Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:16, доклад

Описание работы

Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребенка. А что такое «качество образования» сегодня? В книге «Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие» под редакцией М.М. Поташника (М.: Педагогическое общество России, 2000) качество образования понимается как «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующуя задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование». По мнению М.М. Поташника, «качество образования – соотношение цели и результата, меры достижения целей. Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями.

Работа содержит 1 файл

Современные подходы к управлению качеством образования в ОУ.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Современные подходы  к управлению качеством образования  в ОУ

     Каждому  педагогу хочется работать качественно,  каждый родитель мечтает о  качественном образовании для  своего ребенка. А что такое  «качество образования» сегодня?  В книге «Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие» под редакцией М.М. Поташника (М.: Педагогическое общество России, 2000) качество образования понимается как «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующуя задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование». По мнению М.М. Поташника, «качество образования – соотношение цели и результата, меры достижения целей. Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями. 

     Каковы  же цели современного образования? 

     За  долгое время работы в школе  я наблюдала следующее: выпускники школ хорошо информированы в области специальных знаний, владеют более или менее хорошо специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самым главным умением – умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации. 

     Что  же происходит? Почему, проведя 10-11 лет в школе, выпускник не  овладевает самым главным умением?  Чтобы понять это и, самое  главное, осмыслить, каким образом  помочь ребенку овладеть этим  умением, необходимо определить, что нужно молодому человеку в современном мире.

     Стратегия  современного образования заключается  в том, чтобы дать возможность  всем без исключения учащимся  проявить свои таланты и весь  свой творческий потенциал, подразумевающий  возможность реализации своих  личных планов.

     Наиболее  перспективной в  развитии  образовательного процесса в  нашей школе  явилась  концепция  образования на протяжении всей  жизни человека. Сущностными характеристиками  являются:

  - гибкость;

  - разнообразие;

  -  деятельностный  подход.

      Педагоги школы   осознали главное: важнейшей задачей сегодня является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.

     Естественно,  что выделенные цели образования  требуют определения основного пути развития нашей  школы. Сегодня педагогический коллектив разрабатывает  новую  долголетнюю программу развития. А что сделано сегодня?

  Проблема  повышения качества образования   была поднята педагогическим  коллективом еще  в 2006 году  на августовском  педсовете по итогам учебного года. Тогда  проект решения педсовета начинался с первого пункта о повышении качества образования как важного показателя результативности образовательного процесса в школе. Это был дан старт к работе и родителей, и педагогов, и учащихся. Администрация школы предложила всем участникам выразить свой взгляд на цели и результат современного образования. (Каждая из групп готовила  заранее выступление в свободной форме по вопросам:

1.     Определите цели, которые стоят  перед школой?

2.     Что вы подразумеваете под  результатом образования?

3.     Каковы пути и условия достижения  этих результатов?

4.     С какими проблемами вы можете  столкнуться, стремясь достичь  желаемый результат? 

     1 группа (учащиеся) – по теме «Школа, в которой мы хотим учиться»;

     2 группа (родители) – по теме «Школа, в которой мы хотим обучать  своих детей»;

     3 группа (педагоги) – по теме «Школа, в которой мы хотим работать»;

     4 группа (администрация) – «Школа, которой мы хотим управлять.)

     Председатель попечительского совета совместно с родителями представила  художественный макет идеальной современной школы:

1.     Наша задача сегодня – выявить  существенную характеристику нового  качества образования.

    Если  раньше родители ждали от школы,  прежде всего, знаний, а учитель был непререкаемым авторитетом, то сегодня мы, родители, смотрим на школу несколько иначе.

     Нам  хотелось бы, чтобы школа стала  вторым домом для наших детей,  поэтому фундаментом основания  этого дома должны быть:

   - Любовь и уважение к нашим детям.

   - Открытость  в общении с нами и нашими  детьми.

   - Высокий  профессионализм учителя.

   - Хотелось  бы видеть учителя нравственным  человеком, потому что мы хотим  равняться: он воспитывает не  только ребенка, но порой и  нас, родителей.

2.     Какова же цель образования?

     Назначение  образования сегодня мы видим:

а) в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат  им поступление в вуз или дадут  возможность реализовать себя, в  рабочей специальности;

б) в сформировании  у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной культуры (не в каждой семье учат ребенка строить отношения в коллективе).

3.     Каковы пути достижения поставленных  целей?

     Необходимо:

а) заинтересовать ребенка через кружки, классные часы, совместные поездки с родителями в театр, на природу, через организацию интересных встреч;

б) расширить  сферы общения, например, организовать в холле почтовый ящик, куда можно  будет класть письма от учеников, учителей, родителей;

в) создать условия, при которых ученик может выбрать себе учителя, у которого бы хотел обучаться;

г) дать возможность  ученику 10-11 классов выбрать уровень  сложности изучаемого предмета;

д) нормировать  домашнее задание, продумывать расписание так, чтобы портфель весил не больше самого ребенка.

