2.3.Цели и задачи мониторинга
(из
опыта работы образовательных
учреждений Брянского района и Брянской области)
Содержание мониторинга
в любом образовательном учреждении определяется в зависимости от
целей и конкретных задач. Администрации
и педагогическому коллективу каждого
образовательного учреждения предстоит
разобраться в обилии фактов, провести
их сортировку, отсеять несущественное,
выделить главное, оценить с точки зрения
их влияния на ход и результаты образовательного
процесса и затем принять наиболее обоснованные
оптимальные решения.
Для осуществления педагогического
мониторинга должна быть сформирована нормативно-правовая
база: разработаны Положение о мониторинге,
Программа мониторинга по различным направлениям
образовательной деятельности, создана
служба мониторинга.
Целью мониторинга является
обеспечение эффективного объективного
информационного отражения состояния
образования в ОУ, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных
услуг, эффективности управления качеством
образования.
Для достижения поставленной
цели решаются следующие задачи:
- Разработка и использование единых нормативных материалов.
- Создание механизма мониторинговых исследований.
- Разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа информации.
- Получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса.
- Систематизация информации, повышение её оперативности и доступности.
- Оптимизация информационных потоков, формируемых на различных уровнях образовательного учреждения
- Координация деятельности всех служб мониторинга школы.
- Совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности.
- Своевременное выявление динамики и основных тенденций в УВП.
- Обеспечение администрации образовательного учреждения информацией, полученной при осуществлении мониторинга, для создания прогнозов, аналитических, справочных материалов.
- Определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений.
- Разработка локальных, нормативно-правовых документов учреждения.
Педагогический мониторинг,
осуществляемый в образовательном
учреждении, основан на следующих принципах:
- открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;
- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки;
- широкого обсуждения содержания, процедуры, средств мониторинговых обследований;
- принятия и реализации управленческих решений на основе результатов оценки и качества образования.
Данные о результативности
могут быть получены в системе основных
видов контроля: входного, текущего, тематического,
рубежного, итогового. Мониторинговые
исследования ведутся поэтапно:
1 этап – подготовительный:
- постановка целей;
- определение объекта;
- установка сроков
проведения;
- изучение соответствующей
литературы;
- изучение имеющегося
педагогического опыта;
- разработка инструментария
для проведения мониторинга;
2 этап – практическая часть мониторинга:
- сбор информации;
3 этап – аналитический:
- систематизация полученной
информации;
- анализ имеющихся
данных;
- разработка рекомендаций
и предложений на последующий
период, принятие управленческих решений.
Объектами мониторинга являются образовательные
результаты, ресурсы и условия образовательного
процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.
Образовательная среда:
- контингент учащихся, его дифференциация;
- кадровое (педагогическое) обеспечение;
- родители (образовательный, социальный, культурный уровень);
Образовательный процесс:
- сведения по выполнению всеобуча;
- анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений учащихся;
- структура дифференцированного обучения;
- учебные, образовательные программы, программы развития;
- учебные планы;
- годовой план;
- инновационная деятельность;
- конкурсное движение;
Нормативно-правовая
база:
нормативно - правовые документы
об образовании;
Методическое обеспечение
образовательного процесса:
- выполнение учебных программ;
- итоговая аттестация;
- материалы по методической работе;
- материалы по педагогическим советам;
- работа информационного центра;
- анализ и планирование работы методической сети.
Социально-психологическое
сопровождение образовательного процесса:
- социальный паспорт класса (образовательного учреждения, микрорайона);
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
Воспитательная система:
- воспитательные программы;
- сведения о работе кружков, клубов, спортивных секций;
- трудоустройство выпускников;
- анализ профилактической работы;
- сведения о детских общественных организациях и объединениях;
- сведения о классных руководителях;
- диагностика воспитанности учащихся;
- информация о летнем отдыхе и занятости учащихся;
- результативность воспитательной работы;
- работа школьной газеты;
- работа школьного музея;
- работа школьной библиотеки;
- сведения об участии в конкурсах различного уровня;
- взаимодействие с окружающим социумом.
Валеологическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса:
- состояния здоровья участников образовательного процесса;
- организация углубленных медицинских осмотров учащихся;
- организация диспансеризации работников образовательного учреждения;
- работа медицинского кабинета;
- организация работы спортивных секций, групп здоровья;
- организация занятий физической культурой учащихся, отнесенных к подготовительной, специальной медицинской группам, группе лечебной физической культуры;
- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- выполнение санитарных норм и правил организации образовательного процесса.
- режим работы, расписание
Ученик (класс, классы,
группы; параллель):
- степень адаптации в переходные периоды;
- организация работы с одаренными учащимися;
- организация обучения учащихся с особенностями психофизического развития;
- уровень учебных достижений, анализ качества знаний учащихся;
- уровень воспитанности учащихся;
- степень удовлетворения образовательных запросов учащихся;
- характеристики коммуникативных процессов (педагог - ученик, ученик - ученик).
- информация об исследовательской работе учащихся;
- учебные и внеучебные достижения учащихся;
Педагог / педагогический
коллектив:
- уровень профессиональной компетентности;
- качество и результативность педагогической работы;
- уровень инновационной деятельности;
- анализ педагогических затруднений;
- результативность работы по аттестации педагогических работников;
- самообразовательная деятельность;
- характеристики коммуникативных процессов (педагог - ученик, педагог - педагог, педагог - администрация, педагог - родитель).
Заключение
Мониторинг является
важнейшим компонентом эффективного
управления. Формирование единой непротиворечивой
системы мониторинга образовательного
процесса в школе является одной из основных
задач при осуществлении стратегического
планирования и управления по результатам
деятельности.
К основным компонентам
такой системы относятся объекты мониторинга, субъекты, его осуществляющие,
а также методы и средства, обеспечивающие
взаимодействие между ними.
Зачастую мониторинг
качества образовательной деятельности
в школе рассматривается не с
позиций целей управления, а как
форма получения, передачи и накопления информации, что
препятствует его использованию как инструмента
управления качеством.
Очень важно, чтобы, во-первых,
все индикаторы, методика их расчета
были понятны всем участникам мониторинга, а во-вторых, чтобы исходные данные и
результаты расчетов были доступны, легко проверяемы
также любым участником мониторинга.
Проводя мониторинговые
исследования, мы должны четко понять:
О чем (о каких результатах, условиях и цене
их достижения) мы будем собирать информацию?
- Как мы будем собирать (с помощью каких методов) информацию?
- Каким образом мы будем ее обрабатывать?
- Какую информацию, и каким образом мы будем хранить?
- Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга?
- Как мы будем работать дальше?
Деятельность образовательного учреждения не может быть в полной
мере эффективной без цельной многоаспектной
системы отслеживания образовательных
эффектов деятельности школы и качества
ее продуктов.
Такая работа для школьного
коллектива трудна, но полезна и
очень необходима: она помогает осознать как
сильные, так и слабые стороны в работе,
увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего
совершенствования, определить приоритеты
для развития.
Таким образом, практика
мониторинга позволяет рассмотреть
все явления школьной жизни через призму педагогического
анализа, через постоянный процесс соотнесения
результатов с поставленными задачами,
корректировку всех видов управленческой
деятельности и, самое главное, выявление
путей и условий повышения эффективности
и качества образования.
По итогам мониторинга в зависимости от его
формы, целей и задач и с учетом реального
положения дел проводятся заседания педагогического,
методического советов, совета школы как
органа общественного управления, совещания
при директоре; выявленные проблемы и
предложения фиксируются в документации
согласно номенклатуре дел школы.
Таким образом, можно
сделать вывод, что мониторинг влияет
на качество образования при условии, если
- разработана или адаптирована эффективная технология
- если данная технология адаптирована для данного образовательного учреждения с учетом всех его особенностей
В конечном итоге система
мониторинга позволяет получить
точную, объективную и сопоставимую информацию о
сильных и слабых сторонах деятельности
образовательного учреждения и на ее основе
своевременно корректировать эту деятельность
и прогнозировать дальнейшее развитие
системы.
Итак, можно сказать, что
в настоящее время мониторинг
используется в педагогической науке
и практике в двух аспектах. Во-первых,
как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая
решению актуальных образовательных задач.
Во-вторых, как средство получения информации
в процессе проведения научных исследований
или управленческого контроля.