процессы идут как бы параллельно. Но в перспективе они, наверное, должны существенно сблизиться. Это сближение станет, очевидно, одним из отличительных признаков новой, инновационной педагогики, соответствующей постиндустриальному обществу.

   Традиционно  курс педагогики строиться на  «трех китах»: теория обучения, теория  воспитания, школоведение (в последнее  время оно стало называться  «управление образовательными системами»). Но, во-первых, школоведение и раньше  «выпадало» из логики общего  здания педагогики, поскольку ни  как не «вписывалось» в ее  предмет. Поэтому проблемы организации  и управления образованием мы  относим к теории образования.  Во-вторых, если педагогика включает  обучение, воспитание и развитие  и существует теория обучения, теория воспитания, то где же  теория развития?! Получается, что  педагоги отдали ее «на откуп»  психологам.

   В большинстве  современных учебников педагогики  рассматривается в основном педагогическая  деятельность, деятельность учителя,  преподавателя, воспитателя. Об  учебной деятельности воспитанника, ученика, студента, слушателя зачастую  вообще не упоминается, хотя  все авторы единодушно указывают  на субъектность обучающегося. Такой подход в точности соответствовал авторитарной модели общества и авторитарной системе образования.

   С тех пор  педагогика как наука традиционно  определяет свой предмет как  взаимодействие педагога и обучающегося, воспитанника, но все, что относится  собственно к деятельности обучающегося, воспитанника. Традиционно считается  предметом психологии.

   Развитие  педагогики в новых социально-экономических  условиях предполагает противоположный  подход. Центральной ее фигурой  должен стать обучающийся: ученик, студент, слушатель и т.д., его  образовательная деятельность. Причем, обучающийся, понимаемый не абстрактно, не как класс, группа или весь контингент учебного заведения, а рассматриваемый на уровне каждого отдельного человека, во всем богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей и устремлений. Ведь до сих пор в учебниках педагогики ее субъекты фигурируют полностью обезличенно -  только во множественном числе: дети, учащиеся, воспитанники, студенты, ребята, ученики и т.д. Это последствия прежних подходов, когда главным было общественное, а личное как бы вообще не рассматривалось. Но сегодня должно быть наоборот: в первую очередь – человек, обучающийся, ребенок и т.д. И только потом, и то не всегда, - обучающиеся. Необходимо заново переосмыслить понятие «образование», а также соотношение понятий «педагогика» и «образование»

   Понятно, что  и обучение, и воспитание, и развитие  относиться к человеку. Начнем  с определения его места среди  уровней организации материи. По В.С Ледневу, человек рассматривается в двух аспектах: как индивид и как личность. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми, применяется термин «индивид». В этом смысле характеризуют индивидуальные особенности, например, мышление, темперамент, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и т.д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом, используется понятие «личность», соответственно, характеризуются личностные качества: общительность, самостоятельность и т.д. Личность в свою очередь рассматривается в трех аспектах( по А.В. Петровскому): «я в своих глазах», « я в отношении с другими людьми», «я в глазах других». С категорией человека соотноситься также категория «деятельность»

   Понятно также,  что и обучение, и воспитание, и развитие (в психолого-педагогическом  смысле) связаны с динамикой с  процессами изменения человека: приращением знаний, умений, трансформацией  его мировоззрения, мотивов и  т.д.

   Существуют  две различные тенденции развития: 1)восходящая, переход от простого  к сложному, от низшего к высшему  (прогрессивная линия, прогресс), 2) нисходящая, от сложного к простому, от высшего к низшему ( регрессивная линия, регресс). Для любого индивидуального объекта/ субъекта характерно последовательное сочетание обеих линий. Например, организмы возникают, растут, совершенствуются, но затем неизбежно стареют и гибнут.

   Возникает  вопрос: о развитии кого/чего должна  идти речь в контексте нашей  проблемы? Рассмотрим разные варианты.

  1)Развитие человека. Но это слишком широкое понятие, включающее и филогенез, и онтогенез, и, допустим, анатомическое развитие каждого отдельного человека в процессе роста и т.д.

  2)Развитие личности. Но человек рассматривается и как индивид, и как личность. Если говорить только о развитии личности, то, вспоминая С.Л. Рубинштейна, человек опять «пойдет по ведомству исторического материализма как носитель общественных отношений». Кроме того, понятие «развитие личности» в психологии и педагогике настолько «заезжено», что уподобляется, скорее, художественному образу: никто не удосуживается дать четкого определения, каждый автор вкладывает в него свой собственный смысл.

   Для снятия  противоречий обратимся еще к  одной философской категории  – «опыт». Это основанное на  практике чувственно-эмпирическое  познание объективной действительности; в широком смысле – единство знаний и умений. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Это понятие по существу совпадает с категорией практики. Накопление и передача опыта из поколение в поколение составляет существенную характеристику общественного развития.

   Если мы  соединим две философские категории:  «развитие» и «опыт», имея в  виду индивидуальный опыт каждого  отдельного человека, накапливаемый  в процессе жизни, деятельности, то получим желаемое. Педагогика  изучает развитие жизненного  опыта человека. Развитие жизненного опыта человека можно назвать образованием (как процесс и как результат).

   Слово «образование»  происходит от корня «образ». Образование – это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего «Я», своего места, своей роли в этом мире. Таким образом, образование – это развитие жизненного опыта человека. Тогда педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося)

   Субъект образования – обучающийся: в детском саду – воспитанник, в школе – ученик, в профучилище – учащийся, в колледже, в вузе – студент, на курсах – слушатель, курсант и т.д.; в целом – любой человек любого возраста, занимающийся в учебном заведении или самообразованием и т.д.

   Таким образом,  мы однозначно определили предмет  педагогики, а также сопоставили  категории «педагогика» и «образование».  Но как соотноситься с ними  традиционная для педагогики  триада? Рассмотрим иерархическую  структуру личности ( по К.К. Платонову)

Информация о работе О предмете педагогики