Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:01, реферат
Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
Введение
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
Вследствие увеличения числа
разводов более полумиллиона
ребятишек ежегодно остаются без одного
из родителей. Постоянно растет число
исков о лишении родительских прав. На
учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей,
оказывающих отрицательное влияние на
своих детей. Результаты выборочных исследований
показывают, что в последнее время большое
распространение получило внутрисемейное
насилие в том числе и сексуальное. По
данным центра социальной и судебной психиатрии
имени Арбского, особенно часто страдают
дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают
в умственном и физическом развитии, страдают
разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений
погибают десять тысяч детей в возрасте
до 14 лет. У детей из неблагоприят-ных семей
было обнаружено: детей из таких семей
в 7 раз больше супцидных попыток, в
3 раза больше вероятность помещения в
детский дом или сходные государственные
учреждения, в 2 раза больше вероятность
раннего брака, в 2 раза больше вероятность
психических заболеваний, в 2 раза больше
вероятность делинкветного поведения.
Многие дети уходят из дома и становятся
беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику
16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать
решения и оценивать свои поступки. И совсем
другое, когда родители пьют беспробудно,
сами бродяжничают и ребенок предоставлен
сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать
где придется, воровать или попрошайничать,
чтобы не умереть с голоду? По моему
ответ ясен. Очевидно часть проблем может
объясняться системой воспитания в семье.
И мне кажется что сегодня нужна государственная
программа, которая позволила бы спасать
ребятишек.
Семья
выступает как первый воспитательный
институт, связь с которым человек
ощущает на протяжении всей своей
жизни. Именно в семье закладываются
основы нравственности человека, формируются
нормы поведения, раскрываются внутренний
мир и индивидуальные качества личности.
Семья способствует самоутверждению человека,
стимулирует его социальную и творческую
активность. Другими словами, в семье осуществляется
первичная социализация ребенка.
Как социальный
институт семья призвана выполнять
ряд функций (репродуктивную, экономическую
и хозяйственно-бытовую, воспитательную,
рекреационную и
Особенности
социального статуса конкретной семьи
определяют ее воспитательные возможности
и характер детско-родительских отношений.
Семейное
воспитание имеет ряд несомненных
достоинств. К ним следует отнести:
благоприятный эмоциональный и
морально-психологический
1. Падение
жизненного уровня, безработица
и низкие доходы семьи,
2. Структурные
изменения в семьях: увеличивается
число неполных семей, а также
детей, рожденных вне брака
матерями-одиночками или несовершеннолетними
матерями, в силу чего растет число отказных
детей.
3. Отсутствие
или недостаток в семьях
4. Падение
нравственных устоев семьи,
В современной
науке существует множество типологий
семьи. Особенности той или иной
семьи оказывают влияние на успешность/неуспешность
учебной деятельности, возникновение
трудностей в поведении школьников.
Объектом социально-педагогической поддержки
может стать семья любого типа. Однако
степень нуждаемости в ней будет различна,
как различно и содержание поддержки.
Рассмотрим некоторые типологии семей,
которые, на наш взгляд, наиболее точно
определяют особенности социально-педагогической
помощи, оказываемой конкретной семье.
Галагузова
М. А. выделяет типологию семей по
уровню социальной адаптации [6]:
1. Благополучные
семьи успешно справляются со
своими функциями и
2. Семьи
группы риска характеризуются
наличием некоторого
3. Неблагополучные
семьи, имея низкий социальный
статус в какой-либо из сфер
жизнедеятельности, не
4. Асоциальные
семьи. Семьи, в которых
Алмазов
Б. Н. также выделяет четыре типа неблагополучных
семей, способствующих появлению «трудных»
детей [1]:
— семьи
с недостатком воспитательных ресурсов,
неполные семьи; семьи с недостаточно
высоким общим уровнем развития
родителей, не имеющих возможности
оказывать детям помощь в учебе; семьи,
где тратят много времени на поддержание
материального благополучия, тем самым
создавая нежелательный фон для воспитания
детей;
— конфликтные
семьи. В таких семьях дети, как
правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны;
старшие дети, протестуя против существующего
конфликта, встают на сторону одного из
родителей;
— нравственно
неблагополучные семьи. Среди членов
такой семьи отмечаются различия
в мировоззрении и принципах
организации семьи, стремление достичь
своих целей в ущерб интересам других,
стремление подчинить своей воле другого
и т. п.;
— педагогически
некомпетентные семьи. Последствиями
воспитания в таких семьях могут
стать безнадзорность, безынициативность,
слепое подчинение и т. д.
