Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

Работа содержит 1 файл

курсовая-4.docx

— 25.07 Кб (Скачать)

Учиться слушать  музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время  пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего  внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают  в роли собственно слушателя.  

Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает  детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут  чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу их музыкального развития.  

Творчество детей  базируется на ярких музыкальных  впечатлениях. Слушая музыку, ребенок  всегда слышит не только то, что в  ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается  в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его  собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает  в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного  ее восприятия. К творчеству композитора  и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Музыкально-слуховые представления не рождаются на основе природных задатков.  

Воображение у ребят  младшего школьного возраста, как  правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием. Их зрительные ощущения реализуются  в рисунках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой, которые  они рисуют прямо на уроке или  дома. Существует мнение, что дети легче  усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Я думаю, что они легко усваивают  не программную музыку, а программные  заглавия. В этих случаях программа  не только не активизирует музыкальное  восприятие у детей, но зачастую парализует его. Слушая фрагменты симфоний, опер и не зная об этом, дети слушают просто красивую музыку, а если заранее  объявить, что сейчас мы услышим  фрагмент симфонии, в них срабатывает стереотип: симфония – это непонятно и скучно. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это должна быть очень хорошая, ярко-образная музыка, с очень точным авторским названием). Я не сообщаю предварительно ее названия, с тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.  

Это только некоторые  формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого  воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него – на восприятие разных сторон жизни.  

Процесс творчества есть процесс переживания и создания смысла, процесс же восприятия есть сопереживание и понимание этого  смысла. Эстетическое сопереживание  и связанный с ним процесс  сотворческого восприятия искусства  становятся основой для самостоятельной  созидательной деятельности школьников. Поэтому воспитание эмоциональной  культуры ребенка – важнейшее  условие для оптимизации художественно  развитой творческой личности.  

Сама способность  творческого развития человека предполагает наличие двух элементов: накопленного культурного достояния человечества, в области искусства, и способности  “ нарушить” сложившиеся стереотип  отношения к нему. Поэтому на занятиях необходимо органически сочетать два  вида деятельности: познавательную и  эвристическую. при этом поисковость, творчество детей важны не в конечном результате. Самостоятельную ценность имеет эвристический процесс, как  способ организации духовного развития. В этой связи организационным  стержнем уроков музыки должно стать  целостное художественное восприятие.  

Программа по музыке предусматривает игру на детских  музыкальных инструментах на уроке  музыки. Их использование вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке  исполнительских навыков, прививает  любовь к коллективному музицированию  и всячески стимулирует творческую инициативу детей.  

Детские музыкальные  инструменты - средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный  путь к развитию музыкальной самостоятельности  школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а  не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Реализуются  наиболее значимые задачи: 

1. Создание условий,  предоставление шанса каждому  школьнику для поиска и выявления,  индивидуальных для него способов  общения с музыкой.  

2. Творческое развитие  его природной музыкальности.  

Совместное музицирование (пение в хоре, игра в ансамбле) решает многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела; неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный  сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого  в общем деле, и дети чувствуют  это. На таких уроках в процессе коллективного  музицирования формируется эмоциональная  сфера ребенка, его душевное здоровье.  

Шумовой оркестр  – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой  интерес.  

Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому  развитию школьников. Пути вхождения  в песню рождаются самой музыкой  и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые  разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое  таится в искусстве. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать”  из него.  

Среди разнообразных  творческих заданий в вокально-хоровом  музицировании хочется обратить внимание на такое, как выразительное  произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение, внутреннее слышание интонации данной песни. Дети “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.  

Важно на музыкальных  занятиях создавать условия для  активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все школьники  должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная  отзывчивость на музыку. Такие возможности  не может обеспечить только песенное музицирование, так как в младших  классах есть немалое число детей  с “удовлетворительными” и даже с “неудовлетворительными” вокальными данными, со слабой координацией слуха  и голоса, и для них процесс  песенного творчества сопряжен с  определенными трудностями. Решить эту проблему помогает вокальная  импровизация.  

Импровизация –  одно из любимых занятий школьников. С удовольствием импровизируют  не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее не верно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.  

В учебный процесс  включаются следующие виды вокальной  импровизации: импровизирование мелодий  без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов.  

К импровизированию мелодий в заданном характере  относим следующие виды заданий: “музыкальный разговор”, импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша и досочинение начатой  мелодии.  

В основе мелодизации  стихотворных текстов лежит содержание текста, его эмоциональный настрой.  

Особая атмосфера  урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Это достигается широким  применением коммуникативно-двигательных игр, предполагающих не только детей, но и взрослых.  

Подобная атмосфера  желанна на любом уроке, а на уроке  музыки она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность детей.  

Дети на самом  деле все время действуют, творчески, поскольку ставятся в условия, в  которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.  

Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются  знания и в области речи, и в  музыке; легче устанавливается рабочая  дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его  работает самокритичнее, к ошибкам  товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это  способствует сплочению классного  коллектива и повышению успеваемости.  

Работа по раскрытию  и активизации творческих возможностей вплетается в обычный урок музыки, сочетается с пением, нотной грамотой, слушанием музыки и другими формами.  

Все формы музыкальных  занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать  что-то свое, новое, лучшее.  

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость  собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих  силах, воспитывает целостную, творческую личность.  

“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере  искусства радость творчества, будет  в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.) 

© 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Информация о работе Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития