Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 00:53, контрольная работа
Важность воспитания, актуальна во все времена и является неотъемлемой частью становления человека, его мировоззрения. Рассматривая данные методы педагогики, их влияние и приемы на формирование личности в высших школах, можно наблюдать крайне интересный и познавательный процесс, когда перед воспитуемым встают уже куда более серьезные для него задачи, пути их решения и осознанного выбора, обдуманность выводов и решений. Следует отметить, что умелое применение методов воспитательного процесса обеспечивает успешное развитие учащихся в целом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть
2.1. Наказание и поощрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. Принуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. Общественное поручение для раскрытия организаторских
способностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Воспитание на примере другого человека . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Содержание
2.1. Наказание и поощрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. Принуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. Общественное поручение для раскрытия организаторских
способностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.Введение.
Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся, взглядов и убеждений, выработки навыков, привычек, поведения, а также для совершенствования с целью формирования качеств и свойств личности.
Важность воспитания, актуальна во все времена и является неотъемлемой частью становления человека, его мировоззрения. Рассматривая данные методы педагогики, их влияние и приемы на формирование личности в высших школах, можно наблюдать крайне интересный и познавательный процесс, когда перед воспитуемым встают уже куда более серьезные для него задачи, пути их решения и осознанного выбора, обдуманность выводов и решений. Следует отметить, что умелое применение методов воспитательного процесса обеспечивает успешное развитие учащихся в целом. Педагогический процесс основывается на целостности, непрерывности и целенаправленности, и важно, чтобы обучаемые понимали необходимость совершенствовать свои знания, умения и человеческие качества, для того чтобы стать интересной личностью.
По
моему мнению, процесс становления
полноценной личности без воспитания
не возможен в современном мире и, для
подрастающего поколения необходимы
специализированные методы воспитания,
с помощью которых они формируют свое
сознание, восприятие реальности, поведенческие
и моральные аспекты. Наибольшая направленность
и выражение своего мировоззрения проявляется
в период, когда перед учащимся ставятся
более сложные задачи, которыми насыщено
обучение в высших школах и методы воспитания,
как то: наказание и поощрение, общественное
поручение, принуждение и воспитание на
примере других людей, позволяют в полной
мере раскрыть потенциал учащихся и их
личностные качества.
2.1. Наказание
и поощрение.
Наказание - один из самых старейших методов воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять учащемуся ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника - чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.
Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.
Важнейшее
условие педагогической эффективности
поощрения - принципиальность, объективность,
понятность для всех, поддержка общественным
мнением, учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанника. Как правило,
похвала и замечания оказывают воздействие
не только на тех, к кому это относится,
но и на коллектив.
2.2.
Принуждение.
Принуждение — выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения; сильное средство воздействия, требующее от преподавателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.
Принуждение осуществляется
унижает,
угнетает, замедляет развитие, воспитывает
раба. Есть необходимость отойти от принуждения
до таких рамок, когда оно не будет вызывать
отторжения. Такой позиции придерживается
креативная1 педагогика – искусство
и наука творческого обучения. Креативная педагогика
учит обучаемых учиться творчески, становиться
созидателями самих себя и созидателями
своего будущего.
2.3. Общественное
поручение для раскрытия организаторских
способностей.
Для всестороннего формирования личности студента наряду с учебной деятельностью также необходима общественная деятельность. Будучи активным, в общественной деятельности - предпосылка развития духовной зрелости студента, накопления социального опыта, подготовки к решению организационных и других задач, которые встретятся на практической работе.
Содержание и характер общественной деятельности студентов зависит от их возраста, жизненного опыта, курса, факультета, на котором они обучаются, интересов, способностей и т.д.
Таким
образом, психологические особенности
общественной деятельности, общественных
поручений, проявляются в отношении к
ней со стороны студентов, в мотивах участия
в ней, степени влияния ее на формирование
их личности.
2.4.
Воспитание на примере другого человека.
Воспитание на примере другого человека - сущность состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся.
Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.
Таким
образом, ставя перед обучаемым
в качестве примера определенную
модель поведения, преподаватель стимулирует
сравнительный метод воспитания, предлагая
оценить ситуацию, ее возможные и уже совершенные
выводы, сделать выбор и здраво оценивать
ситуацию.
Заключение.
Психологическое развитие личности студента - процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Возраст 18 - 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и т.д. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе
с тем специалисты в области
возрастной психологии и физиологии
отмечают, что способность человека
к сознательной регуляции своего
поведения в 17-19 лет развита не в полной
мере. Нередки немотивированный риск,
неумение предвидеть последствия своих
поступков, в основе которых могут быть
не всегда достойные мотивы.
Таким образом, можно предположить и сделать вывод, что в высшей школе необходимо продолжать воспитательную работу, так как именно в этот период у человека формируется окончательные и уже сложившиеся моральные, общегражданские, этические взгляды и позиции, определяется четкая позиция и своя точка зрения на общепринятые факторы.
Важно,
чтобы на протяжении всей жизни человек
осознавал и четко понимал необходимость
постоянного самосовершенствования себя
и своих знаний, умений и качеств как личности.
4. Список
используемой литературы