Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Игры
для детей и взрослых.
Ребенок растет в мире игр и игрушек. Народные
игры имеют незаменимый информационный
материал для эт-нопедагогики. В играх
ребенок познает окружающий мир, социальные
отношения, отображает этот мир в условной
ситуации. Через игру также формируется
духовный мир детей.
Нравы общества, общественное мнение,
народный кодекс воспитания выступает
у масс как кодекс норм и регулятор поведения
взрослых и детей. Людская молва той социальной
среды, в которой живет и формируется личность,
либо одобряет, либо осуждает те или иные
поступки членов общества, поощряет или,
напротив, предупреждает от дурных поступков.
Так через общественное мнение “шлифуется”
стиль поведения человека с малых лет
его жизни.
Родная природа в народной педагогике
и, значит, в этнопедагогике играет огромную
роль. В литературе, в том числе педагогической,
уже закрепилось понятие малой родины
и — соответствующего чувства. Природа,
непосредственно окружавшая ребенка в
детстве, оставляет неизгладимый отпечаток
в сознании на всю жизнь. Это чувство порой
бывает настолько сильным, что, попав в
какие-нибудь другие края, для него— чужие,
человек глубоко тоскует, и чувство ностальгии
побуждает его рано или поздно вернуться
в родные места.
Воспитательную роль природы отмечали
Витторино да Фельтре (1378—1446), Ж.-Ж. Руссо
(XVIII в.), К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлин-ский
и другие известные педагоги.
”Зовите меня варваром в педагогике, —
писал К.Д. Ушинский, — но я вынес из впечатлений
моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный
ландшафт имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать влиянию педагога;
что день, проведенный ребенком посреди
рощи и полей, когда его головой овладевает
какой-то упоительный туман, в теплой влаге
которого раскрывается все его молодое
сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно
впитывать в себя мысли и зародыши мыслей,
потоком льющиеся из природы, что такой
день стоит многих недель, проведенных
на учебной скамье”. Удивительно эмоционально
и точно охарактеризовал великий педагог
воспитательную силу природы, формирующую
душу молодого человека. И это тоже предмет
интереса этнопедагогики.
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости.
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число библейских заповедей.
Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества.
Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.
Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".
Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.
Список
литературы
1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.
2.
Основы современной
3.
Антология педагогической
Педагогика, 1987.
4.
Попова А. Н. Народные
5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.
6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России:
советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
7.
Васильцова В. Н. Народная
Школа-Пресс,
1996.