Модель выпускника колледжа в рамках компетентностного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 09:12, творческая работа

Описание работы

Развитие экономики и социальной сферы требует от выпускников начальной профессиональной образовательной ступени общетеоретических и профессиональных знаний, умений и навыков, способности к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению дополнительных знаний, а также социальной активности и ответственности за выполненную работу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Компетентностная модель выпускника, ее составляющие……………..…..4

2 Ключевые компетентности…………………………………………………….6

3 Общеобразовательные компетентности……………………………………...9

4 Специальные компетентности……………………………………………..…10

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………………......15

Работа содержит 1 файл

Модель выпускника колледжа.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Дальневосточный государственный университет

(ДВГУ)

Институт  менеджмента и бизнеса

Факультет прикладной информатики и менеджмента

Кафедра «Прикладная информатика в экономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модель  выпускника колледжа филиала ДГВУ

  в  рамках компетентностного подхода 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Партизанск

2008 

Содержание: 
 

Введение………………………………………………………………………….3

1  Компетентностная  модель выпускника, ее составляющие……………..…..4

2 Ключевые  компетентности…………………………………………………….6

3 Общеобразовательные  компетентности……………………………………...9

4 Специальные  компетентности……………………………………………..…10

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………………......15

 

    Введение

    Колледж филиала ДВГУ в г. Партизанске  является образовательным учреждением  начального профессионального образования.

      Развитие  экономики и социальной сферы  требует от выпускников начальной профессиональной образовательной ступени общетеоретических и профессиональных знаний, умений и навыков,  способности к осознанному  анализу своей деятельности, самостоятельным  действиям в условиях неопределенности, приобретению дополнительных знаний, а также  социальной активности и ответственности за выполненную работу.

          Анализ психолого-педагогических исследований  и педагогического  опыта свидетельствует, что при  традиционном построении учебно-воспитательного процесса не обеспечивается должное качество образования.

    С таким показателем как качество образования тесно связан результат обучения, который является системообразующим фактором в построении модели выпускника образовательного учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1  Компетентностная  модель выпускника, ее составляющие

      «Модель выпускника – это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами должен  обладать». [2]

    Действующие в настоящее время стандарты  образования построены на базе квалификационной модели выпускника. В стандартах доминирует знаниевая составляющая, в них не заложена возможность оценки качества образования на основе таких показателей как готовность выпускников к будущей деятельности, уровень профессиональной мотивации. Предметно-знаниевая ориентация искусственно разделяет процесс оценки качества подготовки специалистов на отдельные части, которые как бы заслоняют искомый целостный результат. Повышение требований к уровню и качеству подготовки выпускников, к их готовности успешно решать возникающие задачи и проблемы стимулировало поиски научно-обоснованных методов построения модели выпускника.

    В последнее время широко обсуждается  переход от квалификационной модели к компетентностной.

    Компетентность  – это способность индивида реализовать  свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность. Для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому необходимым является переход от формирования статистической знаниевой модели личности к динамической, качественной - компетентностной.

      В компетентностной модели выпускника цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.

    В настоящей работе сделана попытка  предложить модель выпускника колледжа ДВГУ в контексте компетентностного подхода.

    Для выпускников колледжа в структуре профессиональной компетентности  следует выделить следующие группы компетентностей:

  • Ключевые компетенции;
  • Общеобразовательные компетенции;
  • Специальные компетенции.

    Первую составляют компетентности, являющиеся общими для выпускников образовательных учреждений разных профилей (их называют ключевыми, общими, социально-личностными и т.п.).

    Во вторую группу включены компетентности, базовые для выпускников,  являющиеся общеобразовательными.

    Компетентности третьей группы обусловлены предметной областью (специальные, академические, предметные и т.п.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Ключевые компетентности

    Ядро  модели выпускника любого образовательного учреждения составляют ключевые компетентности.

    Ключевые  компетентности имеют двойственную природу. С одной стороны, они  не являются профессионально обусловленными. Этими компетентностями должны обладать все выпускники, независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, ключевые компетентности профессионально значимы, поскольку они составляют основу, базу для профессиональных компетентностей, позволяют им более полноценно реализовываться.

