Неформальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:00, реферат

Описание работы

"Нетрадиционные группы", "неформальные объединения"... Кто они? Чем занимаются, что думают? Эти вопросы в последнее время часто звучат со страниц газет, журналов, экранов телевизоров. Они волнуют не только молодежь, но и людей старшего возраста. Интерес к нетрадиционным объединениям возник недавно и, к сожалению, лишь тогда, когда появилось большое количество подобных группировок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ 4
2. СОЦИАЛЬНАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ЛИТЕРАТУРА 12

Работа содержит 1 файл

Неформальные объединения детей и молодежи.docx

— 35.14 Кб (Скачать)

3. С возрастом  человек повышает свою правовую  осведомленность о последствиях, которые могут наступить в  случае совершения правонарушения, в том числе и в группе.

Соотношение юношей и девушек членов неформальных объединений соответственно 6:1. Обычно девушки связаны с группой  не столько общностью интересов, сколько искренними дружескими и  даже интимными отношениями с  лидером или иными ее членами.

Большинство участников имеют среднее образование (более 40%), среднее специальное образование (около одной трети), остальные - неоконченное среднее, неоконченное среднее специальное  и даже неоконченное высшее.2

Образование, как представляется, в этой ситуации играет двоякую роль. Во-первых, оно  выступает как необходимый элемент  статуса участника неформальной группы. Во-вторых, уровень образования, наряду с кругозором, мировоззрением, обладанием социально-значимыми в  данной группе сведениями, образует необходимую  основу для общения. Особенно популярны  знания по традиционным молодежным интересам (эстрадная музыка, видео, радио- и  звукозаписывающая аппаратура, автомобили, мотоциклы, спорт и т. п.). Причем, во всех областях знаний, или, хотя бы во многих из них, лидер должен больше знать, уметь, иметь. Такимобразом, человек ограниченный, недостаточно информированный имеет меньше шансов стать членом неформальной группы, если исключить демонстрацию физической силы, приближенности к преступным элементам и т. п. (это наиболее характерно для "люберов" или "качков").

По социальному  положению и роду занятий участники  неформальных объединений очень  неоднородны. В основном это учащиеся ПТУ (23% всех опрошенных); молодые рабочие (20%); учащиеся высших учебных заведений (19%); учащиеся школ (16%); учащиеся училищ, техникумов (4%); неучащиеся и не работающиеся, в том числе и в связи с непоступлением в ВУЗ, трехмесячном отпуском после службы в рядах Советской Армии (18%).

Среди членов неформальных групп значительно  число лиц, имеющие опыт правонарушающей  деятельности, и лиц, ранее судимых  за различные преступления. Наличие подобной категории среди участников нетрадиционных групп - не случайно. Именно эти ребята пропагандируют преступный образ жизни ("...в колонии жить можно...", "...настоящий мужчина должен испытать в жизни все..."), что само по себе уже является преступлением и, несомненно, способствует переходу групп, имеющих "шатающуюся" ориентацию, в преступные.

Целью вхождения  в нетрадиционные группы, по данным проведенного исследования, являлись утверждение либо самоутверждение (для групп с антиобщественной направленностью, в том числе  и путем совершения правонарушений); конформность; пропаганда своих взглядов во вне группы.

Внешний вид  большинства членов неформальных групп  несет определенную смысловую нагрузку. Атрибутика обеспечивает быстрый обмен  информацией и указывает на принадлежность к определенной группе молодежи. Кроме того, она играет как объединяющую (он - наш), так разделяющую (он - чужой) роль. Внешнее сходство в атрибутике или символике молодых людей заведомо настраивает их позитивно друг к другу.

Таким образом, независимо от поведения членов нетрадиционных объединений одно только ношение  подобной атрибутики и символики  может быть самостоятельным объектом профилактики. Ношение такой атрибутики должна пресекаться работниками  правоохранительных органов с последующим  принятием к виновным административно-правовых или уголовно-правовых мер.

В целом же наличие яркой атрибутики, и символики, участие в, образно говоря, карнавальных играх создает праздничное, приподнятое  настроение у их участников.

В этой связи  на практике нередко возникает вопрос: какое поведение неформалов считать  нормой, а какое патологией? Критерий здесь может быть только один - СОБЛЮДЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ НОРМ. Безусловно, запреты, существующие для всех членов советского общества, должны распространяться и на участников нетрадиционных групп  молодежи.

Однако, интервьюирование работников правоохранительных органов показало, что почти половина из них считает, что карать можно только за одно участие в подобных нетрадиционных группах, что это само по себе является нарушением общественного порядка и социалистической законности. Вместе с тем, достаточно часто факты мелкой спекуляции, мелкого хулиганства, мелкие кражи, допускаемые членами нетрадиционных объединений, остаются без реагирования со стороны общественности и работников правоохранительных органов. Таким образом, образовавшиеся "ножницы" грозят, с одной стороны, неправомерным применением мер государственного принуждения, а с другой - нарушением ленинского принципа неотвратимости ответственности.

Уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые нормы могут применяться не за факт создания и участия в неформальном объединении, а лишь при условии  совершения неформалами конкретных правонарушений либо преступлений.

Мотивами  совершения правонарушений членами  неформальных объединений молодежи, как правило, являются утверждение  или самоутверждение и солидарность с друзьями. Эти мотивы играют, в  большинстве случаев, ведущую роль, отнюдь не исключает наличие других побуждений (например, корыстных, хулиганских - в зависимости от совершенного правонарушения или преступления), имеющих второстепенное подчиненное  значение. Они могут меняться местами  при длительном функционировании неформальной группы, если группа сплочена и устойчива. По данным интервьюирования членов нетрадиционных групп мотивами подавляющего большинства  правонарушений и преступлений являются - ЗАЩИТА. Под термином "защита" молодые люди понимают защиту своих  взглядов, убеждений от посягательств  со стороны лиц, не входящих в группу. Этот мотив, например, в большинстве  случаев присутствует при совершении хулиганских избиений представителями  одной группы членов другой, при  столкновении поклонников конкретного  течения в музыке, спорте и т. п.

Нетрадиционные  группы различаются и по характеру  совершаемых правонарушений и преступлений. Так, для "металистов" характерно нарушение правопорядка на концертах (встают, танцуют, скандируют лозунги); "рокеров" - нарушение правил дорожного движения, преимущественно в вечернее и ночное время; "панков" - тунеядство, пропаганда антиобщественных взглядов; "фанатов" - нарушение общественного порядка на улицах и стадионах (расписывание домов на улицах лозунгами типа "Спартак - чемпион", скандирование лозунгов на играх, выбрасывание на игровое поле посторонних предметов и т. п.); "люберов" или "качков" - нанесение телесных повреждений, нарушение общественного порядка, организация массовых драк.

Проведенное исследование показало, что правонарушения совершают именно перечисленные  группы. Другие группы гораздо менее  криминогенны.3

В этой связи  на практике нередко возникает вопрос: какое поведение неформалов считать  нормой, а какое патологией? Критерий здесь может быть только один - СОБЛЮДЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ НОРМ. Безусловно, запреты, существующие для всех членов советского общества, должны распространяться и на участников нетрадиционных групп  молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Молодые  люди, участники, различных нетрадиционных  объединений, играют достаточно  заметную роль в генезисе поведения  молодежи.

2. Социально-психологические  закономерности, свойственные всем  группам, проецируются и на  неформальные объединения и выражаются  в ведущей роли лиц более старшего возраста и конформизме рядовых членов группы.

3. Ведущими  причинами возникновения подобных  групп молодежи можно назвать  нерешенность ряда жизненно важных  для молодежи вопросов, рост потребностей  молодежи; повышение ее информированности  и образованности; неспособность  существующих общественных организаций  удовлетворить запросы и интересы  молодежи.

4. Социальная  характеристика членов неформальных  групп по многим параметрам  совпадает с социальной характеристикой  молодежи в целом, однако знание  традиционных молодежных интересов  у членов неформальных объединений  несколько выше.

5. Все неформальные  объединения молодежи условно  можно разделить на три группы: а) с общей позитивной направленностью;  б) допускающие мелкие правонарушения (с "шатающейся" ориентацией); в)  имеющие правонарушающую направленность. Предупредительно-воспитательная работа  должна планироваться и организовываться  с двумя последними группами.

6. Критерием  законопослушного поведения членов  неформальных объединений является  соблюдение уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых норм. Таким  образом, неформалам, так же как  и всем гражданам, разрешено  все, что не запрещено законом.

 

 

Литература

 

  1. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика.  Учебник для вузов ¾  СПб:Издательство  “ Питер”,2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)
  2. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512с.
  3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

 

 

1 Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика.  Учебник для вузов ¾  СПб:Издательство  “ Питер”,2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)

2 Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

3 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000


Информация о работе Неформальные организации