Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 09:12, творческая работа
Развитие экономики и социальной сферы требует от выпускников начальной профессиональной образовательной ступени общетеоретических и профессиональных знаний, умений и навыков, способности к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению дополнительных знаний, а также социальной активности и ответственности за выполненную работу.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Компетентностная модель выпускника, ее составляющие……………..…..4
2 Ключевые компетентности…………………………………………………….6
3 Общеобразовательные компетентности……………………………………...9
4 Специальные компетентности……………………………………………..…10
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………......15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный университет
(ДВГУ)
Институт менеджмента и бизнеса
Факультет прикладной информатики и менеджмента
Кафедра
«Прикладная информатика в экономике»
Модель выпускника колледжа филиала ДГВУ
в рамках компетентностного
подхода
Партизанск
2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Компетентностная модель выпускника, ее составляющие……………..…..4
2 Ключевые
компетентности…………………………………………
3 Общеобразовательные
компетентности……………………………………..
4 Специальные
компетентности…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….....
Введение
Колледж филиала ДВГУ в г. Партизанске является образовательным учреждением начального профессионального образования.
Развитие экономики и социальной сферы требует от выпускников начальной профессиональной образовательной ступени общетеоретических и профессиональных знаний, умений и навыков, способности к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению дополнительных знаний, а также социальной активности и ответственности за выполненную работу.
Анализ психолого-
С
таким показателем как качество
образования тесно связан результат обучения,
который является системообразующим фактором
в построении модели выпускника образовательного
учреждения.
1 Компетентностная модель выпускника, ее составляющие
«Модель выпускника – это
Действующие в настоящее время стандарты образования построены на базе квалификационной модели выпускника. В стандартах доминирует знаниевая составляющая, в них не заложена возможность оценки качества образования на основе таких показателей как готовность выпускников к будущей деятельности, уровень профессиональной мотивации. Предметно-знаниевая ориентация искусственно разделяет процесс оценки качества подготовки специалистов на отдельные части, которые как бы заслоняют искомый целостный результат. Повышение требований к уровню и качеству подготовки выпускников, к их готовности успешно решать возникающие задачи и проблемы стимулировало поиски научно-обоснованных методов построения модели выпускника.
В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели к компетентностной.
Компетентность – это способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность. Для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому необходимым является переход от формирования статистической знаниевой модели личности к динамической, качественной - компетентностной.
В компетентностной модели выпускника цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.
В настоящей работе сделана попытка предложить модель выпускника колледжа ДВГУ в контексте компетентностного подхода.
Для выпускников колледжа в структуре профессиональной компетентности следует выделить следующие группы компетентностей:
Первую составляют компетентности, являющиеся общими для выпускников образовательных учреждений разных профилей (их называют ключевыми, общими, социально-личностными и т.п.).
Во вторую группу включены компетентности, базовые для выпускников, являющиеся общеобразовательными.
Компетентности
третьей группы обусловлены предметной
областью (специальные, академические,
предметные и т.п.)
2 Ключевые компетентности
Ядро модели выпускника любого образовательного учреждения составляют ключевые компетентности.
Ключевые компетентности имеют двойственную природу. С одной стороны, они не являются профессионально обусловленными. Этими компетентностями должны обладать все выпускники, независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, ключевые компетентности профессионально значимы, поскольку они составляют основу, базу для профессиональных компетентностей, позволяют им более полноценно реализовываться.
Практически во всех подходах к определению ключевых компетенций присутствуют (под теми или иными названиями) информационная, коммуникативная, социально-правовая компетенции. Эти компетенции указаны в документах по модернизации российского образования в качестве ключевых компетенций школьников, поэтому их необходимо включить в модель выпускника нашего колледжа.
Информационная компетентность
Способность
ориентироваться в
Компьютерная грамотность, владение новыми информационными и мультимедийными технологиями (электронная почта, Интернет), способность к критическому отношению к информации.
Коммуникативная компетентность
Готовность вступить в общение по познавательным, деловым, личностным мотивам. Знание особенностей формального и неформального общения. Понимание ценности сотруднических отношений, дружбы, доверительных отношений между людьми. Умение слушать и слышать другого, сопереживание, уважение к другим и самоуважение как основа коммуникации.
Знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета. Умение вступать в конструктивное общение и соблюдать его оптимальную продолжительность; умение вести цивилизованный диалог. Знание конструктивных способов решения конфликта и исправления нарушенных отношений. Критическое отношение к себе и своему собеседнику, умение вовремя признать свои ошибки и свою правоту.
Навыки публичного выступления и письменной речи, иноязычное общение.
Опыт взаимодействия с различными людьми (по возрасту, статусу, роду деятельности), умение строить партнерские отношения, умение работать в команде, организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения.
Социально-правовая компетентность
Понимание значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Знание символов государства (герб, флаг, гимн).
Знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Умение соотносить свои интересы с интересами общества. Нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, пол).
Именно эти три компетентности являются действительно базовыми, необходимыми для каждого современного человека независимо от уровня образования, от профессии, от места проживания и т.п.
Рассматривая другие ключевые компетентности, определяемые разными исследователями, и соотнося их с представлениями о выпускнике колледжа ДВГУ, можно выделить еще две ключевые компетентности.
Компетентность самосовершенствования
Потребность в саморазвитии. Умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Тесное единство интеллектуального развития с формированием личности, способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта.
Способность самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот личного мастерства и творчества.
Структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний. Языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка. Адекватная оценка достигнутых в саморазвитии результатов и постановка новых перспективных задач.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.
Компетентность деятельности
Ориентация в разных видах деятельности. Знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование. Опыт осуществления разных видов деятельности: познавательной, учебной, игровой, исследовательской и др.
Умение увидеть и сформулировать проблему, предложить (найти или сконструировать) веер ее решений и выбрать наиболее эффективное; готовность принять ответственность за свой выбор.
Готовность
к оценочной деятельности: умение давать
аргументированную оценку различных взглядов
и позиций; реально оценивать свои особенности
и возможности, в том числе границы собственной
компетентности.
3
Общеобразовательные
компетентности
Второй составляющей модели выпускника являются компетентности, которыми должен обладать выпускник колледжа как выпускник общеобразовательного учреждения.
Допрофессиональная компетентность
До того момента, когда молодой человек попадет в сферу профессиональной деятельности, он довольно длительное время получает общее образование, которое и в этом отношении не должно быть самоцелью; оно, по мнению многих педагогов, должно стать определенной ступенькой формирования будущего профессионализма – хорошего владения своей профессией или профессиональной компетентности. Такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным.
Средствами многих общеобразовательных дисциплин формируется определенная система качеств будущего специалиста (самостоятельность, способность принимать решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания; гибкость мышления, коммуникативные качества и т.п.), означающая его готовность того или иного уровня к выбору будущей профессии, которая является важным условием профессионального самоопределения и может быть названа допрофессиональной (или профильной) компетентностью личности.
Информация о работе Модель выпускника колледжа в рамках компетентностного подхода