Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:31, контрольная работа
Нормальный голос, обеспечивающий нормальное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи(привычная или основная, высота тона) должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость. Темп речи должен быть таким, чтобы не нарушались 5 основных характеристик нормального голоса. Это функциональное определение нормального голоса должно быть достаточно широким, с тем чтобы оно могло охватывать диапазон вариаций одной или нескольких из упомянутых характеристик.
Характеристика нормального голоса
Нарушение голоса
Причины нарушения голоса
Нарушение тембра
Нарушение резонанса
Нарушение громкости
Нарушение высоты тона
Нарушение темпа речи
Тахилалия
Брадилалия
Предупреждение нарушений темпа речи
Нарушение ритма речи (заикание)
Список литературы
В
процессе развития речи быстрый темп
мешает формированию речевых дифференцировок
и может привести к закреплению
детского неправильного
Замедленный темп речи в большинстве случаев наблюдается одновременно с монотонностью речи и той или иной степенью нечеткости, смазанности звукопроизношения; такая речь носит название брадилалии. Причиной ее является общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, что характерно для некоторых форм дизартрии (органически обусловленных речевых нарушений).
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. По определению М.Е.Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20-30 звуков. Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов, или наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.
Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и останется на всю жизнь.
Патологически ускоренный темп речи чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных. Внимание этих детей неустойчиво, снижен объём памяти. Мысль опережает своё вербальное выражение. Для таких детей характерна раздражительность и вспыльчивость.
Причинами тахилалии могут быть наследственная предрасположенность, подражание. Отклонения обычно возникают в детстве, в большинстве случаев на фоне невроза.
Необычно быстрая, стремительная речь при тахилалии иногда напоминает по внешней картине заикание, так как говорящие часто повторяют звуки, слоги или слова. Однако такие «наскакивания» ничего общего с заиканием не имеют, так как прежде всего они носят судорожный характер. И в отличии от заикания называются спотыканием.
При спотыкании, как при заикании, могут возникать и неоправданные паузы, остановки.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Обычно бывает и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.
Излишне медлительная речь вызывает нетерпение и раздражение со стороны окружающих. Поэтому дети с такой речью вообще стараются не говорить. А это еще больше задерживает их речевое, а следовательно, и умственное развитие.
Причины брадилалии разнообразны. М.Е.Хватцев считал одной из главных причин патологическое усилие тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.
Брадилалия может передаваться и по наследству вместе с нарушением внутренней речи.
Так же как и тахилалия, брадилалия может возникать и в результате подражания или неправильного воспитания.
Коррекционная работа и при тахилалии, и при брадилалии строится на основных 4 направлениях:
Родители и воспитатели несут большую ответственность не только за правильное речевое развитие детей, но и за предупреждение речевых дефектов.
Прежде всего и родители, и воспитатели должны заботиться о здоровом развитии нервной системы ребенка. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики, пребывание среди нервных, возбудимых, очень беспокойных детей.
Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем его желаниям. Старшие должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности.
Заикание — нарушение темпа и ритма речи. Один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудноустранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особено в детском коллективе.
Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Степень проявления заикания зависит от сложности речевой деятельности и речевых ситуаций. Оно менее выражено в стихотворной речи, при простом повествовании о хорошо знакомых вещах, в общении с близкими людьми. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает заикание и способствует нарушению общения больного с окружающими, а фиксация внимания больного на своем недостатке — развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность). При заикании наблюдаются различные нарушения общей моторики как в виде насильственных движений (тики мышц лица, шеи), так и произвольных уловок или вспомогательных движений, используемых для облегчения речи и маскировки речевого дефекта.
Обычно заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Течение заикания волнообразное, наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде).
В клинической практике выделяют две формы заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).
Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения центральной нервной системы (например, при прогрессировании гидроцефалии), без связи с явной психотравмирующей ситуацией. Для него характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.
Факторами,
способствующими возникновению
заикания, являются семейная отягощенность
патологией речи, и прежде всего
заикание, перегрузка ребенка информацией
в период интенсивного развития у
него речи, чрезмерная требовательность
родителей к его речевой
Лечение надо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным. Проводят психотерапию, специальные логопедические занятия, целью которых являются нормализация речевого поведения, формирование приемов и навыков полноценного устного общения в различных ситуациях. При невротическом заикание следует избегать привлечения внимания ребенка к его речевому дефекту, т.к. это может способствовать эмоциональному напряжению и страху речи. Медикаментозное лечение заикания зависит от его формы. При невротическом заикании назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы; при неврозоподобном применяют также средства, снижающие тонус речевой мускулатуры, нормализующие внутричерепное давление. Важное значение имеет создание доброжелательной, спокойной обстановки в семье.
При рано начатом систематическом лечении невротическое заикание проходит или значительно уменьшается. Неврозоподобное заикание, как правило, трудно поддается лечению, и его проявления зависят от основного заболевания.
Список литературы
Информация о работе Нарушение голоса у детей дошкольного возраста