Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Т. Рысқұлов атындағы Қазақ Экономикалық Университеті Казахский Экономический Университет им Т. Рыскулова |
ПРОВЕРИЛА:
Доцент кафедры «Русского и казахского
языков», кандидат педагогических наук
Сапарбаева А.М.
"____" _________2010 г.
Магистрантка 1 курса факультета «Финансы»
Специальности «Финансовый менеджмент»
Научно-педагогической магистратуры
Дуйсенбаева
Г. О.
Р Е Ф Е Р А Т
НА
ТЕМУ: «Этнопедагогика и народная педагогика»
АЛМАТЫ 2010
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Эти
слова оказываются как нельзя
более актуальными в настоящее
время, время “массированного
Народная
педагогика и этнопедагогика
как научные понятия
Дать
определение народной
Близкое этому определение дает также
Я.И, Ханбиков: “Народная педагогика—
область эмпирических педагогических
знаний и опыта народных масс, выражающаяся
в господствующих в народе воззрениях
на цели и задачи воспитания, в совокупности
народных средств, умений и навыков воспитания
и обучения”.
В этих и других определениях народной
педагогики мы находим ряд общих положений.
Это— эмпирические знания, опыт масс,
совокупность средств, умений и навыков
воспитательной практики, бытующих в народе.
Таким образом, народная педагогика описывает
опыт и относится к средствам и идеям народного
воспитания. Понятие “народной педагогики”
в русскую и российскую педагогику впервые
внесено К.Д. Ушинским.
Народная педагогика имеет ту особенность,
что в ней нет строго сформулированных
законов воспитания, систематизированных
знаний, точных научных терминов и определений.
Это — клад коллективного творчества
разных людей многих поколений, народная
мудрость, которая накапливается веками.
Народный ум как и воспитательный опыт
есть плод наблюдений за развитием детей,
взаимоотношений между детьми, также детьми
и взрослыми. Формулируется это в кратких
изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях.
Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.
Наряду с понятием и термином “народная
педагогика” утвердился другой термин
— “этиопедагогика”, впервые предложенный
Г.Н. Волковым (ныне академиком РАО) в 60-е
годы. Новый термин получил широкое распространение.
Г.Н. Волков объясняет необходимость его
введения тем, что термин “этнопедагогика”
отражает широкое использование в исследованиях
этнографического материала и он лучше
определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика
— наука об эмпирическом опыте этнических
групп в воспитании и образовании детей,
о морально-этических и эстетических воззрениях
на исконные ценности семьи, рода, племени,
народности, нации». Этническая педагогика
исследует особенности национального
характера, сложившиеся под влиянием исторических
условий. Народная педагогика относится
к опыту и его описанию, средствам и идеям
народного воспитания, а этнопедагогика
— сфера теоретической мысли, сфера науки
(И.Т. Огородников).
Таким образом, народная педагогика существует
в народных массах, практически проявляет
себя на бытовом уровне, отражает эмпирический
опыт воспитания. Она не осмыслена как
теория, не систематизирована. А этнопедагогика
— это уже обобщенное, теоретическое осмысление
народной педагогики разных национальностей
и народов многих веков. Применительно
к конкретному народу она уточняется:
этнопедагогика русского, польского и
других народов. Поэтому правомерно говорить
и об этнопедагогике белорусского народа.
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Термин
введён и популяризирован Г. Н.
Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.
Общность педагогических культур объясняется многими факторами:
а) общностью исторических условий развития разных народов;
б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
в) общностью основ народной психологии;
г) общностью географических условий;
д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.
Итак, этнопедагогика изучает:
1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) ребенка
как объект и субъект
3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4) факторы
воспитания (природа, игра, слово,
общение, традиция, дело, быт, искусство,
религия, пример-идеал (
5) методы
воспитания (убеждение, пример, приказ,
разъяснение, приучение и
6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.
До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.
Этнопедагогика выясняет
Поскольку
этнопедагогика предполагает
Образ жизни конкретной
народности, нации, сообщества.
Это “устоявшиеся, типичные для исторически
конкретных социальных отношений формы
индивидуальной (групповой) жизни и деятельности
людей”. Они характеризуют особенности
общения, поведения и склада мышления
людей в области труда, общественно политической
деятельности, быта и досуга. Можно в комплексе
рассматривать основные сферы жизни и
деятельности людей: труд, быт, семейно-брачные
отношения, образование, культуру, общественную
жизнь, национальные отношения, ценностные
ориентации, причины поведения людей.
Всякий народ имеет свой специфический
образ жизни, который и формирует личность
в народном духе. Так, образ жизни русских
и белорусов значительно отличается от
жизни, скажем, казахов или монголов, грузин
или египтян. Особенности образа жизни
у разных народов складываются под влиянием
многих специфических факторов: природно-климатических
условий, языка, религии (верований), условий
трудовой деятельности (земледелие, охота,
рыболовство, скотоводство и т.п.).
