Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:57, реферат
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmop-hemie, Lalonewros.
Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития
учения о различных расстройствах речи. Разное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы
рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.
Введение 3
Развитие невротического заикания 6
Симптоматика заикания 7
Возможные методы коррекции заикания 8
Заключение 8
Литература
МОСПИ
Заочное
отделение «Коррекционная педагогика
и специальная психология»
Реферат
по курсу «Невропатология»
Тема
«Невротическое
заикание»
2 курс
2009
г.
Содержание
Введение
Развитие невротического заикания 6
Симптоматика
заикания
Возможные методы коррекции заикания 8
Заключение
Литература
Введение.
Заикание
— нарушение темпо-ритмической
организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц
Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития
учения о различных расстройствах речи. Разное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы
рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.
В
древние времена заикание
накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или с неправильным
соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Вероятность
нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие
несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини
считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое
просачивается на язык слизь и эта слизь затрудняет речь. Вутцер объяснял
это патологическим углублением в нижней челюсти, в котором прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан считал, что причина заикания в неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.
Другие
исследователи связывали
функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели;
чрезмерно быстрый
выдох; спазматическое сокращение мышц,
удерживающих язык в полости рта;
несогласованность процессов
Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании
психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от
того, что речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за
напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого
аппарата приходят
в «судорогоподобное состояние»
В
начале XIX в. ряд французских
Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат органического поражения
голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым
отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба-де-л`Изер считал заикание особой контрактурой мышц голосового аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.
Большинство русских исследователей, например, И.А. Сикорский (1889)
рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи,
судорожный невроз, или определяли его как страдание чисто психическое,
выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Г. Д. Неткачев, 1909,1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).
К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно
свести к трем теоретическим направлениям:
1) Заикание
как спастический невроз
раздражительной
слабости речевых центров. Сикорский
писал: «Заикание есть внезапное
нарушение непрерывности
координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма:
заикание — это судорогоподобные спазмы.
2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Т.
Гепфнер и Э. Фрешельс выдвинули это направление, и последний считал
заикание ассоциативной афазией. Сторонниками этой теории были Г. Д.
Неткачев, Ю. А. Флоренская. Г.Д. Неткачев одним из первых предложил
подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения,
таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания
получил свое дальнейшее развитие.
3) Заикание
как подсознательное
психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.
Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны,
проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все определеннее становится
мнение, что заикание
— это сложное
К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной
деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Заикание, как и
прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих
перенапряжение
процессов возбуждения и
патологического условного рефлекса.
Согласно
учению И.П. Павлова, и у
него таких же факторов тоже могут наступить расстройства высшей нервной деятельности, при которых отсутствует повреждение вещества нервной ткани, а имеются нарушения функционального характера, возникает невроз.
Отмечая, что законы, которые управляют деятельностью первой
сигнальной системы,
одинаковы и для второй сигнальной
системы у человека, И.П. Павлов вместе
с тем настойчиво указывал, что нельзя
механически переносить на человека
данные, полученные в экспериментах
на животных . Высшая нервная
деятельность человека в отличие от
животных формируется под влиянием
воздействия на него факторов
социальной среды. Она неразрывно связана
с трудом (у ребенка с игрой, обучением
и воспитанием), общением людей между собой,
с речью, с взаимодействием первой и второй
сигнальных систем и пр. Неврозы, возникающие
у человека, вследствие особенностей его
высшей нервной деятельности имеют
свои особые этиологические факторы уже
социального порядка и свое особое клиническое
выражение.
Развитие
невротического заикания.
Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех
основных периодах.
1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых
имеется только начальная судорожность речевых движений и когда
ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В
случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь
переходит в следующий, второй период.
2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи
заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей
речи и невольно начинает применять для преодоления этих
затруднений напряжение при
сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма
заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В
дальнейшем невроз начинает
3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более
поздним годам, на первый план выступают представления о трудности
произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление
судорожности. Поведение больного
заиканием обычно проходит
под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и
постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер
больного, который приобретает астенические свойства.
4.
В четвертом периоде
начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание
наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то
представляет собой остатки
было.
Представленные
здесь периоды развития