4.     Возможные проблемы при достижении  нового качества образования.

а) могут возникнуть конфликты между учителем и учениками, а также между самими учителями.

б) неспособность  школы удовлетворить запросы  всех учащихся в выборе конкретного учителя.

в) может снизиться  общий уровень знаний учащихся при  выборе профиля обучения.

г) низкая техническая  оснащенность уроков.

д) в некоторых  случаях недостаточный профессионализм  учителя.

     Ученики  представляют результаты анкетирования  учащихся по обозначенной теме  и на их основе «выводят  формулу» , коммуникабельного, адаптированного  к окружающему миру, интеллектуального,  разносторонне развитого, здорового,  физически выносливого выпускника. 

  Творческая  группа учителей проанализировала  используемые технологии, их сильные  стороны и возможности

     Особое  внимание учителя начальной школы  уделяют такой форме организации  урока, как игра, которая способствует  формированию новой ведущей деятельности – учебной, а также развитию креативных и коммуникативных способностей учащихся.

     Педагоги  старших классов рассказали о  работе научного общества старшеклассников- ШАН, которое является одним  из элементов системы поддержки  способных детей. Преподаватели высказали  мнение о том, что необходимо повышать коммуникативные компетенции и речевую культуру выпускника школы. Для реализации данной цели предлагается ввести факультативные курсы для учащихся «Риторика», «Культура речи» и организовать семинар «Педагогическая риторика» для учителей.

     Администрация  рассказала  об апробации  профильного  обучения на старшей ступени.  Введение данной формы в учебный  процесс позволяет сочетать базовый  и повышенный уровень овладения  предметом, что является одной  из ступеней к профильной школе.

     Приоритеты, выделенные членами администрации

1)          развитие профильного обучения, дальнейшая дифференциация образовательных  программ, форм и методов обучения;

2)          дальнейшее развитие и внедрение  современных технологий; реализация компетентностного подхода в обучении;

3)          создание условий для реализации  навыков самообразования;

4)          создание механизма: школа –  открытая система – социум  – государство.

     Констатирующая  часть этой работы состояла  в следующем.

     Заслушав  всех участников образовательного  процесса, проанализировав достижений, запросы и проблемы, о которых  говорили участники педсовета,  определить формирование нового  качества образования как стратегическую  цель школы, выделив особо опытно-экспериментальную работу по социализации школьников.

     На  основании запросов и представлений  всех участников образовательного  процесса новое качество образования  рассматривать как совокупность  показателей:

·        степень развитости личности;

·        уровень воспитанности личности;

·        качество обученности школьников;

·        отрицательные эффекты и последствия  образования.

 Что мы  постановили из педсовета

     1. С  целью эффективного управления  качеством образования создали   новую модель управления школой, четко обозначив функциональные обязанности вновь организуемых структурных компонентов системы управления.

      Для этого:

·        перевели  методический совет в  режим работы научно-методического  совета, который стал  являться органом  в управленческой структуре, призванный заниматься вопросами стратегии организации опытно-экспериментальной работы, начиная с разработки основ ее замысла и кончая контрольно-оценочной, мониторинговый деятельностью;

·        реорганизовали  методические объединения педагогов в кафедры, цель которых обеспечивать педагогов методическими средствами и вовлекать их в ОЭР, исследовательскую деятельность;

·        для создания условий сохранения здоровья детей, проведения мониторинга  здоровья, отслеживания отрицательных эффектов образовательного процесса создали  кафедру здоровья, ввели  туда психолога, медицинских работников, преподавателей ОБЖ, физкультуры;

·        с целью непрерывного наблюдения за ходом инновационного учебно-воспитательного  процесса создали центр мониторинга;

·        разработали  модель предпрофильной подготовки  и профильного обучения учащихся основной школы.

    2. Сформировали  пакет диагностик, позволяющих отслеживать  уровень достижения параметров, входящих в понятие «новое  качество образования».

    3.  Изучили  существующие системы  оценивания, создали  условия  для перехода на новые, эффективные  формы контроля и оценивания  уровня знаний учащихся.

    4. Обобщили  и рекомендовали  к изучению  опыт педагогов школы (Решетниковой  З.Б, Коноваловой Г.В.- победителей школьного конкурса «Учитель года»)

    5. Организовали  постоянно действующей семинар  по теме «Технологии и методики  развития ключевых компетенций  учащихся как интегрированного  показателя нового качества образования».

    6. Создали   творческую группу учителей для формирования и внедрения опыта работы по современным технологиям обучения.(4 группы)

    7. Организовали  психолого-педагогический консилиум  «Зона ближайшего развития ребенка».

    8. Создали   программу деятельности Школьной  академии наук  как основу системы поддержки способных детей.

    9. Ввели   факультативные курсы для учащихся  «Основы делового общения», «Культура  речи» и организовали клуб  актерского мастерства. 

10. Провели   в течении года семинарские  занятия с педагогами по темам:

Информация о работе Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения