Неблагополучные семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.

Работа содержит 1 файл

Реферат неблагополучные семьи.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

1. Установление  контакта. На этом этапе важно  создание атмосферы поддержки,  которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.   

2. Сбор  информации. Уточняются проблемы  семьи, то, как они видятся участникам  процесса. Важно, чтобы консультант  выделял эмоциональные и когнитивные  аспекты проблемы. В этом ему  могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.   

3. Определение  целей консультирования, психологический  контакт. Целесообразно обсудить  с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.   

4. Выработка  альтернативных решений. Открыто  обсуждаются возможные альтернативы  решения проблемы. Именно на этом  этапе консультант сталкивается  с основными трудностями. Консультант  помогает обозначить членам семьи  все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.   

5. Обобщение.  На этом этапе подводятся итоги  работы, обобщаются достигнутые  во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.  

Таким образом, рассмотренные в данной статье основные модели, формы и  этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях:   

- упрочение  положения семьи в условиях  развития современного общества  посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы: Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие другие;   

- расширение  сети семейных социальных служб,  организация центров семейного  отдыха, социально-педагогических центров,  социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т. д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;   

- диагностика  семейного неблагополучия, его причин  и истоков, прогнозирование последствий; на основе диагностических данных - разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.   

Актуальность  проблем современной семьи требует  от специалистов разных областей и  всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

    Семья – сложная система взаимосвязанных  процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

    Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический  микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

    В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение подростка. А также были выполнены задачи :

    - были подобраны и реализованы  методы исследования влияния неблагополучной семьи на  отклоняющее поведение подростка,

    - предложены  рекомендации по работе  с неблагополучными семьями и  подростками с отклоняющим поведением.

      И на основе исследований сделаны  следующие выводы:

    Неадекватное  отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие – отклоняющее поведение ребенка.

    Уровень развития личности подростка  зависит  и от создания условий родителями.

    Негативные  взаимоотношения между взрослыми и подростком  формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя  против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.

    На  основе этих выводов можно сделать  заключение о том, что наша гипотеза о роли родительского отношения к детям  получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

    Подростковый  возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает  с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

    Так начинается отделение подростка  от родителей, противостояние им. Ребенок  может стать грубым, резким, критиковать  родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в  ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим  в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. 
 
 

Список  литературы  

1. Алмазов,  Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б. Н. Алмазов.- Свердловск, 1986.   

2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений  и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. - М., 2004.   

3. Наумчик,  В. Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент [Текст] / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. - Мн., 2005.   

4. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального  педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М., 2004.   

5. Основы  психологии семьи и семейного  консультирования [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М., 2004.   

6.Социальная  педагогика [Текст] / Под общ. ред.  М. А. Галагузовой. - М., 2000.   

7. Шакурова, М. В. Методика и технология  работы социального педагога [Текст] / М. В. Шакурова. - М., 2002.    
 

Шелег, Л. А. Неблагополучная семья как  объект социально-педагогической деятельности [Текст] / Л. А. Шелег // Тезисы Второй Всероссийской  научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. Ч. 3 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Шабельникова и канд. психол. наук А.. Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

Информация о работе Неблагополучные семьи