Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 21:39, реферат
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
“Музыкальное творчество
детей – самый действенный
способ их развития”. (Б. В. Асафьев. )
Цель музыкально-эстетического
развития в общеобразовательной
школе – сформировать художественную
культуру учащихся в контексте различных
видов творческого познания действительности
и оптимизировать созидательные
качества личности.
Тенденция в современной
педагогике – активизировать процесс
музыкально-эстетического
У каждого школьника
есть способности и таланты. Дети
от природы любознательны и полны
желания учиться. Проявления творчества
характерны для ребенка с самого
раннего возраста, так как творчество
– норма детского развития. Реализация
творческих способностей учащегося
делает более богатой и содержательной
его жизнь. Становление творческой
индивидуальности в школьном возрасте
является важным условием дальнейшего
полноценного развития личности. Человек,
обладающий постоянным и осознанным
интересом к творчеству, умением
реализовать свои творческие возможности,
более успешно адаптируется к
изменяющимся условиям и требованиям
жизни, легче создает свой индивидуальный
стиль деятельности, более способен
к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческий процесс тренирует и
развивает память, мышление, активность,
наблюдательность, целеустремленность,
логику, интуицию. В музыкальном
творчестве ведущую роль играет синтез
эмоциональной отзывчивости и мышления,
абстрактного и конкретного, логики
и интуиции, творческого воображения
активности, способности принимать
быстрое решение и мыслить
аналитически.
Творческое начало
рождает в ребенке живую
Творчество по природе
своей основано на желании сделать
что-то, что до тебя еще ни кем
не было сделано,
или то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше.
Музыкально-эстетическое воспитание учащихся
на уроках музыки происходит через
вовлечение их в процесс собственного
художественного созидания, социально-значимого
по сущности и направленного на познание
и освоение окружающего мира.
Целью таких уроков
является:
1. Всестороннее развитие
личностно-творческого
2. Оптимизация эвристического
мышления и познавательной
3. Раскрытие преобразующей
силы музыки и ее влияние
на внутреннюю сферу человека,
на его отношение к окружающей
действительности, на идейные, нравственные
и эстетические идеалы, на формирование
жизненной позиции.
4. Овладение образным
языком музыкального искусства
посредством усвоения знаний, формирования
умений и навыков с целью
постижения сущности музыки.
5. Постижение сущности
музыкальной интонации, ее
Развитию творческих
способностей свойственны определенные
этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение
творческого начала в
3. Импровизации двигательные,
речевые, музыкальные,
4. Создание собственных
композиций, являющихся отражением
какого-нибудь художественного
Преодоление этих этапов
осуществляется при решении следующих
задач:
1. Воспитание нравственно-
2. Выявление художественно-
3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:
Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;
Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;
Осознание элементарных
принципов звуковысотной и
Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;
Умение ритмично
двигаться в соответствии с характером
музыки.
Если во время
обучения учащиеся открывают “для
себя” законы, которые составляют
достояние человечества, а не просто
получают их в готовом виде, то в
определенной мере они приобщаются
к творчеству, к процессу открытия.
Процесс выявления и развития
творческой активности ученика тесно
связан с его раскрепощением от обязательного
заучивания, запоминания.
Детское творчество
на уроках музыки представляет собой
познавательно-поисковую
Детям необходимо творить
и переживать, чтобы понимать. “Я
слышу и забываю. Я вижу и помню
долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская
народная мудрость). Чтобы сделать
музыку достоянием своего личного опыта
им необходимо петь, играть на инструментах,
танцевать, самим придумывать и
изменять. Поэтому необходимо уделять
большое внимание творческому развитию
учащихся в различных видах музыкальной
деятельности: при слушании музыки,
пении, игре на детских музыкальных
инструментах, в музыкально-ритмических
движениях.
Совместное музицировании
– игра в оркестре, в ансамбле,
пение в хоре, музыкальные постановки
– прекрасно решают многие психологические
проблемы общения: застенчивый ребенок
может, участвуя в таком музыкальном действе,
почувствовать себя в центре жизни; а творческий
ребенок – проявит свою фантазию на деле.
В творческом коллективе дети учатся проявлять
терпение, выдержку, взаимопонимание и
уважение.
Задача музыкального
воспитания – комплексное развитие
нравственно-эстетических чувств ребенка,
его воображения, творческих и специальных
музыкальных способностей.
Творчество детей
на уроке понимается как умение и
желание сделать что-то по-своему,
индивидуально, возможно даже оригинально.
“Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь”
- эти магические слова распахивают
перед ребенком невидимые ворота
в мир фантазии, находчивости, изобретательности,
где он не скован почти никакими
ограничениями.
Активизация творческой
деятельности, проблемность в обучении
требует нового подхода к наполнению
урока музыки. Одним из методов
решения этой задачи является сюжетность,
как принцип построения урока
музыки в младших классах. Термин
“сюжет” означает последовательное
и связное описание событий. Применительно
к уроку музыки он подразумевает
логически выверенный и выстроенный
ход урока с наличием сюжетного
действия, которое объединяет и подчиняет
себе все элементы урока, его тематический
материал. Сюжетный принцип построения
позволяет учесть психологические
особенности детей младшего возраста,
такие как неустойчивость внимания,
необходимость смены
Сюжет урока позволяет
органично включить в него игру,
что является одним из главных
средств познания для ребенка
младшего школьного возраста. Можно
применять самые различные виды
игр: развивающие, обучающие, закрепляющие
определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые
и творческие. Именно эти игры включают
ученика в активный процесс познания
музыки, позволяют активизировать эмоции,
внимание, память, интеллект. Играя, ребенок
переживает в действии воспринимаемое
и изучаемое, познает все изнутри,
постигая и суть и терминологию.
Что лежит в основе
построения сюжета урока? Очень часто
– это придуманная история.
В ней могут жить
и действовать музыкальные
Результатом детской
творчески-игровой деятельности на
уроке становятся различные виды
элементарных форм импровизации как
наиболее естественного для детей
вида творческой деятельности. Спонтанность,
сиюминутность рождения и воплощения
многих идей, атмосфера
При сохранении задач
музыкального воспитания, реализуемых
в начальной школе, в среднем
звене школы музыкальная работа
приобретает в большей степени
обучающую направленность. На новый
уровень поднимается общение
учителя и учащихся по поводу прослушиваемых
и исполняемых на уроке произведений
– это уже сотрудничество, совместный
поиск решения учебно-
Важнейшее условие
формирования музыкально-познавательных
интересов учащихся - это такая
организация работы, при которой
каждый из них “добывает” и осмысливает
музыкальные знания в посильном
самостоятельном труде. С этой целью
я не сообщаю учащимся готового понятия.
А ставлю перед ними задачу –
самостоятельно определить это понятие,
раскрыть его сущность. Уроки музыки
дают ученикам возможность развивать
воображение, формируют художественную
интуицию, высказывать свое собственное
мнение.
Проблемная ситуация,
предполагающая поисковую деятельность,
успешно решается в условиях групповой,
коллективной работы, формирует умение
сотрудничать с другими членами
классного коллектива.
Такое обучение влияет
на развитие гибкости мышления детей.
Большое значение для развития поисковой
активности имеет познавательная деятельность.
А это значит потребность в
новой информации, в новых впечатлениях,
это положительные эмоции радости,
интереса. Интерес способствует появлению
творчества и инициативы в самостоятельном
приобретении знаний.
Развивать творческие
способности детей - значит развивать
их воображение.
“Восприятие искусства
требует творчества, потому что недостаточно
просто искренне пережить то чувство,
которое владело автором, недостаточно
разобраться и в структуре
самого произведения, необходимо еще
творчески преодолеть свое собственное
чувство”. (Выготский Л. С. )
На музыкальных
занятиях школьники встречаются
с произведениями не только специально
написанными для детей, но и выходящими
за пределы детского репертуара –
с сочинениями классическими
и современными, отечественных и
зарубежных композиторов, а также
с музыкальным фольклором разных
народов. При этом способность школьников
к эмоционально - непосредственному
и в то же время основанному
на размышлении, осмысленному восприятию
музыкальной классики, свидетельствует
о степени их музыкального развития,
музыкальной культуры. Музыка, выполняя
множество жизненно-важных задач, призвана
решать самую главную – воспитать
в детях чувство внутренней причастности
к духовной культуре человечества,
воспитать жизненную позицию
школьников в мире музыки.
Информация о работе Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития