Молодёжные неформальные группы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:43, реферат

Описание работы

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этот реферат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Трудные подростки и неформальные группы общения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение — киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и машины». Б. Стерлинг характеризует киберпанкизм как «греховный альянс техническо­го мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анар­хией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невроманктик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими взорами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности.

Имеется 2 категории киберпанков: осознающие и не осо­знающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной при­надлежности, страстно влюбленные в компьютеры. Полотна ки­берпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях; журналы киберпанков изда­ются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанкам выходить в пространство телефон­ных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы. Ожидался расцвет киберпанкизма в годы президентства Клинтона, который стремился сделать США миро­вым лидером в разработке высоких технологий.

Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хо­тят использовать ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности. Киберпанки поняли: или мы под­чиним технику себе, или она подчинит нас.

Изложенное показывает, что нельзя по-обывательски сводить сущность неформального молодежного движения в западных стра­нах к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей», «похотливой и развратной» молодежи. Причины возникновения движения неформалов на Западе в трудностях на­хождения молодежью своего места в жизни, обостренном вос­приятии социальных несовершенств и несправедливостей, юно­шеском максимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой эмоциональностью и т. д. Социальное преломляется че­рез возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы ста­рость могла! Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и не­ожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под вли­янием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Молодежные неформальные группы в России

Неформальные группы молодежи появились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активно восста­вало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее время количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их, проведенное, в частности, А. П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный ха­рактер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших не­формальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных городах.

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А. П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Пра­вые экстремисты вступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных на­правлений.

В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодей­ствия различных групп неформалов — районные и городские. Рай­онные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятся с неформа­лами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за бо­лее радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ста­вят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психиче­ского здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституци­онные объединения, формирующиеся преимущественно из под­ростков.

Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объ­единениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и они функционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по касательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих — поиск альтернативного образа жизни. По­следних хорошо показывает М. В. Розин, описывая современных московских хиппи.

Хиппи — это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы («тусоваться») и познако­миться с другими ее членами.

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х го­дов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла но­вая волна интереса молодежи к хиппи.

Московская Система насчитывает сейчас около 2 тысяч участ­ников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студен­ты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должности сторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.

Система делится на группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся под­ростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые» — старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного твор­чества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы («хайр»), обыч­но расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины от­пускают также бороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми: 1) это более естественно, ближе к природе; 2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают; 3) длинные волосы позволяют лучше улав­ливать излучения космического разума, являясь своего рода ин­дивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие зап­латы на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» — небольшо­го размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточ­ные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способ­ствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую» реальность, су­ществующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Вый­ти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи к про­блемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не про­изводить каких-то целенаправленных, активных действий, без­действовать; быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.

Хиппи—романтики, любят все яркое, оригинальное, твор­ческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако де­кларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.

Характеристику других неформальных молодежных объединений в нашей стране дает А. П. Файн. Так, распространенной у нас груп­пой являются панки, о которых мы уже упоминали в историче­ском обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочито не­пригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающее разностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тон­кой рубашке с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркоти­ческие и токсикоманические вещества. Панки перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.

Появление панков в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью над­ругательства над личностью.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамери­канцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стра­не. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажоры собирались когда-то около ин­туристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В сре­де мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2—3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом.

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накоп­ления какого-то минимума материальных средств.

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наи­более известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбор­дисты (езда на специальных досках - скейтбордах) и рокеры.

Как уже известно читателю, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают на них акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трам­плина, «джигитуют» и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отме­чены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел. Пе­дагогу следует использовать интерес рокеров к технике и авто­спорту для переключения их на общественно полезную деятель­ность.

Появились разнообразные молодежные группы — сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд - «фанаты» («фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свой­ственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода им­провизации исполнителей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, боль­шим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на анг­лийском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждеб­ных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам.

Информация о работе Молодёжные неформальные группы в России