Невротическое заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:57, реферат

Описание работы

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmop-hemie, Lalonewros.
Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития
учения о различных расстройствах речи. Разное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы
рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.

Содержание

Введение 3
Развитие невротического заикания 6
Симптоматика заикания 7
Возможные методы коррекции заикания 8
Заключение 8
Литература

Работа содержит 1 файл

невротическое заикание.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

конечно, не так  строго разграничены, переходы постепенны, явления одного

периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда  развитие невроза идет

по  иным путям. 

Симптоматика  заикания. 
 

    Выделяя  при всем многообразии клинической  картины заикания

 физиологические  и психические моменты, первичными считают расстройства  физиологического характера.

    На  основе физиологических расстройств  формируются психологические

особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда

психологические изменения нередко выступают  на первый план.

    Впервые  наиболее полно симптоматика  заикания была представлена в  работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).

    В  настоящее время условно выделяются  две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). 

Возможные методы коррекции  заикания. 

    Становлению  современного комплексного подхода  к преодолению заикания  предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта.

Многочисленность  и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.

    При  изучении существовавших ранее  приемов, средств и методов

преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от

характера рекомендуемых  средств воздействия на заикающегося — медицинского  или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного  и педагогического воздействия на заикающихся. 

Заключение. 

    Несмотря  на то, что в настоящее время  исследование заикания направлено

на раскрытие  его центральных механизмов, последние  остаются мало

разработанными. Существующие концепции возникновения заикания не объясняют выявленных клиницистами  разных групп больных, страдающих заиканием, при одинаковом  типе и тяжести  судорожных нарушений речи.

    Проблема  возникновения  нейрофизиологических  механизмов синдрома

заикания до сих пор остается нерешенной. Актуальность исследования этой

проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррекции, поскольку существующие в настоящее время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению.

   При проведении  исследований[23] оказалось, что некоторые  симптомы

заикания, непосредственно  обусловленные действием неблагоприятных  факторов на ранних этапах онтогенеза, были компенсированы с течением времени в силу пластичности развивающегося мозга. Действительно, сравнение данных комплексного обследования детей и взрослых показало, что электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры, связанные с нарушением кровообращения в задних, преимущественно левосторонних, отделах, ярко проявляясь в детском возрасте, у взрослых уже не отмечались. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее подверженных пластическим перестройкам, сохранялась.

   Наряду  с этим другие симптомы, связанные  с дисфункцией высших центров  вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливаются и наиболее отчетливо проявляются у взрослых.

    Среди основных факторов риска развития заикания наиболее часто называют наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально- волевой сферы.

    Психологическое  исследование не выявило существенных  различий между

детьми с разными  сроками заикания. Всем детям в разной степени были

свойственны нарушения  эмоциональной сферы, расторможенность, страхи,

быстрая истощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили  дисфункцию высших центров вегетативной и эмоциональной регуляции у больных заиканием независимо от сроков заболевания и возраста.

    Комплексное  обследование взрослых с синдромом  заикания позволило

обнаружить возможные  нейрофизиологические механизмы развития этого

синдрома. Вместе с тем данные, полученные при исследовании взрослых

больных, характеризуют функциональное состояние мозга и эмоционально-

волевой сферы  по прошествии длительного периода  с момента возникновения заболевания. Это обстоятельство в силу большой пластичности и компенсаторных возможностей мозга затрудняет выявление тех факторов риска возникновения заикания, которые связаны с ранним постнатальным развитием, а также не позволяет разграничить симптомы, непосредственно связанные с этиологией заикания и его последствиями.

    В  данной работе  заикание рассматривалось  с двух точек зрения:

o с одной  стороны как проявление нормального  формирования  фразовой речи и    как проявление аффективной реакции, но без закрепления патологического    стереотипа   речевой функции,

o с  другой  стороны как проявление патологических  изменений на  разных

   уровнях.

    Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что  единой точки  зрения

по поводу заикания нет до сих пор ни по одному из компонентов структуры

данного вопроса (этиология, симптоматика, классификация, методы коррекции). 

    Тем  не менее, нельзя не согласиться  с тем, что практически все

современные авторы рассматривают  заикание не как узко речевую патологию, а как целый комплекс  патологически развивающихся органов и систем. 

Л И Т Е Р А  Т У Р А 

 И.А. Сикорский.  О заикании. – М., 1889.

 Э. Фрешельс. Заикание – ассоциативная афазия. – М.-Л.,1931.

 Д.Г. Неткачев. Предупреждение и  лечение   заикания в детском возрасте.

         М.,1909.

 А. Адлер  Практика  и теория  индивидуальной  психологии.– М.,1993.

 И.П. Павлов. Экспериментальая  патология  высшей нервной деятельности.

         В сб.: Избранные  произведения. – Госполитиздат., 1949.

  П.К. Анохин. Избранные труды. Философские  аспекты теории

         функциональной системы – М.,1978.

  А.Р. Лурия,  Д.Я. Юдович. Речь и  развитие  психических процессов  у

          ребенка. – М., 1957.

 Н.П. Тяпугин.  Заикание. – М., 1966.

 А.Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии временных  связей  в

          нормальном и аномальном развитии. – М., 1952.

 С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

 М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. – М.,1973.

 Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии  синдрома

          заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М.                

 Н.М. Асатиани. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А.

          Власовой, К.П. Беккер. – М., 1983.

 Логопедия:  учеб-к для студентов дефект. Фак.  пед. ин-тов / Под ред.

           Л.С. Волковой. – М., 1995.

 И.А. Сикорский.  О заикании. – М.,1889.

 Э. Фрешельс (пер с  нем.). Заикание – ассоциативная  афазия. М.-Л.,      1931.

 Заикание. Под  ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер. – М., 1983.

 Н.И. Жинкин. Механизмы речи. – М.,1958.

 Комплексный   анализ патогенетических механизмов  и этиологии синдрома

заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский /

Дефектология  № 5,2000.

Информация о работе Невротическое заикание