Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:14, реферат
Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Основные отрасли педагогической науки…………………………………………………………………………………….4
Новые отрасли педагогической науки…………………………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………..12
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
Естественно-географический факультет
Кафедра
педагогики и психологии
им. З. Т. Шарафутдинова
Реферат
Новые
отрасли педагогической
науки
Специальность
Выполнила студентка
161 группы 1 курса
Гильмутдинова Наиля
Ильдаровна
Проверила: Хафизова
Гузель Мисбаховна
Набережные
Челны 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основные
отрасли педагогической
науки…………………………………………………………………
Новые
отрасли педагогической
науки…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Педагогика
- система наук о воспитании и
образовании детей и взрослых.
«И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь
человек учится чему-либо на протяжении
всей своей жизни! Однако, педагогика
детским садом, школой, училищем и
ВУЗом не заканчивается. Педагогика
охватывает всю нашу жизнь. Педагоги
- не только школьные учителя и преподаватели
ВУЗов, - они и логопеды, и руководители
кружков, и преподаватели интернатов,
и дефектологи, и фитнес-тренеры,
и преподаватели курсов повышения
квалификации, и репетиторы для школьников,
даже мы с вами являемся педагогами
для своих детей. В данном реферате
мы и остановимся на различных
отраслях этой великой и важной системе
наук и значении их в нашей жизни.
Основные
отрасли педагогической науки.
Общая педагогика —
1) общие основы;
2) дидактика (теория
обучения); - это особая область педагогики
изучающая закономерности единого процесса
образования и воспитания в обучении.
Дает научное обоснование целям и отбору
содержания образования, выбору средств
и методов обучения, определяет формы
организации обучения.
3) теория воспитания;
4) школоведение - часть педагогики, занимающаяся
вопросами управления школьным делом.
Названные разделы в
История педагогики — отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов.
Педагогика высшей
школы — отрасль педагогики, изучающая
особенности обучения, воспитания и развития
людей в процессе получения высшего образования.
Школьная педагогика — отрасль
педагогики, изучающая особенности обучения,
воспитания и развития людей в процессе
получения образования в средней школе.
Коррекционная
педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся
обучением и воспитанием людей в интересах
коррекции их личности и деятельности.
Профессиональная
педагогика — отрасли педагогики, ориентированные
на изучение процессов обучения, воспитания
и подготовки представителей различных
профессий.
Педагогика неформального образования — отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания.
Педагогика образования
взрослых — отрасль педагогики, специально
исследующая формы и способы образования
взрослых людей.
Также существуют и другие отрасли педагогической науки. Такие, как:
Новые отрасли
педагогической науки.
По моему мнению новых отраслей педагогики очень много. И со временем их становится все больше и больше, т.к. педагогика как наука не стоит на месте, она развивается.
Рассмотрим подробнее отрасли педагогики, которые входят в специальную педагогику, это такие как:
Хочу немного подробнее рассказать о олигофренопедагогике.
Первые попытки воспитания и обучения
умственно отсталых детей были предприняты
во Франции в начале 19 в. Ж. Итаром. В середине
19 в. французкий врач и педагог Э. Сеген
обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической
системы собственную практику воспитания
слабоумных детей. Со 2-й пол. 19 в. в связи
с развитием всеобщего начала обучения
усилилось внимание к проблеме воспитания таких
детей, для них начинают создаваться специальные
классы и школы во многих странах. Большая
роль в развитии Олигофренопедагогики
за рубежом принадлежит О. Декроли и Ж.
Демору (Бельгия), Б. Меннелю и А. Фуксу
(Германия), А. Бит, Ж. Филиппу и П. Бон-куру
(Франция). Эти учёные видели в специальном
обучении важнейший источник воздействия
на материальную основу аномалии и активно
выступали за развитие и усиление вспомогательного
обучения, за организацию и метод, укрепление
специальной школы.
В России Олигофренопедагогика зарождалась
под влиянием педагогических идей К.
Д. Ушинского и связана с именами Е. К. Грачёвой,
М. П. Постовской, В. П. Кащенко, которым
принадлежит заслуга в создании первых
учреждений для умственно отсталых детей
(первый вспомогательный класс был организован в Москве
в 1908) и в издании первых методических
руководств по работе с отсталыми детьми.
Кащенко был также одним из активных пропагандистов
всеобщего обучения и воспитания аномальных
детей,
организатором научных исследований по дефектологии, инициатором создания и руководителем школы-санатория для дефективных детей, открытой в Москве в 1908. Большое значение для развития Олигофренопедагогики имели работы А. С. Грибоедова, О. Б. Фельцмана, Г. Я. Трошина и др. Значит, роль в отечественной Олигофренопедагогике сыграли В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественно-научную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.
В СССР обучение и воспитание аномальных
детей стало рассматриваться как задача
общегосударственной системы образования.
Важнейший вклад в создание современных
научных основ отечественной Олигофренопедагогики
внёс Л. С. Выготский. Его концепция о возможности
и необходимости ослабления интеллектуального
дефекта развитием и совершенствованием
в первую очередь высших психических функций,
а не простой тренировкой элементарных,
явилась основополагающей в Олигофренопедагогике.
Оптимистичная установка Выготского на
поиск потенциальных возможностей познавательного
и личностного развития умственно отсталого
ребёнка имела важное значение для теории
и практики специального обучения и воспитания.
Многие его теоретические положения в
дальнейшем были реализованы в трудах
А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева,
Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой,
И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой,
В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва
и др.
Олигофренопедагогика как наука
разрабатывает психологические
педагогические проблемы диагностики
умственной отсталости, пути совершенствования
обучения, методы и принципы организации
учебно-воспитательного процесса,
педагогическую классификацию и типологию
умственно отсталых детей, структуру специальных
учреждений и т. д. Одно из главных направлений
исследований в Олигофренопедагогике
— комплексное изучение умственно отсталых
детей, проводимое в сопоставительном
плане с нормой и разными видами патологии.
Наиболее важная и специфическая задача
Олигофренопедагогики — определение оптимальных педагогических
средств коррекции недостатков познавательной
деятельности и личности ребёнка в целях
его социальной и трудовой адаптации.
В Российской Федерации воспитание и обучение детей
с лёгкими формами умственной отсталости
базируются на общих принципах педагогики
и осуществляются во вспомогательных
школах-интернатах и специальных дошкольных
учреждениях. На основе общих дидактических
принципов построены специальные дидактические
принципы Олигофренопедагогики, согласно
которым процесс
обучения и воспитания
носит коррекционно-развивающий характер
и направлен на максимальное преодоление
(ослабление) недостатков познавательной,
эмоционально-волевой и двигательной
сферы умственно отсталого ребёнка.
Основное значение в коррекционно-воспитательной
работе с аномальными детьми придаётся
созданию наиболее благоприятного гигиенического
режима, индивидуального и дифференцированного
подхода, единству и постоянству требований
школы (детского сада)
и семьи, приобщению детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду. Значит, место в Олигофренопедагогике отводится расширению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи и познавательных интересов, организации предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и пр.) и трудовой деятельности, рациональному использованию словесных, наглядных и практических методов. В коррекционных целях с начинающими обучение детьми предусматривается значительный по времени пропедевтический (подготовительный) период работы для развития у учащихся внимания, обогащения чувственного познания, воспитания фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. В этот период дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе.