Неблагополучные семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.

Работа содержит 1 файл

Реферат неблагополучные семьи.doc

— 101.50 Кб (Скачать)
 

Введение 

    Мы  привыкли рассматривать семью как  очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном  рассмотрении оказывается, что это  не так.  Семья  все  чаще  напоминает  театр военных действий, арену  ожесточенных споров, взаимных обвинений  и  угроз,  нередко  доходит  и  до  применения физической силы.   Долгое время считалось:  все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”...   Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.

      Вследствие увеличения числа  разводов более полумиллиона  ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприят-ных семей было обнаружено:  детей из таких семей в 7 раз больше супцидных  попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду?  По моему ответ ясен. Очевидно часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется  что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек  ощущает на протяжении всей своей  жизни. Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.  

Как социальный институт семья призвана выполнять  ряд функций (репродуктивную, экономическую  и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны четыре статуса семьи: социально-экономический (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический (благоприятный психологический климат), социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам).   

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.   

Семейное  воспитание имеет ряд несомненных  достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и  морально-психологический климат, атмосферу  любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:   

1. Падение  жизненного уровня, безработица  и низкие доходы семьи, ухудшение  условий содержания детей.   

2. Структурные  изменения в семьях: увеличивается  число неполных семей, а также  детей, рожденных вне брака  матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.   

3. Отсутствие  или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий  уровень конфликтности в отношениях  между взрослыми членами семьи  и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.  

4. Падение  нравственных устоев семьи, алкоголизм  и наркомания родителей, а отсюда  — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.   

В современной  науке существует множество типологий  семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность/неуспешность учебной деятельности, возникновение  трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.   

Галагузова  М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:   

1. Благополучные  семьи успешно справляются со  своими функциями и практически  не нуждаются в поддержке социального  педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках кратко-срочных моделей работы.   

2. Семьи  группы риска характеризуются  наличием некоторого отклонения  от норм, например: неполная семья,  малообеспеченная семья и т.  п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.   

3. Неблагополучные  семьи, имея низкий социальный  статус в какой-либо из сфер  жизнедеятельности, не справляются  с возложенными на них функциями.  В зависимости от характера  проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.   

4. Асоциальные  семьи. Семьи, в которых родители  ведут аморальный, противоправный  образ жизни, а воспитанием  детей, как правило, никто не  занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.  

Алмазов Б. Н. также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:   

— семьи  с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности  оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;   

— конфликтные  семьи. В таких семьях дети, как  правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;   

— нравственно  неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах  организации семьи, стремление достичь  своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;   

— педагогически  некомпетентные семьи. Последствиями  воспитания в таких семьях могут  стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.   

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43 % опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной, у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % — с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее. В Заводском районе города Минска были опрошены 102 «трудных» подростка. Каждый третий подросток свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а также недружелюбным отношением к себе со стороны отца или матери. Для изучения масштабов проблемы насилия в семье, специалистами социально-психологической службы Советского района города Минска было проведено анкетирование 500 учащихся седьмых классов.   

Получены  следующие результаты: 48,2 % респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей, 77 % — оскорблениям со стороны учителей; 36,4 % ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7 % подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают: настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни» [3, с. 68—72].  

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это, естественно, привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и других ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.   

В практике социально-педагогической работы уже  сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений [4].  

Педагогическая  модель базируется на предположении  о недостаточной педагогической компетентности родителей.   

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя  данную модель, социальный педагог  ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.  

Социальная  модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных  обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).   

Психологическая модель используется, когда причины  трудностей ребенка лежат в области  общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.   

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.  

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).   

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано  выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:   

Информация о работе Неблагополучные семьи