Модульное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации.
Цель модульного обучения: обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки;
Сущность модульного обучения: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой;
Механизм модульного обучения: проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Работа содержит 1 файл

модульное обучение.docx

— 31.88 Кб (Скачать)

Модульное обучение

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации.

Цель модульного обучения: обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки;

Сущность модульного обучения: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой;

Механизм модульного обучения: проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень  гибкости и свободы в отборе и  комплектации требуемого конкретного  учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и  профессиональных целей.

Необходимым элементом модульного обучения, обычно, выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Модуль — целостный  набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать  обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть  более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.

Сами модули формируются  как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в  виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.

Чем модульное  обучение отличается от других систем обучения?

• Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

• Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.

• Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

• Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Технология модульного обучения. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Исходные научные идеи

1. Модульное обучение  базируется на деятельностном  принципе: только тогда учебное  содержание осознанно усваивается,  когда оно становится предметом  активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует студентов на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология  строится на идеях развивающего обучения: если студент выполняет задание с дозированной помощью преподавателя, то он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это  реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной  деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного  и сменного состава).

3. В основании модульной  технологии находится и программированное  обучение. Четкость и логичность  действий, активность и самостоятельность  обучающегося, индивидуализированный  темп работы, регулярная сверка  результатов (промежуточных и  итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль  — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер  технологии требует оптимизации  процесса обучения, т.е. достижения  наилучшего результата с наименьшей  затратой сил, времени и средств.

Система действий преподавателя  и учащегося заключается в  последовательности. Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

• частные дидактические  цели учебных элементов в своей  совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей  в свою очередь приводит к комплексной  дидактической цели модульной программы;

• реализованная обратная связь — основа управляемости  и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

• учебный и дидактический  материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

• при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися  знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

• структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия  того или иного типа.

Деятельность учащегося  проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и  взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

Изменяется принципиально  деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Ограничения

1. Уровень готовности  обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2. Материальные возможности  образовательного учреждения.

3. Включение в модуль  очень большого объема содержания  деятельности, что создает дефицит  времени.

Принципы модульного обучения

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с обще дидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в  содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным  функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для  реализации этого принципа надо выполнять  следующие педагогические правила.

• Учебный материал нужно  конструировать таким образом, чтобы  он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед  ним дидактических целей;

• Он должен быть представлен  настолько законченным блоком, чтобы  имелась возможность конструирования  единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

•  В соответствии с  учебным материалом следует интегрировать  различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует  рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной  дидактической цели, т. е. модуль имеет четкую структуру.

Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в  программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном  обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.

При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают  определенную тему конкретного курса  или фрагмент гемм, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом  выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих  педагогических правил.

В интегрированной дидактической  цели надо выделять структуру частных  целей;

•  достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

•  совокупность отдельных  частных целей, одной интегрированной  дидактической цели должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального  заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных  знаний. Инертность, присущая всем звеньям  образования, является одной из причин разрыва между образованием и  условиями жизни общества.

Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в  том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы бьггь достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Разрешить противоречие между  стабильным и меняющимся содержанием  учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

•  Содержание каждого  элемента и, следовательно, каждого  модуля, может легко изменяться или  дополняться;

•  Конструируя элементы различных модулей, можно создавать  новые модули;

•   Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы  его элементы могли быть легко  заменимы.

Принцип действенности и  оперативности знаний и их системы.

 В звеньях сферы  образования возникла проблема  формирования действенных знаний  у обучаемых, что отрицательно  повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

Оперативные знания приобретаются  успешнее при условии, если обучаемые  в ходе самостоятельного решения  задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся  знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых  они приобретались. О системе  действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном  единении с умениями. Имеется в  виду система общенаучных, общетехнических  и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Педагогические правила, которыми следует руководствоваться  при реализации принципа действенности  и оперативности знаний и их системы, следующие:

• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или  практической) и способов действий.

•     Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.

•  Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к  усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.

•  Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

Принцип гибкости требует  построения модульной программы  и соответственно модулей таким  образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Информация о работе Модульное обучение