    Практически во всех подходах к определению ключевых компетенций присутствуют (под теми или иными названиями) информационная, коммуникативная, социально-правовая компетенции. Эти компетенции указаны в документах по модернизации российского образования в качестве ключевых компетенций школьников, поэтому их необходимо включить в модель выпускника нашего колледжа.

    Информационная  компетентность

    Способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.

    Компьютерная  грамотность, владение новыми информационными  и мультимедийными технологиями (электронная почта, Интернет), способность к критическому отношению к информации.

    Коммуникативная компетентность

    Готовность  вступить в общение по познавательным, деловым, личностным мотивам. Знание особенностей формального и неформального общения. Понимание ценности сотруднических отношений, дружбы, доверительных отношений между людьми. Умение слушать и слышать другого, сопереживание, уважение к другим и самоуважение как основа коммуникации.

    Знание  и соблюдение традиций, ритуала, этикета. Умение вступать в конструктивное общение и соблюдать его оптимальную продолжительность; умение вести цивилизованный диалог. Знание конструктивных способов решения конфликта и исправления нарушенных отношений. Критическое отношение к себе и своему собеседнику, умение вовремя признать свои ошибки и свою правоту.

    Навыки  публичного выступления и письменной речи, иноязычное общение.

    Опыт  взаимодействия с различными людьми (по возрасту, статусу, роду деятельности), умение строить партнерские отношения, умение работать в команде, организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения.

    Социально-правовая компетентность

    Понимание значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Знание символов государства (герб, флаг, гимн).

    Знание  прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Умение соотносить свои интересы с интересами общества. Нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

    Толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, пол).

    Именно  эти три компетентности являются действительно базовыми, необходимыми для каждого современного человека независимо от уровня образования, от профессии, от места проживания и т.п.

    Рассматривая  другие ключевые компетентности, определяемые разными исследователями, и соотнося их с представлениями о выпускнике колледжа ДВГУ, можно выделить еще две ключевые компетентности.

      Компетентность  самосовершенствования

    Потребность в саморазвитии. Умение выстраивать  персональную жизненную стратегию. Тесное единство интеллектуального развития с формированием личности, способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта.

    Способность самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот личного мастерства и творчества.

      Структурирование знаний, ситуативно-адекватная  актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний. Языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка. Адекватная оценка достигнутых в саморазвитии результатов и постановка новых перспективных задач.

    Знание  и соблюдение норм здорового образа жизни, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

    Компетентность  деятельности

    Ориентация  в разных видах деятельности. Знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование. Опыт осуществления разных видов деятельности: познавательной, учебной, игровой, исследовательской и др.

    Умение  увидеть и сформулировать проблему, предложить (найти или сконструировать) веер ее решений и выбрать наиболее эффективное; готовность принять ответственность за свой выбор.

    Готовность к оценочной деятельности: умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций; реально оценивать свои особенности и возможности, в том числе границы собственной компетентности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Общеобразовательные компетентности 

    Второй  составляющей модели выпускника являются компетентности, которыми должен обладать выпускник колледжа как выпускник общеобразовательного учреждения.

    Допрофессиональная  компетентность

    До  того момента, когда молодой человек  попадет в сферу профессиональной деятельности, он довольно длительное время получает общее образование, которое и в этом отношении не должно быть самоцелью; оно, по мнению многих педагогов, должно стать определенной ступенькой формирования будущего профессионализма – хорошего владения своей профессией или профессиональной компетентности. Такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным.

    Средствами многих общеобразовательных дисциплин формируется определенная система качеств будущего специалиста (самостоятельность, способность принимать решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания; гибкость мышления, коммуникативные качества и т.п.), означающая его готовность того или иного уровня к выбору будущей профессии, которая является важным условием профессионального самоопределения и может быть названа допрофессиональной (или профильной) компетентностью личности.

Информация о работе Модель выпускника колледжа в рамках компетентностного подхода