Образ жизни нации создает социальную
среду, в которой формируется личность.
Эта среда формирует нормы морали, типы
и правила поведения людей, их ценностные
ориентации. В ней человек с младенчества
усваивает национальный образ жизни: что
значит трудолюбие или тунеядство и как
люди относятся и оценивают эти качества
человека; что такое скромность и высокомерие,
экономность и мотовство и т.п. и что, соответственно,
одобряется, и что — осуждается. Образ
жизни включает цепочку понятий в такой
последовательности: обычай —> традиция
—> обряд —> ритуал. Их объединяет однотипность
поступков в сходных, повторяющихся ситуациях,
преемственность, консерватизм, постоянство.
Они могут быть прогрессивными или реакционными,
желательными или осуждаемыми. Человек,
пребывая в социальной среде конкретной
народности, нации, неизбежно формируется
в соответствии с образом жизни именно
этого народа, общины, племени; усваивает
и разделяет их ценностные ориентации
и соответственно им регулирует свои действия,
поступки, поведение.
Человек, с младенчества оторванный от
условий и оригинального образа жизни
конкретного народа и перенесенный в другую
социальную среду и вследствие этого —
воспитанный в чужой (для него) национальной
среде, теряет свой природно национальный
характер и черты человека родной национальности.
Он начинает жить по образу жизни той национальности,
которая постоянно его окружает. Сошлемся
на пример,
который можно назвать социально-педагогическим
экспериментом значительного масштаба.
Еще в довоенное время в Хабаровске и некоторых
других городах Дальнего Востока республиканские
организации Российской Федерации создали
школы-интернаты для детей малых народов
Крайнего Севера: эвенов, якутов, эвенков
и др. Дети весь учебный год находились
в особых условиях, совершенно отличающихся
от тех, в которых жили их родители. А дома
они бывали только во время летних каникул.
Дети на несколько лет были оторваны от
условий, быта и образа жизни своей народности.
В результате они утрачивали свою национальную
самобытность и уже не могли чувствовать
себя комфортно там, где жили их родители,
заниматься их промыслом (охота, оленеводство),
хотя там родились и начинали жить. Так
другая среда, другой образ жизни сформировали
людей иного типа, мало похожих на типы
людей своего народа.
Чуть подробнее охарактеризуем указанную
“цепочку”, составляющую образ жизни,
так как между отдельными понятиями есть
не только общие, но и особенные черты.
Обычай
— повторяющееся, привычное поведение
людей в определенных ситуациях, например,
общепринятые приемы в труде; формы взаимоотношений
людей в быту и семье; повторяющиеся действия,
которые отражают особенности жизни племени,
класса, народа.
В формировании личности обычай выполняет
двустороннюю роль. С одной стороны, через
обычаи индивид приобщается к социальному
и культурному опыту окружающих сородичей.
И наоборот: посредством обычаев происходит
передача форм массовой деятельности
от окружающих людей— масс, групп, коллектива—
к отдельной личности. Она усваивает эти
обычаи и путем подражания, и в процессе
воспитания. Обычаи, усвоенные молодым
поколением, сохраняются и передаются
дальше — их детям и подрастающей молодежи.
Массы воспроизводят обычаи стихийно.
Обычай регламентирует поведение индивидов,
поддерживает внутригрупповую сплоченность,
освящает различные объекты и социальные
отношения. В роли обычая могут выступать
производственные навыки, религиозные
обряды, гражданские праздники и т.д. У
многих народов существует, например,
обычай встречать весну: развешивают скворечники
к прилету птиц, прибирают двор, проводят
субботники по уборке улиц, скверов, парков
и т.п. В этой работе, которая проводится
в соответствии с обычаями, непосредственно
участвуют дети и подростки. Они практически
усваивают опыт старших и воспринимают
обычаи, учатся их в точности соблюдать.
Традиции
(от лат. traditio — передача; повествование)
— “разновидность или форма обычая, отличающаяся
особой устойчивостью и направленными
усилиями людей сохранить неизменными
унаследованные от предыдущих поколений
формы поведения”. Для традиций характерны
бережное отношение к сложившемуся укладу
жизни как культурному наследию прошлого;
внимание к содержанию поведения, к его
внешним проявлениям, к стилю, в результате
чего внешняя форма поведения становится
особенно устойчивой. Традицией является,
например, забота старших детей в семье
о младших: старшие опекают своих младших
братьев и сестер, защищают их от обидчиков,
вовлекают в разные народные игры, в бытовой
труд, берут с собой в лес по ягоды и грибы,
учат премудростям рыбалки и т.д. Так народная
традиция служит ненавязчивым средством
воспитания.
