Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:02, контрольная работа
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Одной из ключевых идей современной науки об образовании является переход от педагогики индустриального общества к педагогике постиндустриального общества. Мы привычно живем, анализируем и оцениваем события по традиционным меркам не задумываясь особенно об отдаленном будущем. А между тем это «отдаленной будущее» уже наступило! Человечество резко перешло в совершенно новую, постиндустриальную эпоху своего развития. Все неузнаваемо изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, образ жизни людей и его стандарты.
С достижением
материального благополучия, с появлением
изобилия продовольствия, одежды, обуви,
бытовой техники связан
Начиная
с эпохи Возрождения, наука
заняла ведущую позицию в
Но за последние десятилетия роль науки ( в самом широком смысле) существенно изменилась по отношению к общественной практике. Основное внимание ученых сосредоточилось на развитии технологий. Если ранее наука производила «вечное знание», а практика пользовалась им, законы, принципы, теории жили и «работали» столетия или, по крайней мере, десятилетия, то в последнее время наука, особенно в гуманитарных, общественных и технологических отраслях, ориентирована на знание «ситуативное». Значительная часть научных исследований сегодня проводиться в прикладных областях, в частности, в экономике, технологиях, в образовании и т.д., и посвящается обработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных, финансовых структур, образовательных учреждений, фирм и т.п., оптимальных в данное время и в данных конкретных условиях. Результаты таких исследований актуальны непродолжительное время: изменятся условия, и созданные модели никому уже не будут нужны.
Наука сегодня
утратила роль
В связи
с переходом человечества в
новую эпоху своего
Сегодня много говорят об инновационном обучении, противопоставляя его традиционному. Эти термины и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г. Они обратили внимание мировой общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее творческих возможностей. Инновационное обучение в этом докладе трактовалось как ориентированное на обеспечение готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми. Основные черты нового типа обучения: открытость будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, готовность к совместной действиям в новых ситуациях.
В индустриальном
обществе система образования
является поточной. Массовое образование
служит целям индустриального
производства, готовит работоспособные
элементы индустриального
На ранних
стадиях развития человечества
воспитание и обучение не
Разделение произошло позже. Очевидно, тогда, когда ведущим типом организационной культуры человечества стал научный и была создана отвечающая этому типу культуры современная школа, «школа знаний». Процесс обучения в ней был направлен, в первую очередь, на передачу научных знаний. Но такая направленность не могла охватить всего спектра воспитательных задач. Поэтому возникла необходимость дополнительной, так называемой «воспитательной работы» - т.е. воспитания, понимаемого в узком смысле, как системы мероприятий во вне учебное время в учебных заведениях, впоследствии – по месту жительства, в летних детских и молодежных лагерях и т.д.
Таким образом сложилась вся триада: обучение, воспитание, развитие. Сегодня эти процессы идут как бы параллельно. Но в перспективе они, наверное, должны существенно сблизиться. Это сближение станет, очевидно, одним из отличительных признаков новой, инновационной педагогики, соответствующей постиндустриальному обществу.
Традиционно
курс педагогики строиться на
«трех китах»: теория обучения, теория
воспитания, школоведение (в последнее
время оно стало называться
«управление образовательными
В большинстве
современных учебников
С тех пор
педагогика как наука
Развитие
педагогики в новых социально-
Понятно, что и обучение, и воспитание, и развитие относиться к человеку. Начнем с определения его места среди уровней организации материи. По В.С Ледневу, человек рассматривается в двух аспектах: как индивид и как личность. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми, применяется термин «индивид». В этом смысле характеризуют индивидуальные особенности, например, мышление, темперамент, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и т.д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом, используется понятие «личность», соответственно, характеризуются личностные качества: общительность, самостоятельность и т.д. Личность в свою очередь рассматривается в трех аспектах( по А.В. Петровскому): «я в своих глазах», « я в отношении с другими людьми», «я в глазах других». С категорией человека соотноситься также категория «деятельность»
Понятно также, что и обучение, и воспитание, и развитие (в психолого-педагогическом смысле) связаны с динамикой с процессами изменения человека: приращением знаний, умений, трансформацией его мировоззрения, мотивов и т.д.
Существуют
две различные тенденции
Возникает вопрос: о развитии кого/чего должна идти речь в контексте нашей проблемы? Рассмотрим разные варианты.
1)Развитие человека. Но это слишком широкое понятие, включающее и филогенез, и онтогенез, и, допустим, анатомическое развитие каждого отдельного человека в процессе роста и т.д.
2)Развитие личности. Но человек рассматривается и как индивид, и как личность. Если говорить только о развитии личности, то, вспоминая С.Л. Рубинштейна, человек опять «пойдет по ведомству исторического материализма как носитель общественных отношений». Кроме того, понятие «развитие личности» в психологии и педагогике настолько «заезжено», что уподобляется, скорее, художественному образу: никто не удосуживается дать четкого определения, каждый автор вкладывает в него свой собственный смысл.
Для снятия
противоречий обратимся еще к
одной философской категории
– «опыт». Это основанное на
практике чувственно-
Если мы
соединим две философские
Слово «образование» происходит от корня «образ». Образование – это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего «Я», своего места, своей роли в этом мире. Таким образом, образование – это развитие жизненного опыта человека. Тогда педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося)
Субъект образования – обучающийся: в детском саду – воспитанник, в школе – ученик, в профучилище – учащийся, в колледже, в вузе – студент, на курсах – слушатель, курсант и т.д.; в целом – любой человек любого возраста, занимающийся в учебном заведении или самообразованием и т.д.
Таким образом,
мы однозначно определили