Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:00, реферат
"Нетрадиционные группы", "неформальные объединения"... Кто они? Чем занимаются, что думают? Эти вопросы в последнее время часто звучат со страниц газет, журналов, экранов телевизоров. Они волнуют не только молодежь, но и людей старшего возраста. Интерес к нетрадиционным объединениям возник недавно и, к сожалению, лишь тогда, когда появилось большое количество подобных группировок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ 4
2. СОЦИАЛЬНАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ЛИТЕРАТУРА 12
3. С возрастом
человек повышает свою
Соотношение юношей и девушек членов неформальных объединений соответственно 6:1. Обычно девушки связаны с группой не столько общностью интересов, сколько искренними дружескими и даже интимными отношениями с лидером или иными ее членами.
Большинство
участников имеют среднее образование
(более 40%), среднее специальное
Образование,
как представляется, в этой ситуации
играет двоякую роль. Во-первых, оно
выступает как необходимый
По социальному положению и роду занятий участники неформальных объединений очень неоднородны. В основном это учащиеся ПТУ (23% всех опрошенных); молодые рабочие (20%); учащиеся высших учебных заведений (19%); учащиеся школ (16%); учащиеся училищ, техникумов (4%); неучащиеся и не работающиеся, в том числе и в связи с непоступлением в ВУЗ, трехмесячном отпуском после службы в рядах Советской Армии (18%).
Среди членов неформальных групп значительно число лиц, имеющие опыт правонарушающей деятельности, и лиц, ранее судимых за различные преступления. Наличие подобной категории среди участников нетрадиционных групп - не случайно. Именно эти ребята пропагандируют преступный образ жизни ("...в колонии жить можно...", "...настоящий мужчина должен испытать в жизни все..."), что само по себе уже является преступлением и, несомненно, способствует переходу групп, имеющих "шатающуюся" ориентацию, в преступные.
Целью вхождения в нетрадиционные группы, по данным проведенного исследования, являлись утверждение либо самоутверждение (для групп с антиобщественной направленностью, в том числе и путем совершения правонарушений); конформность; пропаганда своих взглядов во вне группы.
Внешний вид большинства членов неформальных групп несет определенную смысловую нагрузку. Атрибутика обеспечивает быстрый обмен информацией и указывает на принадлежность к определенной группе молодежи. Кроме того, она играет как объединяющую (он - наш), так разделяющую (он - чужой) роль. Внешнее сходство в атрибутике или символике молодых людей заведомо настраивает их позитивно друг к другу.
Таким образом, независимо от поведения членов нетрадиционных объединений одно только ношение подобной атрибутики и символики может быть самостоятельным объектом профилактики. Ношение такой атрибутики должна пресекаться работниками правоохранительных органов с последующим принятием к виновным административно-правовых или уголовно-правовых мер.
В целом же наличие яркой атрибутики, и символики, участие в, образно говоря, карнавальных играх создает праздничное, приподнятое настроение у их участников.
В этой связи на практике нередко возникает вопрос: какое поведение неформалов считать нормой, а какое патологией? Критерий здесь может быть только один - СОБЛЮДЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ НОРМ. Безусловно, запреты, существующие для всех членов советского общества, должны распространяться и на участников нетрадиционных групп молодежи.
Однако, интервьюирование работников правоохранительных органов показало, что почти половина из них считает, что карать можно только за одно участие в подобных нетрадиционных группах, что это само по себе является нарушением общественного порядка и социалистической законности. Вместе с тем, достаточно часто факты мелкой спекуляции, мелкого хулиганства, мелкие кражи, допускаемые членами нетрадиционных объединений, остаются без реагирования со стороны общественности и работников правоохранительных органов. Таким образом, образовавшиеся "ножницы" грозят, с одной стороны, неправомерным применением мер государственного принуждения, а с другой - нарушением ленинского принципа неотвратимости ответственности.
Уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые нормы могут применяться не за факт создания и участия в неформальном объединении, а лишь при условии совершения неформалами конкретных правонарушений либо преступлений.
Мотивами
совершения правонарушений членами
неформальных объединений молодежи,
как правило, являются утверждение
или самоутверждение и
Нетрадиционные группы различаются и по характеру совершаемых правонарушений и преступлений. Так, для "металистов" характерно нарушение правопорядка на концертах (встают, танцуют, скандируют лозунги); "рокеров" - нарушение правил дорожного движения, преимущественно в вечернее и ночное время; "панков" - тунеядство, пропаганда антиобщественных взглядов; "фанатов" - нарушение общественного порядка на улицах и стадионах (расписывание домов на улицах лозунгами типа "Спартак - чемпион", скандирование лозунгов на играх, выбрасывание на игровое поле посторонних предметов и т. п.); "люберов" или "качков" - нанесение телесных повреждений, нарушение общественного порядка, организация массовых драк.
Проведенное исследование показало, что правонарушения совершают именно перечисленные группы. Другие группы гораздо менее криминогенны.3
В этой связи на практике нередко возникает вопрос: какое поведение неформалов считать нормой, а какое патологией? Критерий здесь может быть только один - СОБЛЮДЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ НОРМ. Безусловно, запреты, существующие для всех членов советского общества, должны распространяться и на участников нетрадиционных групп молодежи.
1. Молодые
люди, участники, различных
2. Социально-психологические
закономерности, свойственные всем
группам, проецируются и на
неформальные объединения и
3. Ведущими
причинами возникновения
4. Социальная
характеристика членов
5. Все неформальные
объединения молодежи условно
можно разделить на три группы:
а) с общей позитивной
6. Критерием
законопослушного поведения
1 Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб:Издательство “ Питер”,2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)
2 Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
3 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000