Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 10:33, реферат
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации.
Цель модульного обучения: обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки;
Сущность модульного обучения: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой;
Механизм модульного обучения: проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Модульное обучение
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации.
Цель модульного обучения: обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки;
Сущность модульного обучения: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой;
Механизм модульного обучения: проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
Сочетание модулей должно
обеспечивать необходимую степень
гибкости и свободы в отборе и
комплектации требуемого конкретного
учебного материала для обучения
(и самостоятельного изучения) определенной
категории обучающихся и
Необходимым элементом модульного обучения, обычно, выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
Сами модули формируются
как структурная единица
Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?
• Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
• Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
• Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
• Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Технология модульного обучения. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Исходные научные идеи
1. Модульное обучение
базируется на деятельностном
принципе: только тогда учебное
содержание осознанно
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если студент выполняет задание с дозированной помощью преподавателя, то он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это
реализуется посредством
3. В основании модульной
технологии находится и
4. Интенсивный характер
технологии требует
Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности. Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:
• частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
• реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
• учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
• при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
• структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.
Ограничения
1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
2. Материальные возможности образовательного учреждения.
3. Включение в модуль
очень большого объема
Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с обще дидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования.
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.
• Учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
• Он должен быть представлен
настолько законченным блоком, чтобы
имелась возможность
• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т. е. модуль имеет четкую структуру.
Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент гемм, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил.
В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
• совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает
свободное изменение содержания
модулей с учетом социального
заказа. Высокие темпы научно-
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы бьггь достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:
• Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
• Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
• Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы.
В звеньях сферы
образования возникла проблема
формирования действенных
Оперативные знания приобретаются
успешнее при условии, если обучаемые
в ходе самостоятельного решения
задач проявляют инициативу, находчивость,
способность использовать имеющиеся
знания в ситуациях, отличных от тех,
в которых или для которых
они приобретались. О системе
действенных и оперативных
Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:
• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.
• Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.
• Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.
• Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.