Каждое поколение, с необходимостью воспринимая
ряд традиций, вместе с тем в какой-то мере
выбирает те или иные из них. И, по сути,
оно выбирает не только свое будущее, но
и прошлое. В этом заключена и преемственность
поколений. И если какая-то традиция долго
живет, то не потому, что она и сегодня
имеет смысл. Жизнеспособность традиций
зависит от ее дальнейшего развития последующими
поколениями.
В частности, сохраняется и продолжается
традиция возложения венков Славы к братским
могилам и другим памятникам Великой Отечественной
войны: ее священный смысл дорог и для
молодежи, и это уважение передается от
поколения к поколению. Но вот другой пример:
день рождения В.И. Ленина в советское
время для молодежи и пионеров, октябрят
также был почти священным — проводились
торжественные шествия к памятникам Ленину
и возлагались венки, торжественно принимали
октябрят в пионеры, комсомольцы проводили
зачеты и т.д. Теперь эта традиция потеряла
смысл для большинства молодежи и тем
более детей.
Обряды
— “совокупность установленных обычаем
действий, связанных с выполнением религиозных
предписаний или с бытовыми тра-дициями”;
обычный порядок, церемония чего-либо.
Таков, например, обряд наряжать невесту,
обряд крещения, обряд начала и завершения
полевых работ: первого снопа, дожинки
и др., в которых также участвуют дети,
подростки. В братских” школах Западной
Беларуси и Западной Украины в XVI—XVIII вв.
были интересные обряды приема и выпуска
детей, которые соблюдались десятилетиями.
Такие народные обряды также передаются
из поколения в поколение и воздействуют
на формирование личности.
Ритуал
(от лат. ritualis— обрядовый)— разновидность
обычая или традиции. Он складывается
исторически или специально устанавливается
как норма поведения, в которой форма исполнения
строго канонизирована, узаконена (от
греч. kanonizo— узаконяю). Она лишена (или
постепенно лишилась) непосредственной
общественной целесообразности и имеет
лишь символическое значение. Таковы,
в частности, ритуал “первой борозды”
в земледелии, ритуал возложения “первого
камня” при возведении здания; за ними
зорко и внимательно следят дети и подростки,
впитывая уважение к земле, к строительному
делу и т.п.
”Ритуалы — это обрядовые церемонии демонстративного
характера, совершаемые часто в торжественной
обстановке, имеющие своей конечной целью
внушить людям определенные социальные
чувства (о всемогуществе и величии власти,
о нерушимости данных обязательств, о
неприкосновенности существующих- отношений
и т.п.)”. Таков, например, ритуал венчания
новобрачных, на котором присутствуют
и молодежь и дети.
Итак, ритуалу как форме исполнения действия,
характерны такие особенности: канонизация,
символическое значение, демонстративный
характер, возбуждение коллективных переживаний,
внушение социальных чувств.
Как видим, наиболее широкое понятие —
это “образ жизни”, в котором полностью
пребывает объект воспитания. Образ жизни
включает уменьшающиеся по объему обычаи,
традиции, обряды и ритуалы; т.е. степень
их “всеохватности” уменьшается в указанной
последовательности. Но зато в той же последовательности
возрастает степень консерватизма форм
их проявления. В частности, самая косная
форма — это ритуал, здесь отступления
недопустимы ни на йоту; несколько подвижнее
обряды, они допускают в известных пределах
некоторые варианты; еще более подвижны
традиции, а затем и обычаи. Все они в общей
сложности составляют образ жизни, который
постоянно воздействует на формирование
человека и регулирует его поведение.
Мы попытались пояснить, хотя и самым кратким
образом, эти понятия потому, что в народной
педагогике и этнопедагогике они встречаются
очень часто. И не уяснив сути, трудно вникнуть
в их смысл и смысл соответствующих терминов.
Родной язык как источник этнопедагогики.
О роли родного языка в обучении и воспитании
детей говорили все выдающиеся педагоги
минувшего: ЯЛ. Коменский и И.Г. Песталоцци,
Л.Н. Толстой и Я.С. Гоге-башвили, Э. Пашкевич
и В.Ф. Вахтеров. Но, пожалуй, самый проникновенный
гимн воспел родному языку в педагогике
К.Д, Ушинский. Он дал разносторонний и
глубокий анализ роли родного языка в
воспитании детей. Ушинский отмечал, что
в языке содержится вся история народа,
язык является “полнейшей и вернейшей
летописью всей духовной, многовековой
жизни народа”. Константин Дмитриевич
говорит о родном языке как о богатейшем
источнике знаний, разной информации.