Молодёжные неформальные группы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:43, реферат

Описание работы

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этот реферат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Трудные подростки и неформальные группы общения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

К металлистам примыкают группы подростков, которых при­влекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм нефор­малов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в про­блемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чи­стоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вы­зывающе и агрессивно.

Было бы несправедливо говорить о противоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростков имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произ­ведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются ат­рибутикой, готовы контактировать с официальными организа­циями.

В настоящее время получают распространение немногочис­ленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они пропо­ведуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, бо­тинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашист­ская свастика и другие символы «коричневых». В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры», «штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацист­ских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Пра­вые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме пан­ков и черных металлистов, не питают к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацист­ских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционны­ми взглядами. Тогда такая группа становится социально опас­ной.

Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Чле­ны этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к при­верженцам западной культуры и идеологии, ведя против них на­стоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных арти­стов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосы у хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются из­биением неформалов-«западников».

 

 

Часть 3.Индивидуальный подход к школьникам-неформалам

Как относиться к неформальным молодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы мо­лодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напро­тив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам «перебесить­ся» и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и про­тивоправных. Поэтому начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится стал­киваться. К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятель­ствах его вхождения в данное молодежное объединение.

О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский. [4] Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.

Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколь­ко подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, об­разование, семья); связаны ли они с антисоциальными группа­ми, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или раз­вратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень чле­нов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеж­дения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и ди­намику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.

Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие чле­нов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, лю­дей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Мож­но ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные осо­бенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и раз­личные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить ти­пологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.

Теперь об индивидуальном подходе к школьнику-неформалу. Начинать следует с выяснения причин вхождения в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Выше, при описании краткой истории таких групп, мы упомянули некото­рые такие причины. Напомним, что сам возраст подростка и юно­ши, некоторые важные особенности личности взрослеющего че­ловека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.

Особенности личности школьников среднего и старшего под­росткового возраста, создающие психологическую основу их стрем­ления к включению в неформальные молодежные объединения, рассмотрел И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее са­моутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельно­сти, которых много у неформалов (атрибуты одежды и группо­вые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточ­ность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей обществен­ной активности и стремлении к независимости и самостоятель­ности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподо­биться им, эмоционально-волевую неустойчивость этих школь­ников и т. д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невоз­можность самоопределения и самовыражения имеющимися сред­ствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств суще­ствования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими ду­ховными потребностями и малой общественной активностью.

И. А. Невский провел также психолого-педагогический анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков, в не­формальных молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению, следующие: 1) стремление учащихся среднего и стар­шего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству; 2) низкая ус­певаемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива; 3) отсутствие постоянных содержательных интере­сов, общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе; 4) потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников; 5) одинаковость в требованиях ко всем уче­никам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся; 6) недостаток внимания к молодежи в семьях, без­надзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности; 8) новизна, свое­образие впечатлений, получаемых в группах сверстников-нефор­малов, чувство свободы; 9) возможность заявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и вос­питания в школе, отрицательных явлений в семье и т. д. Это ста­ло особенно явным в последние годы, выявившие многие недо­статки нашей жизни.

Учителей, конечно, очень интересует вопрос, как вести работу по профилактике отклоняющегося поведения школьников — участников неформальных молодежных групп. Исследование этой проблемы провел В.С.Овчинский. Он сформулировал ряд мето­дических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися сред­него и старшего школьного возраста. Так, данный автор справед­ливо говорит о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому ее участни­ку. Например, среди хиппи встречаются «романтики» тунеядства, «идеологи» молодежного протеста, просто яркие творческие лич­ности (поэты, певцы, музыканты), увлеченные авангардными фор­мами искусства. Естественно, подход к каждой из этих подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие.

При профилактике отклоняющегося поведения членов не­формальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересую­щих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, что­бы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юно­шам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, что­бы тактично и квалифицированно показать молодежи действи­тельную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо, как справедливо считает профессор Д. И. Фельдштейн, не запрещать формальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, «пройти» его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.

Однако все сказанное выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодежным объединениям и не ко всем формам развития определенных групп. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографин, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определенной неформальной группы начинает принимать противоправный характер. В. С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения. К ним относятся: разобще­ние принявших нежелательные формы развития молодежных групп, переориентация их на общественно полезные виды дея­тельности, нейтрализация отрицательно влияющих лидеров, ре­шительное прекращение любого общения с людьми преступного мира. И конечно же, всегда следует применять индивидуальный подход к членам даже одной и той же неформальной группы.

Список литературы

1.       Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объ­единений / Под ред. Д.И.Фельдштейна и др. — М., 1988.

2.       Славина Л.С. Трудные дети. М.,1998

3.       Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996

4.       Фельдштейн Д.И., Радзиховский Л.А. Методические рекомендации по             изучению особенностей неформальных молодежных объединений. — М, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Молодёжные неформальные группы в России