Мониториг образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного раз­вития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

Работа содержит 1 файл

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

2.3.Цели и задачи мониторинга

(из  опыта работы образовательных  учреждений Брянского района и Брянской области)

Содержание мониторинга  в любом образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Администрации и педагогическому коллективу каждого образовательного учреждения предстоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить с точки  зрения  их влияния на ход и результаты образовательного процесса и затем принять наиболее обоснованные оптимальные решения.

Для осуществления педагогического  мониторинга должна быть сформирована нормативно-правовая база: разработаны Положение о мониторинге, Программа мониторинга по различным направлениям образовательной деятельности, создана служба мониторинга.

Целью мониторинга является обеспечение эффективного объективного информационного отражения состояния  образования в ОУ, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности управления качеством образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Разработка и использование единых нормативных материалов.
  • Создание механизма мониторинговых исследований.
  • Разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа информации.
  • Получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса.
  • Систематизация информации, повышение её оперативности и доступности.
  • Оптимизация информационных потоков, формируемых на различных уровнях образовательного учреждения
  • Координация деятельности всех служб мониторинга школы.
  • Совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности.
  • Своевременное выявление динамики и основных тенденций в УВП.
  • Обеспечение администрации образовательного учреждения информацией, полученной при осуществлении мониторинга, для создания прогнозов, аналитических, справочных материалов.
  • Определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений.
  • Разработка локальных, нормативно-правовых документов учреждения.

Педагогический мониторинг, осуществляемый в образовательном  учреждении, основан на следующих принципах:

  • открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;
  • повышения потенциала внутренней оценки, самооценки;
  • широкого обсуждения содержания, процедуры, средств мониторинговых обследований;
  • принятия и реализации управленческих решений на основе результатов оценки и качества образования.

Данные о результативности могут  быть получены в системе основных видов контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового. Мониторинговые исследования ведутся поэтапно:

1 этап – подготовительный:

- постановка целей;

- определение объекта;

- установка сроков  проведения;

- изучение соответствующей  литературы;

- изучение имеющегося  педагогического опыта;

- разработка инструментария  для проведения мониторинга;

2 этап – практическая часть мониторинга:

- сбор информации;

3 этап – аналитический:

- систематизация полученной  информации;

- анализ имеющихся  данных;

- разработка рекомендаций  и предложений на последующий  период, принятие управленческих решений.

Объектами мониторинга являются образовательные результаты, ресурсы и условия образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.

Образовательная среда:

  • контингент учащихся, его дифференциация;
  • кадровое (педагогическое) обеспечение;
  • родители (образовательный, социальный, культурный уровень);

 Образовательный процесс:

  • сведения по выполнению всеобуча;
  • анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений учащихся;
  • структура дифференцированного обучения;
  • учебные, образовательные программы, программы развития;
  • учебные планы;
  • годовой план;
  • инновационная деятельность;
  • конкурсное движение;

Нормативно-правовая база:

нормативно - правовые документы  об образовании;

Методическое обеспечение образовательного процесса:

  • выполнение учебных программ;
  • итоговая аттестация;
  • материалы по методической работе;
  • материалы по педагогическим советам;
  • работа информационного центра;
  • анализ и планирование работы методической сети.

Социально-психологическое  сопровождение образовательного процесса:

  • социальный паспорт класса (образовательного учреждения, микрорайона);
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;

Воспитательная система:

  • воспитательные программы;
  • сведения о работе кружков, клубов, спортивных секций;
  • трудоустройство выпускников;
  • анализ профилактической работы;
  • сведения о детских общественных организациях и объединениях;
  • сведения о классных руководителях;
  • диагностика воспитанности учащихся;
  • информация о летнем отдыхе и занятости учащихся;
  • результативность воспитательной работы;
  • работа школьной газеты;
  • работа школьного музея;
  • работа школьной библиотеки;
  • сведения об участии в конкурсах различного уровня;
  • взаимодействие с окружающим социумом.

Валеологическое сопровождение  учебно-воспитательного процесса:

  • состояния здоровья участников образовательного процесса;
  • организация углубленных медицинских осмотров учащихся;
  • организация диспансеризации работников образовательного учреждения;
  • работа медицинского кабинета;
  • организация работы спортивных секций, групп здоровья;
  • организация занятий физической культурой учащихся, отнесенных к подготовительной, специальной медицинской группам, группе лечебной физической культуры;
  • организация физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • выполнение санитарных норм и правил организации образовательного процесса.
  • режим работы, расписание

Ученик (класс, классы, группы; параллель):

  • степень адаптации в переходные периоды;
  • организация работы с одаренными учащимися;
  • организация обучения учащихся с особенностями психофизического развития;
  • уровень учебных достижений, анализ качества знаний учащихся;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • степень удовлетворения образовательных запросов учащихся;
  • характеристики коммуникативных процессов (педагог - ученик, ученик - ученик).
  • информация об исследовательской работе учащихся;
  • учебные и внеучебные достижения учащихся;

Педагог / педагогический коллектив:

  • уровень профессиональной компетентности;
  • качество и результативность педагогической работы;
  • уровень инновационной деятельности;
  • анализ педагогических затруднений;
  • результативность работы по аттестации педагогических работников;
  • самообразовательная деятельность;
  • характеристики коммуникативных процессов (педагог - ученик, педагог - педагог, педагог - администрация, педагог - родитель).

Заключение

Мониторинг является важнейшим компонентом эффективного управления. Формирование единой непротиворечивой системы мониторинга образовательного процесса в школе является одной из основных задач при осуществлении стратегического планирования и управления по результатам деятельности.

К основным компонентам  такой системы относятся объекты мониторинга, субъекты, его осуществляющие, а также методы и средства, обеспечивающие взаимодействие между ними.

Зачастую мониторинг качества образовательной деятельности в школе рассматривается не с  позиций целей управления, а как  форма получения, передачи и накопления информации, что препятствует его использованию как инструмента управления качеством.

Очень важно, чтобы, во-первых, все индикаторы, методика их расчета  были понятны всем участникам мониторинга, а во-вторых, чтобы исходные данные и результаты расчетов были доступны, легко проверяемы также любым участником мониторинга.

Проводя мониторинговые исследования, мы должны четко понять:

О чем (о каких результатах, условиях и цене их достижения) мы будем собирать информацию?

  • Как мы будем собирать (с помощью каких методов) информацию?
  • Каким образом мы будем ее обрабатывать?
  • Какую информацию, и каким образом мы будем хранить?
  • Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга?
  • Как мы будем работать дальше?

Деятельность образовательного учреждения не может быть в полной мере эффективной без цельной многоаспектной системы отслеживания образовательных эффектов деятельности школы и качества ее продуктов.

Такая работа для школьного  коллектива трудна, но полезна и  очень необходима: она помогает осознать как сильные, так и слабые стороны в работе, увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего совершенствования, определить приоритеты для развития.

Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть  все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования.

По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, совета школы как органа общественного управления, совещания при директоре; выявленные проблемы и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы.

Таким образом, можно  сделать вывод, что мониторинг влияет на качество образования при условии, если

  1. разработана или адаптирована эффективная технология
  2. если данная технология адаптирована  для данного образовательного учреждения с учетом всех его особенностей

В конечном итоге система  мониторинга позволяет получить  точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы.

Итак, можно сказать, что  в настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.




Информация о работе Мониториг образовательного учреждения