Народная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

формирование традиционного мировоззрения, «народности» души,
формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе,
развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,

Работа содержит 1 файл

народная педагогика.docx

— 29.08 Кб (Скачать)

Народный театр  знакомит маленьких зрителей со словесным  фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво  говорить, произносить речь перед  публикой, преодолевать застенчивость.

Народный  танец. Народный  танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был ча­стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово­ды наполнялись новым содержанием, вы­ражавшим новые особенности быта. На­роды, занимавшиеся охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за­нимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно­шение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце  всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных ин­струментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовы­ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак­тер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрываю­щее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет  выработать пластичность, особую коорди­нацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

Народные  промыслы. К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, тка­чество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художест­венное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и  верования. Наиболее общим элемен­том служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, есте­ственной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подго­товительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом ре­зультаты его индивидуальной изобрета­тельности, приводящей к выработке наи­более рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым от­бором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревян­ные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, со­храняя общую форму и об­разную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, де­коративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы  с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего  возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить  ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Колыбельные песни. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четырех-пятилетними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер. Колыбельная педагогика - самая природосообразная педагогика за всю историю человечества (первой колыбелью были руки и колени стоящей и сидящей дикарки-матери).

Назначение колыбельных  песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно  являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. О колыбельных  песнях встречаются воспоминания в  пословицах, сказках, песнях. В одной  из песен казаков, например, старший  брат представлен нянькой. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Информация о работе Народная педагогика