Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:47, контрольная работа
Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные и, зачастую, оздоровительные задачи.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ
Концепция.
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:
- создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
- разработка и внедрение системы петебурговедческого образования в условиях ДОУ;
- приобщение воспитанников к различным видам национального, в т. ч. петербургского, искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
- воспитание культуры юного петербуржца в условиях семейного социума.
- в ознаменование 303-летия Санкт-Петербурга воспитанники принимали участие в посадке на территории ДОУ саженцев плодово-ягодных растений по линии благотворительности от немецких коллег;
- проводятся петербургские ассамблеи с привлечение родителей воспитанников;
- проведен в ознаменование 303-летия Санкт-Петербурга праздник в комплексе бассейна «Виват, Санкт-Петербург!» с участием детей подготовительной группы;
- группа принимала участие в смотре-конкурсе на оформление развивающей среды петербурговедческого направления;
- проведятся открытые занятия по петербурговедению;
- разработаны методические пособия и разработки, дидактические материалы;
- оформлена наглядность по петербурговедению;
- в ИЗО-студии и группе действует постоянная сменная выставка детских рисунков на тему «Блистательный Санкт-Петербург».
Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные
1. Развитие речи.
Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка, овладение речью не самостоятельная задача. Среди многих речевых функций дошкольника, самая главная – общение с окружающими, переход к внеситуативной форме общения, где к речи предъявляются новые требования и стимулируют ее дальнейшее развитие.
Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.
1.1. Развитие лексики.
Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, поскольку овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией в которой происходит общение. Развитая лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.
1.2. Формирование грамматического строя речи.
Грамматика это «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, делает интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.
1.3. Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В процессе ознакомления с петербурговедением еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.
1.4. Развитие связной речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание. В связной речи, развивающейся посредством восприятия литературных произведений детей, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства опыта, развивается основная функция связной речи – коммуникативная (осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе).
Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей:
- беседа, как метод обучения диалогической речи;
- обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
- обучение творческому рассказыванию;
- формирование связных высказываний типа суждений.
2. Физическое и валеологическое развитие.
Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей в условиях ДОУ и дома, закаливающих процедур, специальных упражнений для развития двигательных умений и навыков с учетом рекомендаций медиков и индивидуально-личностного подхода, увеличение двигательной активности детей в течение дня.
Одна из основных задач сформирована в программе воспитания «Петербургская концепция» 1993 года – формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Средствами к достижению цели являются образец поведения взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
В основные методы следует включить и ознакомление с литературными произведениями. Различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе может почувствовать, что может управлять своим здоровьем. Цель произведений о здоровом образе жизни – дать ребенку знания, заинтересовать его и предоставить возможность на практике познать функции организма.
3. Экологическое и нравственное воспитание.
Нравственное воспитание –целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течение времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношений к людям, к природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.
4. Изобразительная деятельность.
Связь этих двух дисциплин с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).
5. Трудовое воспитание.
Между петербурговедением и трудом возникают следующие отношения: иллюстративные материалы, художественные произведения о Санкт-Петербурге, блин, участие в трудовых мероприятиях на участке ДОУ имеют в своей основе моральной содержание. В них через художественные образы воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов, к результатам труда. Дети, оценивая действия и поступки персонажей, отражают это в своей деятельности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами: гуманность, патриотичность, трудолюбие, мораль.
Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости и положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Известный и самый значимый метод – пример взрослого (воспитателя, родителей). Методы и средства применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
1. Художественная литература.
2. Иллюстративно-познавательные материалы.
3. Природа Санкт-Петербурга.
4. Собственная деятельность детей.
5. Окружающая обстановка.
6. Беседы.
7. Подборки материалов по теме.
8. Рассказывание воспитателя.
9. Аудио-, слайды-, видеоматериалы.
В целях устойчивого формирования у детей интереса к данному виду деятельности и нравственно-патриотического воспитания в группе должен иметь место уголок петербурговедения. Это спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы, заниматься изобразительной деятельностью.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок петербурговедения должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет исторической личности, блин, писателя, предметы петербургского и народно-прикладного искусства;
- в уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются материалы, книги, виды Санкт-Петербурга, репродукции с картин известных художников;
- хорошо иметь рядом шкаф для хранения иллюстративных материалов, книг и альбомов.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.
РАБОТА СРОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Наш город всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние малолетние его жители должны стать достойными их преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга - бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, приобретение для души и сердца ребенка. Для этого наших детей нужно подготовить.
В процессе работы по изучению истории города проводится работа с родителями, например:
- провести семейную экскурсию в «Летний сад», на Пискаревское кладбище, Площадь победы, Марсово поле;
- посетить храмы: Спас-на-крови, Исаакиевский собор, Смольный монастырь, Казанский собор, Петропавловский собор;
Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание. Петербурговедение