Оглавление
План
- Значение
моделирования в экологическом воспитании
детей.
- Модели и
моделирующая деятельность в педагогическом
процессе ознакомления с природой.
- Развитие
у дошкольников отношения к природе в
процессе моделирования.
- Выводы, приложения.
Введение.
Богат, прекрасен
и бесконечно разнообразен окружающий
нас мир природы. Ввести ребенка в этот
мир, раскрыть его красоту, неповторимость,
научить любить и беречь природу - задача
и долг взрослых: родителей, педагогов.
Сделать это необходимо как можно раньше,
уже с первых шагов ребенка по родной земле.
Ознакомление детей с природой является
одним из основных направлений в воспитательно-образовательной
работе детского сада. Это важное средство
всестороннего развития ребенка, формирования
нравственных и эстетических чувств.
Значение
моделирования в
экологическом воспитании
детей.
Процесс
познания окружающего мира непрост для
ребенка. Начинается он с чувственного
восприятия. Однако многие явления природы
невозможно воспринимать непосредственно. Познание
дошкольниками окружающего мира, явлений
природы возможно не только посредством
наблюдений - большую помощь в этом может
оказать моделирующая деятельность. Многообразие
природных явлений, составляющих непосредственное
окружение детей, создает видимость их
легкого познания в процессе наблюдений.
Но пугливость и скрытый образ жизни многих
животных, растянутая во времени изменчивость
развивающихся организмов или сезонных
явлений природы, незаметные для восприятия
связи и зависимости внутри природных
сообществ рождают объективные трудности
для дошкольников, мыслительная деятельность
которых находится в становлении. Это
и вызывает необходимость моделирования
некоторых явлений, объектов природы.
Например, программа предусматривает
формирование у детей понимания связи
между развитием растений и условиями
их существования, овладение детьми элементарными
понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы»,
«звери», «растения» и т. д. Решить успешно
эти задачи помогает воспитателю моделирование
как метод ознакомления детей с природой.
Модель – это предметное, графическое
или действенное изображение чего-либо,
а процесс создания модели называется
моделирующей деятельностью. Например,
глобус - это предметная модель Земли,
а его изготовление воспитателем вместе
с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Глобус как предметная модель воспроизводит
большое количество существенных признаков
нашей планеты - соотнесенные в масштабе
материки и океаны, моря и реки, горы и
долины, государства и города. На глобусе
мы находим полюса Земли, по меридианам
и параллелям можем определить местоположение
любой точки. Географическая карта-это
тоже модель Земли, но уже графическая,
она отображает планету в плоскости бумаги.
Глобус и карта - предметы, которые помогают
ориентироваться в громадном пространстве,
совершать путешествия по странам и континентам,
не выходя из дома.
Модель как вид наглядности может быть
использована во всех возрастных группах
в том случае, когда необходимо выделить
в объектах и явлениях природы существенные
признаки и связи. Демонстрация модели
используется при условии предварительного
ознакомления детей с объектом природы
при помощи других методов, обеспечивающих
живые представления о его признаках,
свойствах, связях и отношениях. Рассматривание
модели при этом является лишь частью
занятия.
Главной характеристикой модели является
то, что она отражает, содержит в себе существенные
особенности натуры, в удобной форме воспроизводит
самые значимые стороны и признаки моделируемого
объекта.
Кроме моделирования закономерных процессов
природы (сезонные изменения, рост и развития
живых существ) с детьми можно изготовить
целый ряд моделей, которые воспроизводят
отдельные явления или объекты природы
и позволяют дошкольникам познать их существенные
стороны. Графическое моделирование может
быть использовано при составлении карты-схемы
помещения группы, участка детского сада,
территории ближайшего природного окружения.
Моделирование пространства, в котором
протекает жизнедеятельность ребёнка,
помогает ему по-новому взглянуть на окружающий
мир. Составление карты-схемы особенно
целесообразно при создании экологической
тропы, определении маршрута в природу,
по которому дети регулярно совершают
прогулки и экскурсии. Так, начиная с пяти
лет дошкольники даже при однократном
объяснении могут понять, что такое план
помещения, и, пользуясь отметкой в плане,
находят в комнате спрятанный предмет.
Они узнают схематические изображения
предметов, пользуясь схемой типа географической
карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной
системе дорожек.
С детьми старшего возраста можно сделать
самодельный глобус (из папье-маше на мяче
или воздушном шаре, либо другим способом).
Такой глобус позволяет давать информацию
о Земле постепенно и небольшими порциями:
в течение учебного года приклеивать материки,
обозначать государства, города, моря,
которые так или иначе оказались в поле
зрения детей, наносить печатными буквами
их названия. Большой интерес у дошкольников
вызывают путешествия по глобусу, приклеивание
изображения животных, проживающих в океанах,
на других материках.
Полезна демонстрация картонных моделей,
на которых представлено одно из закономерных
и широко распространённых явлений животного
мира – защитная окраска покровов: маскировочная,
отпугивающая, расчленяющая. В познавательную
деятельность детей целесообразно включить
такие предметные модели, с которыми они
могут совершать практические действия.
Дошкольникам можно показать, что длина
ног влияет на скорость передвижения:
чем ноги длиннее, тем животное быстрей
перемещается в пространстве.
Многие виды знаний, которые ребенок не
может усвоить на основе словесного объяснения
взрослого или в процессе организованных
взрослыми действий с предметами, он легко
усваивает, если эти знания дают ему в
виде действий с моделями, отображающими
существенные черты изучаемых явлений.
Модели многофункциональны. На основе
моделей можно создать разнообразные
дидактические игры. Продумывая разнообразные
модели вместе с детьми, необходимо придерживаться
следующих требований:
1.Модель должна отображать обобщенный
образ и подходить к группе объектов.
2.Раскрыть существенное в объекте.
3.Замысел по созданию модели следует обсудить
с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, модели и моделирование
позволяют демонстрировать существенные
экологические связи в природе, поэтому
процесс моделирования и использования
готовых моделей является очень эффективным
методом экологического воспитания.
Модели
и моделирующая деятельность
в педагогическом
процессе ознакомления
с природой.
Моделирование
рассматривается как совместная
деятельность воспитателя и детей
по построению (выбору и конструированию
моделей). Цель моделирования – обеспечить
успешное освоение детьми знаний об особенностях
объектов природы, их структуре, связях
и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения
реальных предметов, объектов предметами,
схематическими изображениями, знаками.
Модель дает возможность создать образ
наиболее существенных сторон объекта
и отвлечься от несущественных в данном
конкретном случае. По мере осознания
детьми способа замещения признаков, связей
между реальными объектами, их моделями
становится возможным привлекать детей
к совместному с воспитателем, а затем
и к самостоятельному моделированию. Обучение
моделированию осуществляется в такой
последовательности.
Воспитатель:
1.Предлагает детям описать новые объекты
природы с помощью готовой модели, ранее
усвоенной ими.
2.Организует сравнение двух объектов
между собой, учит выделению признаков
различия и сходства, одновременно дает
задание последовательно отбирать и выкладывать
на панно модели, замещающие эти признаки.
3.Постепенно увеличивает количество сравниваемых
объектов до трех-четырех.
4.Обучение детей моделированию существенных
или значимых для деятельности признаков
(например, отбор и моделирование признаков
растений, определяющих способ удаления
пыли с уголка растений уголка природы).
5.Руководит созданием моделей элементарных
понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери»,
«домашние животные», «дикие животные»,
«растения», «живое», «неживое» и т.д.
В дошкольном возрасте для экологического
воспитания детей используются разные
виды моделей.
Предметные модели воспроизводят структуру
и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи
реальных объектов и явлений. К ним относятся
различные предметы, конструкции. Примером
такой модели может служить аквариум,
моделирующий экосистему в миниатюре
(биом водоема). Процесс моделирования
предметной модели явления можно организовать
следующим образом: на столе перед каждой
парой детей надо положить большой лист
бумаги с обозначенными на нём стартовой
линией и двумя дорожками, по которым будут
шагать картонные «ноги» - у одного ребёнка
длинные, а у другого короткие. Каждый
из детей делает одинаковое количество
шагов (например, по 5), отмечая их карандашом
на дорожке, а затем сравнивают результат:
дальше ушёл тот, у кого «ноги» длиннее.
Делают больше шагов, меняются «ногами»,
но результат остаётся неизменным – всегда
дальше уходят более длинные «ноги». Надевая
на них сверху головки разных животных,
моделирование можно превратить в игру-соревнование
«Кто из животных скорее прибежит к финишу».
Интересную модель хищной птицы можно
сделать из чёрной бумаги. Прикрепив её
с помощью резинки к концу палки, легко
демонстрировать нападение с воздуха
и защитное поведение некоторых животных.
Нападение хищника на жертву в природе
увидеть практически не возможно (а дошкольникам
и не нужно), поэтому моделирование в этом
случае становится особенно уместным.
Предметно-схематические
модели. В них существенные признаки,
связи и отношения представлены в виде
предметов-макетов. Например, полоски
бумаги разных оттенков зелёного цвета
можно использовать при абстрагировании
цвета листьев растений; изображения геометрических
фигур на карточке – при абстрагировании
и замещении формы листьев; полоски бумаги
разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая)
– при абстрагировании и замещении характера
поверхности части растений – листьев,
стеблей. Модель-макет рекомендует использовать
С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия
«мимикрия» как проявление одного из способов
защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный
в два цвета. Накладывая на него цветные
изображения различных геометрических
фигур, обращают внимание детей на то,
что при совпадении цвета поля и геометрической
фигуры она становится невидимой. Такая
модель помогает детям понять значение
покровительственной окраски животных.
Воспитатель сам или вместе с детьми может
изготовить модель бабочки павлиньего
глаза на коре дерева и с помощью подвижных
крыльев демонстрировать то маскировочную
окраску нижней их стороны, то яркие и
отпугивающие, похожие на глаза, пятна
на верхней их стороне. Модель можно использовать
многократно, показывая морфофункциональную
приспособленность насекомого к окружающей
среде: бабочка неподвижно отдыхает на
дереве, сложив крылья (в этот момент её
защищает маскировочная окраска); бабочка
тревожится – открывает и закрывает крылья,
отпугивая всех, кто к ней приближается,
крупными синими «глазами» на верхней
стороне крыльев.
Другая модель даёт возможность формировать
у детей обобщённое представление о маскировке
как таковой. После демонстрации на пёстрой
и белой части панели 3-4 фигур (геометрических
и в форме животных) в неподвижном состоянии
и в движении вдоль прорези, дети начинают
понимать, что для маскировки любого объекта
необходимо сочетание двух условий: окраски,
совпадающей с фоном, и неподвижности.
Таким образом, становится очевидной объективно
существующая, но скрытая от восприятия
ребёнка связь между строением, поведением
животного и его средой обитания.
Графические модели (графики, схемы
и т. д.) передают обобщенно признаки, связи
и отношения природных явлений. Примером
такой модели могут быть календарь погоды,
таблица фиксации продолжительности дня
и т.д. Например, при формировании понятия
«рыбы» в старшей группе используется
модель, в которой отражены существенные,
наглядно воспринимаемые признаки данной
систематической группы животных: среда
обитания, форма тела, покров тела, жаберный
способ дыхания, своеобразное строение
конечностей (плавники) - в которых появляется
приспособленность рыб к водной среде
обитания.
С дошкольниками можно создавать и использовать
самые различные модели. Важнейшими из
них являются календари природы - графические
модели, которые отражают разнообразные,
длительно происходящие явления и события
в природе. Любой календарь природы имеет
большое значение для экологического
воспитания детей с двух точек зрения:
сначала происходит его создание (моделирование
явлений), затем - использование в учебном
или в воспитательном процессе. Можно
выделить три типа календарей, имеющих
широкое применение в дошкольных учреждениях
и отражающих те явления природы, которые
находятся в поле зрения детей и составляют
содержание частых наблюдений.
1.Календарь наблюдений за сезонными явлениями
природы
Этот календарь отражает состояние природы
(неживой, растительного и животного мира)
в ту неделю, когда происходят ежедневные
наблюдения. Заполнение страницы календаря,
т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая
часть "недельной методики" ознакомления
детей с сезонными явлениями природы.
Страница календаря подготовительной
к школе группы, рассчитанная на всю неделю
наблюдений, имеет следующие параметры:
время представлено условным "месяцем"
с четырьмя полными неделями по семь дней;
неживая природа представлена графой
"погода" семью окошечками на каждый
день той недели (оптимально: второй или
третьей), когда происходят наблюдения;
живая природа большая неразделенная
часть страницы, на которой изображаются
в виде рисунка растительность (1-2 дерева,
куст), покров земли и животные (главным
образом, птицы и насекомые), которых можно
увидеть в это время.
Заполнение календаря, т.е. собственно
моделирование, производится значками
и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.
Ежедневно после прогулки, во время которой
дети наблюдали за природой, они под руководством
воспитателя закрашивают клетку дня недели
и в соответствующем окошечке значками
изображают погоду. В середине недели
после рассматривания покрова земли, дерева
и куста, которые выбраны для отображения
в календаре, дошкольники рисуют их в графе
"Живая природа". В конце недели, после
специального наблюдения за птицами, насекомыми
и другими сезонно появляющимися животными,
дети изображают их значками или рисунками
в графе "Живая природа", т.е. дополняют
имеющийся пейзаж. В итоге заполненная
страница календаря имеет: раскрашенные
клетки дней одной недели (столбики трех
недель остаются белыми), заполненные
значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж
с изображением дерева, куста, покрова
земли и каких-либо животных - все соответствует
конкретному моменту состояния природы.
Таким образом, заполненная страница календаря
- это графическая модель состояния природы
определенного периода определенного
времени года, модель, в которой сочетается
реалистическое изображение природы с
символическим обозначением отдельных
явлений. Важную роль в этом моделировании
играет специальная страница календаря,
на которой изображены значки и символы,
- она помогает правильно заполнять календарь.
Каждый день недели имеет свое обозначение
цветом, наиболее приемлемой является
радужная гамма: понедельник - фиолетовый,
вторник - синий, среда - голубой, четверг
- зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый,
воскресенье - красный. Значки погодных
явлений - это маленькие пиктограммы, схематические,
но понятные детям образы солнца дождя,
снега и т.д.
Степень тепла
и холода обозначается схематическим
изображением человечка, закрашенного
символическим цветом: в жару - красным,
в теплое время - желтым, в прохладу
- зеленым, а в мороз - синим. Животных можно
изображать как рисунком, так и значками,
(например, птиц - "галочками" характерного
для вида цвета). ''
Заполнение календаря, т.е. моделирующая
деятельность, - важный эколого-педагогический
процесс, который осуществляется в повседневной
жизни детьми под руководством воспитателя.
Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей
у взрослого и доставляла радость дошкольникам,
можно использовать специальный прием:
рисовать по трафареткам карандашами.
Трафаретки воспитатель делает из плотного
прозрачного полиэтилена, с их помощью
легко и быстро дети раскрашивают дни
недели, отмечают погоду, создают рисунок
дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше
дополняется краской, что облегчит создание
пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая
или желтая листва на дереве, трава весной
или летом вполне могут быть изображены
гуашью или акварелью.
Очень важно, чтобы рисунок правильно
отражал состояние природы: только в этом
случае календарь становится моделью.
Например, рассматривая с детьми березу
на третьей неделе сентября, воспитатель
обращает внимание на следующие моменты:
много или мало листьев на дереве; есть
ли листья под ним на земле; где их больше
- на дереве или на земле; какого цвета
листья на березе, под ней; каких листьев
на дереве больше - зеленых или желтых;
где находятся зеленые листья (на макушке,
снизу кроны или сбоку), а где - желтые;
как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой
траве. Все это имеет значение для правильного
отображения в календаре состояния дерева,
куста, покрова земли в начале осени. При
этом важно подобрать карандаши и краски,
чтобы они с максимальным приближением
к натуре передавали осенние цвета природы.
Аналогичный рисунок на третьей неделе
октября будет выглядеть иначе: на березе
останется мало листьев, все они будут
желтыми, зато под ней вся земля будет
усыпана золотом листьев и т.д. И уж совсем
иным будет пейзаж с березой в ноябре:
дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая,
а жухло-коричневая, трава завяла, желтая
или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для
создания такого пейзажа нужны другие
карандаши и краски. Одна неделя наблюдений
за погодой и их фиксация в календаре -
это "срез" состояния природы в определенный
период сезона. Модель всего сезона получается
в результате проведения такой работы
ежемесячно: три заполненные страницы
календаря (например, сентябрь, октябрь,
ноябрь) отражают последовательно три
периода осени - ее начало, разгар, конец.
Календарь наглядно демонстрирует динамику
осенних изменений природы, в нем отражается
зависимость состояния живой природы
от погодно - климатических факторов. Именно
поэтому календарь сезонных изменений
природы становится экологической моделью,
в которой наглядно и одновременно представлен
сезон с его существенно меняющимися характеристиками.
Заполненные страницы календаря за 12 месяцев
- это круглогодичная модель сезонных
изменений в природе. Ценность такого
моделирования велика: календари заполняются
самими детьми на основе непосредственных
наблюдений в природе; аккуратно и правильно
заполненные календари превращаются в
хорошее наглядное пособие, которое можно
использовать с разной целью и в разные
моменты воспитательно-образовательного
процесса.
С детьми старшей группы создается такой
же календарь, его содержание немного
проще, чем в подготовительной к школе
группе: графа "Время" может состоять
из одной недели, в графе "Живая природа"
обязательными элементами являются одно
дерево и покров земли.
Календарь сезонных изменений природы
для детей младшего и среднего возраста
- это набор картинок с изображением отдельных
явлений неживой природы и одного дерева,
растущего на участке, в разных его сезонных
вариациях. Наблюдения проводятся также
в течение одной недели в месяц, но дети
3-4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают
модели сезонных, изменений природы в
том понимании и в том виде, как это делают
старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют)
те явления, которые наблюдали во время
прогулки, заранее приготовленными картинками.
Это своего рода подготовка к графическому
моделированию. Воспитатель сам делает
набор таких картинок. Оптимальный вариант
- 6 картинок на один сезон - по две картинки
на начало, разгар и конец сезона: на одной
- дерево изображается в тихую, а на другой
- в ветреную погоду.
Подготовкой к графическому моделированию
является и игровой прием - одевание картонной
куклы на прогулку. Вернувшись с улицы,
дети находят соответствующие картинки
погодных явлений, ставят их на подставку
и вместе с воспитателем одевают куклу
для улицы так же, как были одеты сами,
"выпускают ее на прогулку" (ставят
возле картинок). Смысл этих действий в
том, чтобы через игровой прием научить
детей обозначать температурные явления
- степень тепла и холода. Таким образом,
работа с картинками и куклой, проводимая
с детьми младших и средней групп, предшествует
заполнению календаря сезонных явлений,
т.е. подготавливает процесс графического
моделирования.
2.Календари наблюдений за ростом и развитием
живых существ
Второй тип графического моделирования
- создание календаря наблюдений за ростом
и развитием растения или животного. Фиксировать
изменения растущих растений значительно
проще, чем изменений молодых животных.
Это объясняется тем, что последние обладают
поведением и поэтому во время роста и
развития приобретают не только новые
внешние черты, но и новые моменты в поведении.
Например, только что родившийся хомячок
маленький, голый, розовый, малоподвижный,
в основном лежит. Со временем он покрывается
шерстью, открывает глаза, начинает подниматься
на ножки, перемещаться в пространстве
гнезда. Далее, по мере его роста, изменения,
характеризующие развитие, проявляются
главным образом в поведении: он становится
шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет,
вертится в колесе, борется с другими молодыми
хомячками, убегает от них или догоняет
их. Именно поведение отличает молодые
особи от взрослой мамы, образ жизни которой
совсем иной - она продолжает кормить молоком
и охранять потомство, заботится о нем.
Создание модели развития млекопитающего
на примере хомяков - это интересный для
детей процесс, который лучше осуществлять
с помощью готовых картинок. Особенно
это важно в первые десять дней после рождения
маленьких хомячков из-за скрытого образа
их жизни и невозможности наблюдения за
гнездом. Картинки в этом случае дополняют
и иллюстрируют рассказ воспитателя о
том, что происходит в домике, как выглядят
и растут хомячки, как мама заботится о
них. Набор картинок включает следующие
моменты:
1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде;
2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут;
3) хомяки недельного возраста (начали
покрываться шерстью, открывать глаза,
вставать на ножки) находятся в гнезде;
4) малыши двухнедельного возраста начали
выходить из домика, но мать затаскивает
их в гнездо, беспокоится, охраняет;
5) трехнедельные хомяки пытаются есть
сами корм, обследуют ближайшее пространство;
6) четырехнедельные хомяки бегают друг
за другом, залезают на домик, в колесо,
борются, играют.
Моделирование роста и развития хомяков
можно осуществить на 4 страницах белой
плотной бумаги альбомного размера, каждая
из которых соответствует одной неделе
развития животных. Внизу 2-4-й страниц
- полоска "неделя", которую дети раскрашивают
в соответствующие цвета или делают аппликацию
цветных квадратиков. Оставшаяся часть
страницы заполняется готовыми картинками,
на которых изображены маленькие животные
(их состояние и поведение соответствуют
возрасту). Картинки можно вставить в прорези
или временно прикрепить каким-либо другим
способом. Моделирование роста и развития
растений также осуществляется с помощью
рисунков. Это может быть календарь наблюдений
за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных
группах один раз в неделю можно фиксировать
(рисовать на отдельных страницах) прорастающий
в банках репчатый лук. Графическая модель
будет особенно интересной, если несколько
луковиц прорастают в разных условиях
специально созданной опытнической ситуации
и на каждой странице изображается разноцветная
полоска времени "неделя". Все рисунки
делаются с помощью двух картонных трафареток
- банки и луковицы. Дети с удовольствием
их обводят, пририсовывают корни и зелень,
т.е. легко воспроизводят натуру. Такая
модель в виде календаря наблюдений за
растущим луком может быть создана как
с детьми младшего, так и с детьми старшего
дошкольного возраста. Со временем лук
съедают, банку с луковицей ликвидируют,
а модель остается - ее можно многократно
рассматривать как в свободное время,
так и на специальных занятиях.
Несколько иначе выглядит календарь, в
котором зафиксирован рост овощной культуры
(например, быстро растущей редиски) в
открытом грунте. На каждой странице такого
календаря, кроме изображения самого растения,
имеются параметры: время ("неделя"),
за которое происходит изменение растения;
условия, при которых происходит рост
культуры (погода в сочетании с трудовыми
операциями по уходу). Таким образом моделирование
роста и развития редиса - это ежедневное
раскрашивание дня недели и фиксация погоды,
обозначение значками трудовых операций
в те дни, когда они были совершены, еженедельный
осмотр и рисование растения со всеми
его новыми признаками. Такой календарь
-полноценная графическая модель экологического
содержания: в ней наглядно представлены
морфофункциональные изменения растения
во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно
и правильно заполненный, ярко раскрашенный
календарь становится хорошим демонстрационным
пособием, используемым в самых различных
вариантах воспитательно - образовательной
работы с детьми. Календарь можно рассматривать
осенью и зимой, когда редиска не растет,
весной - когда только готовится ее посев.
Календарь вообще детям интересно рассматривать,
потому что они сами рисовали, сами трудились
и собирали урожай, а потом ели салат из
редиса.
3.Еще один пример графической модели-это
подкормка птиц зимой.
Этот календарь, как и другие, является
моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся
модификации: для младшего и среднего
возраста, для старшей и подготовительной
к школе групп.
Календарь для младших дошкольников, а
также верхняя часть календаря для старшей
группы заполняются карточками с рисунками
зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим
способом производится каждый день заново
и графических "следов" не оставляет.
Нижняя часть календаря старшей группы
и весь календарь подготовительной к школе
группы заполняются иначе: ежедневно в
полосках соответствующего дня проставляются
цветные "галочки" (символическое
обозначение птиц).Календари различаются
не только способом фиксации наблюдений,
но и содержанием. Объем моделируемого
содержания для старших дошкольников
значительно больше: вводится параметр
времени (дни недели), фиксируются разные
особенности поведения птиц (кто ожидает
корма, кто ест на кормушке, а кто под ней,
кто летает над участком и следит за птичьим
обедом). В календаре подготовительной
к школе группы можно фиксировать погоду
и состав корма (внешние условия), на фоне
которых птицы посещают место кормления.
Главным содержанием календарей всех
возрастных групп (а для младшей - единственным)
является состав птиц. Заполнение календаря
один раз в две недели в разгар зимней
подкормки позволяет детям познакомиться
с многообразием зимующих птиц, особенностями
их внешнего облика и поведения. Троекратное
внесение календаря в подготовительной
к школе группе - в самом начале подкормки
(конец октября), в ее разгаре (январь) и
в конце марта дает возможность проследить
динамику изменений состава птиц, связанную
с их осенне-весенними миграциями: осенью
еще можно заметить диких уток, увидеть
пролет журавлей, в марте - зафиксировать
в календаре прилет грачей, уток. Таким
образом, самыми старшими дошкольниками
будет создана более обстоятельная, чем
в предыдущей группе, графическая модель
жизни птиц в холодное время года. Хорошо
оформленные, четко прорисованные календари
наблюдений за птицами в зимнее время
становятся наглядными демонстрационными
пособиями, которые могут быть использованы
в самых различных вариантах.
Развитие
у дошкольников отношения
к природе в
процессе моделирования
Отношение к
природе в процессе моделирующей
деятельности у детей формируется косвенно,
как результат совместной с воспитателем
работы. Создание любой графической модели
(календаря) не может осуществляться без
участия воспитателя — даже старшие дошкольники
еще не способны сделать это самостоятельно.
Поэтому, начиная с младшего возраста,
взрослый учит детей обозначать картинками
явления природы, увиденные на прогулке,
сам создает рисунок растения, за которым
ведутся специальные наблюдения. При этом
он использует определенные приемы: как
бы между прочим учит детей, рисуя в их
присутствии, поясняя все свои действия,
сравнивает рисунок с натурой и с предыдущим
изображением. Практическое участие детей
в этом процессе незначительно (подают
карандаши, держат трафаретку и пр.) —
они в основном наблюдают за воспитателем.
Тем не менее это совместная деятельность,
в которой рождается заинтересованное
отношение к моделированию и к объекту
природы одновременно.
Со старшими дошкольниками процесс создания
практической модели усложняется — педагог
учит их ориентироваться в клетках календаря,
в условных обозначениях, самостоятельно
пользоваться трафаретками и отмечать
соответствующими значками результаты
наблюдений, хвалит за понимание и правильные
действия. По мере научения детям становится
интересно самим заполнять календарь
— возникает уверенное положительное
отношение к наблюдениям и их фиксации.
Такое отношение складывается только
в условиях совместной деятельности, когда
воспитатель различными приемами (показ,
помощь, дополнение, пояснение и похвалы)
формирует у детей умение самостоятельно
заполнять страницы календаря.
Для формирования отношения имеет значение
и то, что совместная деятельность длительно
протекает во времени, происходит постоянно,
но периодически. Одну неделю каждого
месяца дошкольники наблюдают за погодой
и другими сезонными явлениями, активно
заполняют календарь. Последующие три
недели они этого не делают, поэтому успевают
соскучиться по наблюдениям.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение,
подведение итогов, повторные рассматривания,
сопоставление аналогичных явлений) обогащает
конкретные представления детей, формирует
особый тип представлений, отражающий
процесс изменения объектов природы в
единстве с временным параметром. Однако
формирование такого типа представлений
возможно только при регулярной, упорядоченной
во времени фиксацией наблюдений. Модель,
таким образом, служит средством развития
единых пространственно-временных представлений.
Кроме того, обсуждая результаты наблюдений,
дети вынуждены сопоставлять зафиксированные
на страницах календаря явления, прослеживать
характер изменений, взаимосвязь отдельных
компонентов; тем самым они учатся обнаруживать
временные и причинные связи, устанавливают
простейшие закономерности.
Важно отметить, что деятельность по созданию
графических моделей (календарей природы)
по своей сути близка к учебной — дети
должны помнить, что они наблюдали, какими
значками и символами следует отмечать
клетки на страницах календаря, должны
выполнить домашнее задание – зарисовать
значками погоду выходных дней, зарисовку
принести в понедельник в детский сад.
Именно поэтому отношение, возникающее
у старших дошкольников к моделированию,
особенно ценно для развития личности
– это познавательное отношение к природе
и интерес к учебной деятельности, что
значимо для детей, готовящихся к поступлению
в школу.
Выводы,
приложения
Из
выше сказанного мною, можно сделать
вывод: моделирование позволяет
раскрыть важные особенности объектов
природы и закономерные связи, существующие
в ней. На этой основе у детей формируются
обобщенные представления и элементарные
понятия о природе.
Моделирование дает простор для творчества
и фантазии детей, обеспечивая их речевое
развитие.
При помощи картинок-моделей можно организовать
различные виды ориентированной деятельности
детей. Наглядные материалы могут быть
использованы на занятиях, в совместной
с воспитателем и самостоятельной детской
деятельности.
К использованию схем-моделей можно подойти
творчески. Например, в качестве моделей
роста и развития человека можно использовать
семейные фотографии. С их помощью дети
могут выстраивать последовательность
роста и развития, видеть, как они менялись,
как относились к ним их близкие: папа,
мама, бабушка, дедушка.
Мой стаж работы воспитателем не так велик
(всего один год). Из своего опыта могу
сказать, что в нашем детском саду в группе
есть красочный календарь природы. Где
вместе с детьми мы вставляем готовые
карточки с числом, месяцем, днем недели,
в разделе « природа» меняем стрелочку
на определенное время года, расставляем
карточки с явлениями природы, которые
наблюдаются в этот день на прогулке: осадки,
облачность, ветер, температура. В разделе
«что мы наблюдаем» вставляем карточки
с изображением города, села, дикой природы
в данное время года. В разделе «флора
и фауна» вставляем картинки с изменением
растений и животных в это время года.
В разделе «дневник» фиксируем температуру.
Детки моей группы (средняя гр) с интересом
помогают мне менять карточки. Также карточки
из этого календаря я использую на занятиях
и в индивидуальной работе. Этот календарь
очень помогает в ознакомлении детей с
природой.
Приложения.
Первый вид
модели, которую я приложила используемый
в старшей группе - это графическая
модель «календарь-ширма»( рис1) для ознакомления
с сезонными явлениями, в которой регулярно
фиксируется состояние природы. В течение
одной (например, второй или третьей) недели
каждого месяца дети наблюдают за погодой,
растительным и животным миром. Ежедневно
разным цветом они закрашивают клетки,
обозначающие дни недели, значками-символами
заполняют графу «погода», один раз в конце
недели цветным рисунком заполняют графу
«живая природа». На рисунке изображают
травянистую и древесную растительность,
покров земли, замеченных во время наблюдений
животных (птиц, насекомых и пр.). Изображение
одной и той же местности в разные периоды
сезона, регулярная фиксация погоды позволяют
отразить в календаре закономерность
последовательных изменений в природе.
Это важно для переходных сезонов (осень,
весна), когда непостоянство явлений, большая
протяженность изменений во времени создают
объективные трудности для познания детьми.
Использование в обучении дошкольников
календаря-модели, в котором зафиксированы
основные состояния меняющейся природы,
помогает преодолевать эти трудности.
Второй вид это тоже графическая модель
для формирования понятия «рыбы» (рис2.),
которая отражает существенные, наглядно
воспринимаемые признаки данной систематической
группы животных:1 среда обитания,2 форма
тела,3 покров тела, 4 жаберный способ дыхания,5
своеобразное строение конечностей (плавники)в
которых проявляется приспособление рыб
к водной среде обитания.