Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:18, статья
Начиная работать в образовательном учреждении, каждый учитель строит свою деятельность в определённой последовательности, планирует достижение результатов, ставит перед собой и своими учениками конкретные цели и задачи, выбирает набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств. Для обозначения определённого построения деятельности учителя в педагогике введено понятие педагогическая технология. Ещё в XVII в. Я. А. Коменский сформулировал классно-урочную организацию обучения, сложившуюся на принципах дидактики и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Необходимость появления педагогических технологий связана с быстро развивающимся обществом, которое ставило непосильные цели и задачи для традиционной школы конца XIX – середины ХХ века. Было важно вовремя доносить информацию до учащихся, просвещать и организовывать их репродуктивную деятельность. Тогда обучение в школах велось в русле традиционных педагогических технологий. Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Ю.С.Сывороткина
г. Ульяновск
Новые педагогические технологии в решении проблемы по формированию
общеучебных умений в рамках ФГОС второго поколения
Начиная работать в образовательном учреждении, каждый учитель строит свою деятельность в определённой последовательности, планирует достижение результатов, ставит перед собой и своими учениками конкретные цели и задачи, выбирает набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств. Для обозначения определённого построения деятельности учителя в педагогике введено понятие педагогическая технология. Ещё в XVII в. Я. А. Коменский сформулировал классно-урочную организацию обучения, сложившуюся на принципах дидактики и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Необходимость появления педагогических технологий связана с быстро развивающимся обществом, которое ставило непосильные цели и задачи для традиционной школы конца XIX – середины ХХ века. Было важно вовремя доносить информацию до учащихся, просвещать и организовывать их репродуктивную деятельность. Тогда обучение в школах велось в русле традиционных педагогических технологий. Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Но сегодня общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В рамках традиционных технологий весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям информационного общества. В такой ситуации естественным стало появление множества других технологий, позволяющих решить проблему формирования общеучебных умений. [3].
В современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования. Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы» [2, с. 10]. В том числе и гносеологические проблемы в учебно-познавательной деятельности. Поэтому новая образовательная парадигма учебно-познавательной компетенции знаменует переход школы от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания. В этой системе общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач; умения по структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению и т.д. Одна из важнейших задач школьного обучения — научить учащихся приемам мыслительной деятельности: самостоятельно производить мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию — и с их помощью получать продукты мыслительной деятельности — понятия, суждения, умозаключения. Овладение приемами мыслительной деятельности обеспечивает автоматизм (частичный) выполнения конкретных действий в учебной деятельности. [1, с. 309].
Сегодня, в рамках Федерального Государственного Стандарта Образования второго поколения, особое внимание уделяется активизации мыслительной деятельности учащихся с учётом индивидуальных способностей каждого. Поэтому наиболее эффективными являются такие технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Именно личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого на сегодняшний день.
Следует отметить, что на настоящий момент применяются различные виды личностно-ориентированных технологий. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее востребованными и эффективными являются следующие:
-обучение в сотрудничестве
- метод проектов
-игровые технологии
- дифференцированный подход к обучению [3].
Останавливаться подробно на каждой из технологий не имеет смысла, поскольку каждый учитель наверняка так или иначе сталкивался с каждым из направлением и имеет какое-то представление о них. Но хочется отметить то, что в рамках нового стандарта образования все эти педагогические технологии могут осуществляться с использованием информационных технологий. А это уже существенно новое в реализации и достижении поставленных целей и задач. К тому же использование ИКТ в образовании в значительной мере повышает мотивацию к учебной деятельности школьников.
Литература:
1. Гамезо М., Петрова
Е. , Орлова Л. Возрастная и
2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
3. Зидиханова А.М. Тематический педсовет
"Современные образовательные технологии
в учебно-воспитательном процессе"
http://school-116.ucoz.ru/60.