Неблагополучие
в семье порождает насилие (физическое,
психическое или эмоциональное, сексуальное).
Получить объективные статистические
данные о случаях насилия в семье достаточно
сложно. О них становится известно, если
ребенок попадает в больницу с травмами
или совершает правонарушение. Из опроса
304 старшеклассников г. Минска следует,
что только 43 % опрошенных считают свою
семью дружной и сплоченной, у 54 % подростков
нет доверительных отношений с отцами
и у 33 % — с матерями. В конфликтных семьях,
порождающих трудных детей, дело обстоит
еще сложнее. В Заводском районе города
Минска были опрошены 102 «трудных» подростка.
Каждый третий подросток свое девиантное
поведение объяснил конфликтами в родительском
доме, а также недружелюбным отношением
к себе со стороны отца или матери. Для
изучения масштабов проблемы насилия
в семье, специалистами социально-психологической
службы Советского района города Минска
было проведено анкетирование 500 учащихся
седьмых классов.
Получены
следующие результаты: 48,2 % респондентов
подвергались физическим наказаниям со
стороны родителей, 77 % — оскорблениям
со стороны учителей; 36,4 % ответили, что
учителя использовали телесные наказания;
66,7 % подверглись унижениям и издевательствам
со стороны сверстников. Исследователи
подчеркивают: настороженность вызывает
тот факт, что большинство детей воспринимают
оскорбления со стороны родителей и учителей
как воспитательные меры, а унижения со
стороны сверстников — как проявление
«обычной школьной жизни» [3, с. 68—72].
Вышесказанное
свидетельствует о том, что институт современной
семьи находится в кризисном состоянии,
а это, естественно, привлекает внимание
специалистов из различных областей науки:
психологов, педагогов, медиков, социологов
и других ученых. Проблемы современной
семьи требуют не только глубокого всестороннего
изучения их на теоретическом уровне,
но и практического решения на уровне
государства, общества и конкретной личности.
В практике
социально-педагогической работы уже
сложилась определенная модель деятельности
с проблемными семьями. В настоящее
время социальными педагогами активно
используются следующие модели помощи
семье: педагогическая, социальная, психологическая,
диагностическая и медицинская. Использование
той или иной модели зависит от характера
причин, вызывающих проблему детско-родительских
отношений [4].
Педагогическая
модель базируется на предположении
о недостаточной педагогической
компетентности родителей.
Субъектом
жалобы выступает ребенок. Используя
данную модель, социальный педагог
ориентируется не столько на индивидуальные
возможности родителей, сколько на универсальные
с точки зрения педагогики и психологии
способы воспитания.
Социальная
модель используется в тех случаях,
когда семейные трудности являются
результатом неблагоприятных
Психологическая
модель используется, когда причины
трудностей ребенка лежат в области
общения, в личностных особенностях
членов семьи. Данная модель предполагает
анализ семейной ситуации, психодиагностику
личности, диагностику семейных взаимоотношений.
Практическая помощь заключается в преодолении
барьеров в общении и причин его нарушений.
Диагностическая
модель основывается на предположении
дефицита у родителей специальных знаний
о ребенке или о своей семье. Объект диагностики
— семья, дети и подростки с нарушениями
общения.
Медицинская
модель предполагает, что в основе
семейных трудностей лежат болезни.
Помощь заключается в проведении
психотерапии (лечение больного и адаптация
здоровых членов семьи к проблемам больного).
Как правило,
школьный социальный педагог использует
педагогическую (учебную) модель в работе
с родителями. Как уже было сказано
выше, данная модель исходит из предположения
о дефиците у родителей знаний и умений
по воспитанию детей. Эта модель носит
профилактический характер, особенно
в ней нуждаются дисфункциональные семьи,
так как она направлена на повышение психолого-педагогической
культуры родителей, расширение и укрепление
воспитательного потенциала семьи. В этих
целях используют следующие формы работы
с проблемной семьей в рамках педагогической
модели: