Автор: Y********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Усовершенствование форм образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. []
Урок – гибкая форма организации обучения. Она включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Введение.....................................................................................................3
1. Нетрадиционный урок............................................................................4
2. Характеристика нетрадиционных учебных занятий...........................7
3. Построение и организация урока производственного обучения.......9
4. Использование нетрадиционных форм и методов на уроках производственного обучения.....................................................................13
Заключение................................................................................................17
Список литературы...................................................................................18
Приложение...............................................................................................
урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения характерные для профессии;
урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся — контрольно-проверочный.
Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:
урок-конкурс профессионального мастерства;
урок-зачет;
урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);
семинар производственного обучения;
производственная конференция;
производственная экскурсия;
урок — праздник первой детали;
урок с участием новаторов производства;
урок изобретательства и рационализации;
урок-аукцион ученических изделий;
урок-отчет;
урок «деловая игра» и т.д.[4]
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный элемент урока.
Урок всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие учащихся, проверяет их вешний вид, сообщает учащимся тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний учащихся. А также проверку их практической подготовленности. Этот элемент урока психологически готовят учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала.
Вводная часть урока направлена на подготовку учащихся к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий учащимися группы.
Вводный инструктаж начинается с ознакомлением учащихся с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане урока его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятие мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание учащихся на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди учащихся, говорит об ученическом норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего. [13]
В основной част занятия, текущем инструктаже, учащиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять свои знания в конкретных практических ситуациях
В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовую деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания, сложности учебного материала и особенностей учебной группы.
В заключительной части подводят итоги занятия. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет.
Построение урока должно способствовать возбуждению интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками.
Решать
поставленную цель выполнять задачи
урока можно только при активной
познавательной деятельности учащегося,
с одной стороны и управления
этой деятельностью мастером производственного
обучения, другой стороны. [11]
В трудах таких специалистов как Батыршев, Скокун, Эрганова, Бабенский и Беспалого большое место занимают умения — способность использовать знания в практической деятельности, т.е. речь идет, прежде всего, о формировании общепрофессиональных умений. Для специалиста почтовой связи это не только выполнение операций связанных с приемом, обработкой и вручением почтовых отправлений, но и увеличение доходности своего структурного подразделения, способность принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, способность самостоятельно обобщать определенную информацию и реализовывать её на практике.[15]
Как добиться этих умений? Какими же формами и методами возможно достичь познавательной активности и самостоятельности обучающихся?
В последнее десятилетие широкое распространение получили так называемые нетрадиционные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
Суть нетрадиционных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладели бы способом деятельности.
Для того чтобы развивать экономическое, аналитическое мышление, организаторские умения, необходимо учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат нетрадиционных методы обучения профессиональным умениям и навыкам.
Названные методы учебный процесс делают активным, деятельным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).
Рассмотрим примеры применения вышеперечисленных методов на уроках производственного обучения по профессии "Оператор связи".
Проведение урока в форме КВН относится к играм соревнованиям. Это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках специальных дисциплин и уроках производственного обучения. Здесь обязательны разделение участников на две (и более) команды и выбор судейской бригады или жюри. Для придания конкурсу динамичности и скорости следует при выполнение отдельными учащимися практических заданий предложить командам выполнение таких заданий как решение кроссвордов, криптограмм, числового диктанта и др. Существенным моментом в таком уроке становится система критериев оценки деятельности участников. Как правило, основные из них – это знание почтовой терминологии, бланков почтовой документации, быстрота выполнения работ, правильность выполнения практических работ. Такой конкурс, как правило, служит составной частью урока, как мы уже говорили, продолжительность урока производственного обучения длится 6 часов. Целесообразно проводить его на вводном инструктаже контрольно-проверочного урока, по какой либо теме.
Кроме уроков КВН, к урокам с игровой состязательной основой можно отнести урок-игру «Придумай проект», урок типа игры «лото», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.
Еще одна из положительных тенденций таких уроков, то что в нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Учащиеся делятся на группы, получают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовить сообщения на тему урока (т.е. осуществить поисковую деятельность), составить кроссворды, вопросы, изготовить эмблемы и т.д. [5]
Еще одной из проведения форм контрольно-проверочного урока может служить игра «Свидание»
Суть данной игры будет заключаться в следующем: каждый из учащихся в определенное время с 13ч. до 21ч. будет встречаться с кем-то, с кем назначена на определенный час встреча, и обсуждать вопросы, предложенные на это время в карточках заданиях, а также выполнять поэтапно практическую работу, предложенную в заданиях.
Приходя в следующий час на «свидание» с другим учащимся, нужно проверить у него выполненную практическую работу, т.е. провести взаимоконтроль, предложить исправить ошибки в заполненных бланках почтовой документации, если таковые обнаружены. Кроме того, можно проконсультироваться по вопросам теоретического материала, если какие-то вопросы вызвали у вас затруднения при обсуждении на предыдущем «свидании».
Таким образом, каждый час, встречаясь с кем-то из учащихся группы, нужно повторите весь теоретический материал, данной темы и выполните практическое задание по пройденной теме.
Потом каждый учащийся отвечает всего лишь на один из вопросов, предложенных для обсуждения, и по результатам этого ответа получает оценку. Вторая оценка будет выставлена за выполненную практическую работу.
Использование
метода ролевых игр кроме активизации
познавательной деятельности, способствует
решению таких целей как
Даже использование небольших игровых приемов способствует повышению познавательной активности. Провести фронтальный опрос можно, методами «перестрелка», «счастливый билетик», «лото». На уроке по теме «Досылка и возвращение почтовых отправлений мы использовали для фронтального опроса методический прием «Светофор». Суть данного приема в следующем: учащимся выдаются карточки красного, желтого и зеленого цветов. Мастер озвучивает не вопрос а утверждение, например: «Предельная объявленная ценность бандероли 10 000 рублей». Если учащиеся согласны с этим утверждением, то они показывают зеленую карточку, нет – красную, не знают ответа – желтую. Таким образом можно проверить теоретический блок знаний всей группы, увидеть кто быстрее отвечает на вопросы, у кого пробелы знаний по каким то вопросам.
Развитие
человека происходит в деятельности
и закономерность его такова, что
чем более активна
Заключение.
В результате анализа научной литературы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
Учащимся интересны такие занятия. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанные с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность.
Создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств.
Существует достаточно много видов нетрадиционных уроков, что дает мастеру право выбора формы урока для проведения занятия.
Подобные занятия вносят в обычные будни разнообразие, создают в группе атмосферу праздника, приподнятого настроения. Учащимся нравятся нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активирую учащихся, приближая обучение к реальной жизни.
Так же, экскурсии на производство ( по специальности обучаемых) помогают им более лучше освоить свою профессию, познакомится с новейшими способами работы. Не только увидеть, но и поработать за оборудованием, с которым они столкнутся, только выйдя на работу.
Из этого материала следует, что эффективность
учебного процесса во многом зависит от
умения учителя организовать урок и грамотно
выбрать ту или иную форму проведения
урока.
Список
литературы :
1. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность [Текст]: пособие для учителя / А. А. Гин. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 88с.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст]: методическое пособие. / М.Г. Ермолаева – СПБ.: КАРО, 2008. – 128с.
3. Игровые технологии в профессиональном образовании [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л. Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. - 94 с.