Невроз навязчивых состояний

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Данная тема по своей актуальности заслуживает серьезного внимания, прежде всего, родителей и педагогов. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз – излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть – если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Работа содержит 1 файл

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.docx

— 42.50 Кб (Скачать)

Невроз навязчивых действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – тиками. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.  
При неврозе навязчивых страхов у детей младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Такой тип невроза обычно проявляется в более старшем школьном возрасте. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о людях, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

 

 

 

 

 

 

Системные невротические  проявления

 

Детские неврозы могут  проявляться по-разному  - все зависит от типа и тяжести заболевания. Перечислим наиболее распространенные невротические проявления:

 

Невротические тики

 

Объединяют разнообразные  автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, повороты головы, подергивание плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «шмыгание» носом,  «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения. Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

 

Невротическое заикание

 

Расстройство в основном развивается в период становления  речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

 

Невротический энурез

 

Ночное непроизвольное мочеиспускание – частое проявление невроза у детей. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также наследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

 

Невротические расстройства аппетита (анорексия)

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения  в связи с первичным снижением  аппетита. Чаще всего наблюдается  в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению  невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

 

Невротические расстройства сна

У детей и подростков встречаются  весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

 

Патологические привычные действия

Наиболее распространенными  являются сосание пальцев, кусание ногтей, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, генитальные манипуляции (раздражение половых органов). Реже встречается болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях. Эти привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т.п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, виноватости, отчего его невротическое состояние осложняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невроз детей – можно ли избежать?

 

Неврозы – заболевание  излечимое, хотя и не всегда быстро. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное  лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна. Профилактика нервных расстройств у детей прежде всего сводится к устранению всех факторов, способствующих формированию нервности.

В дошкольных учреждениях  и дома ребенку надо создать благоприятную  обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже  существующей нервности: правильный уход  за ребенком, строгое соблюдение рационального  режима сна, питания, отдыха, осуществление  физического воспитания и закаливания  организма, способствующего повышению  сопротивляемости инфекциям. Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет  предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут  травмировать ребенка и словом и  несправедливым к нему отношением. 

Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору  и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важным является период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления в ней ребенка. 
Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней от роду, и спросили: «Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?», мудрец им ответил: «Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней». 
На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует психическое здоровье ребенка в семье. 
Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей – здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) – сложность, которую немногие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями.

Лучшее, что могут сделать  для своего ребенка родители - создать  дома атмосферу любви и гармонии. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - несут положительные переживания. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

 

 

  

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) /А.П. Чабовская, В.В. Голубев, Т.И. Егорова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 272 с.

 

  1.  Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 255 с.

 

 

  1. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.

 

  1. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под. ред. В.А. Александровой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 768с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………2

Причины нервных расстройств у  детей ………………………………....5

Особенности поведения нервных  детей …………………………….……8

Какие бывают неврозы ……………………………………………………………9

Невроз страха ………………………………………………………………..…9

Неврастения (астенический невроз)…………………………………10

Истерический невроз ………………………………………………………11

Невроз навязчивых состояний …………………………………………12

Системные невротические проявления …………………………………..14

Невротические тики …………………………………………………….…14

Невротическое заикание ………………………………………………….14

Невротический энурез……………………………………………………....15

Невротические расстройства аппетита (анорексия)……..15

Невротические расстройства сна …………………………………..16

Патологические привычные  действия …………………………….16

Невроз детей – можно  ли избежать?...........................................................18

Литература ……………………………………………………………………………..…20

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Невроз навязчивых состояний