Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 21:39, реферат
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
Учиться слушать
музыку учащиеся должны непрерывно на
протяжении всего урока: и во время
пения, и во время игры на инструментах,
и в моменты, требующие наибольшего
внимания, сосредоточенности и напряжения
душевных сил, когда они выступают
в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития
музыкального восприятия, педагог на
протяжении всего занятия побуждает
детей прислушиваться к звучащей
музыке. Только тогда, когда дети будут
чувствовать и осознавать характер
музыки, выражать его в своей творческой
деятельности, приобретенные навыки
и умения пойдут на пользу их музыкального
развития.
Творчество детей
базируется на ярких музыкальных
впечатлениях. Слушая музыку, ребенок
всегда слышит не только то, что в
ней самой содержится, что заложено
в ней композитором (и, конечно, исполнителем),
но и то, что под ее влиянием рождается
в его душе, в его сознании,
то есть то, что создает уже его
собственное творческое воображение.
Так, прослушанное произведение рождает
в нем сложный сплав
Воображение у ребят
младшего школьного возраста, как
правило, яркое, живое, и “музыкальные
картинки” они слушают с
Это только некоторые
формы общения детей с музыкой,
которые направлены на развитие творческого
воображения, на развитие восприятия музыкального
образа, а через него – на восприятие
разных сторон жизни.
Процесс творчества
есть процесс переживания и создания
смысла, процесс же восприятия есть
сопереживание и понимание
Сама способность
творческого развития человека предполагает
наличие двух элементов: накопленного
культурного достояния
Программа по музыке
предусматривает игру на детских
музыкальных инструментах на уроке
музыки. Их использование вызывает
огромный интерес у учащихся, вносит
разнообразие в ход занятий, помогает
развитию музыкальной памяти, ритма,
гармонического, тембрового слуха, выработке
исполнительских навыков, прививает
любовь к коллективному музицированию
и всячески стимулирует творческую
инициативу детей.
Детские музыкальные
инструменты - средство обучения музыке,
а игра на них – самый эффективный
путь к развитию музыкальной самостоятельности
школьников, так как это практическая
деятельность, ребенок создает, а
не только потребляет, находится внутри
музыки, а не снаружи ее. Реализуются
наиболее значимые задачи:
1. Создание условий,
предоставление шанса каждому
школьнику для поиска и
2. Творческое развитие
его природной музыкальности.
Совместное музицирование
(пение в хоре, игра в ансамбле)
решает многие задачи и проблемы общения.
Застенчивый ребенок станет участником
общего дела; неуправляемый подчинится
единому, строгому замыслу; одаренный
сможет воплотить свои творческие фантазии.
Становится ощутимой ценность каждого
в общем деле, и дети чувствуют
это. На таких уроках в процессе коллективного
музицирования формируется
Шумовой оркестр
– это игра в оркестр, где есть
место фантазии, импровизации, творчеству.
Игра в оркестр активизирует восприятие
детей, помогает им почувствовать себя
причастными к процессу творчества
и вызывает у школьников живой
интерес.
Пение – активная
деятельность в приобщении к музыкальному
искусству, способствующая творческому
развитию школьников. Пути вхождения
в песню рождаются самой
Среди разнообразных
творческих заданий в вокально-хоровом
музицировании хочется обратить
внимание на такое, как выразительное
произнесение текста разучиваемой песни,
приближающееся к музыкальному интонированию,
как бы ее рождение, внутреннее слышание
интонации данной песни. Дети “проживая”
текст песен рождают, созидают, творят
свои варианты мелодий, часто приближающихся
к авторскому замыслу.
Важно на музыкальных
занятиях создавать условия для
активного выражения себя в творчестве
каждому ребенку, независимо от индивидуальных
его возможностей. Все школьники
должны испытать радость творчества,
ибо с ней связана
Импровизация –
одно из любимых занятий школьников.
С удовольствием импровизируют
не только те, кто умеет хорошо петь,
но и слабо интонирующие дети, недостаточно
владеющие своим голосом. В импровизации
ребенок как бы раскрепощается, ему не
надо подражать пению других, что часто
бывает очень не легко. Выступая с собственной
мелодией, ребенок не боится спеть ее не
верно и продемонстрировать тем самым
свое неумение. Пробудить интерес ребенка
к пению легче именно в ходе импровизации.
Импровизационное песенное творчество
детей не возникает само по себе. Оно опирается
на восприятие музыки, музыкальный слух
ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми
представлениями и на воображение ребенка,
способность комбинировать, изменять,
создавать нечто новое на основе имеющегося
музыкально-слухового опыта.
В учебный процесс
включаются следующие виды вокальной
импровизации: импровизирование мелодий
без текста в заданном характере,
мелодизация стихотворных текстов.
К импровизированию
мелодий в заданном характере
относим следующие виды заданий:
“музыкальный разговор”, импровизирование
мелодий в характере песни, танца,
марша и досочинение начатой
мелодии.
В основе мелодизации
стихотворных текстов лежит содержание
текста, его эмоциональный настрой.
Особая атмосфера
урока, в которой увлеченность, внутренний
комфорт, раскованность испытывают
все. Это достигается широким
применением коммуникативно-
Подобная атмосфера
желанна на любом уроке, а на уроке
музыки она просто бесценна. Именно
она позволяет осуществить идею
урока, главную содержательную суть
которого составляет активная творческая
деятельность детей.
Дети на самом
деле все время действуют, творчески,
поскольку ставятся в условия, в
которых они могут и им необходимо
фантазировать, проявлять индивидуальность.
Педагогическая направленность
таких занятий очевидна: углубляются
знания и в области речи, и в
музыке; легче устанавливается рабочая
дисциплина; уроки проходят интереснее;
воспитывается внимание и, что не
маловажно, личность ученика раскрывается,
становится свободнее, мысль его
работает самокритичнее, к ошибкам
товарищей он начинает относиться терпимее,
становится благожелательнее. Все это
способствует сплочению классного
коллектива и повышению успеваемости.
Работа по раскрытию
и активизации творческих возможностей
вплетается в обычный урок музыки,
сочетается с пением, нотной грамотой,
слушанием музыки и другими формами.
Все формы музыкальных
занятий в школе должны способствовать
творческому развитию учащихся, т. е.
вырабатывать в них стремление сделать
что-то свое, новое, лучшее.
Ребенок творит ради
радости. И эта радость есть особая
сила, которая питает его. Радость
собственного преодоления и успеха
в труде способствует приобретению
веры в себя, уверенности в своих
силах, воспитывает целостную, творческую
личность.
“Каждый, кто хоть
немного ощутил в какой-либо сфере
искусства радость творчества, будет
в состоянии воспринимать и ценить
все хорошее, что делается в этой
сфере, и с большей интенсивностью,
чем тот, кто только пассивно воспринимает”.
(Б. В. Асафьев.)
© 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Информация о работе Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития