Многопрограммный вечер отдыха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Работа содержит 1 файл

Реферат - многопрограммный вечер отдыха.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психологи следующим  образом объясняют механизм воздействия  развлечений на духовный мир человека. Зарождение потребности в развлечении  побуждает человека к физическому  действию - нахождению развлечения и его «потреблению», что сопровождается сменой эмоционального фона. Человек ищет предмет развлечения и при этом ощущает тоску, беспокойство. Человек встретился с предметом развлечения - его охватывает чувство радости. Пресыщению предметом развлечения соответствует эмоция успокоения. Мир эмоций остается пока недостаточно изученным, однако доказано влияние множества функций развлечений на подвижность эмоций и психическую деятельность человека.

Снятию нервного напряжения, избавлению от лишней энергии способствуют наряду с другой досуговой деятельностью  развлечения.

Понятие праздник ассоциируется  с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого  слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное  и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром [8, 96].

Праздник во все времена  у всех народов был особым событием, выделяющимся из череды будней, имеющим  особое значение, как для празднующей  общности, так и для субъективного  опыта каждого участника праздничного действия.

Сегодня мы являемся свидетелями  качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной  работе» пришла культурно-досуговая  деятельность, сама идея которой характеризует  развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ [14, 236].

 

 

1 ПОНЯТИЕ  ДОСУГА, СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И  РЕКРЕАЦИИ

 

Понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности человека, поэтому возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.

Прежде всего, необходимо рассмотреть, вопрос, связанный с историей употребления термина «досуг». Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта.

Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.

Здесь приведены следующие значения:

1) свобода делать нечто специфическое  или подразумеваемое;

2) возможности, открывающиеся вне  сферы профессиональной деятельности;

3) возможность распоряжаться временем  по своему усмотрению;

4) дискуссия, общение.1

Слово «досуг» в русском языке  употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.2

Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку  творчески работать мог только свободный  гражданин, но не раб, а современная  цивилизация понимает досуг как  отсутствие работы. Это свидетельствует  о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен.

Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель. «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности [7, 169].

Римляне отошли от идеальных представлений  о досуге, свойственных грекам. В  латинском языке досуг описывается  через понятие «otium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

Однако ученые-исследователи и  менеджеры, работающие в области  организации досуга населения, не отождествляют  эти явления, хотя они тесно связаны  между собой.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое  свободно от необходимого труда в  сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком  своих жизненных функций в  рамках домашнего хозяйства и  социальных отношений [6, 105].

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

• на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту  работы и обратно;

• физиологический отдых (ночной сон);

• оздоровительные и  санитарно-гигиенические нужды (включая  утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);

• покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

• приобретение необходимых  вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

• воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.

Таким образом, человек в состоянии  варьировать увеличивать или  уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные  с досугом. Однако эти его возможности  не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер [3, 6].

Сравнительно небольшой объем  досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее  время не нормировано, а также  для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

Как видим, понятия «досуг» и  «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда  говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность  вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.).

Представление, которое формируется  в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного  содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

 

 

 

2 МНОГОПРОГРАММНЫЙ ВЕЧЕР ОТДЫХА

         

Культурно-досуговая  программа несет в себе целью  коллективный отдых населения, в  названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия  отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

В настоящее  время  в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Многопрограммные вечера отдыха пользуются популярностью у населения всех возрастов. Целью развлекательных  конкурсных программ  служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Целью познавательных конкурсных программ служит прежде всего получение новых знаний  по определенным темам, расширение кругозора участников [4, 25].

Конкурсные шоу-программы - это зрелищные концертные программы, целью которых служит  выявление победителей в определенных номинациях.

Формы и методы развлекательных  и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в  определенный сценарий - «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию»,  «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие) так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария намного легче. Также весьма  разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

Популярными видами многопрограммных вечеров отдыха являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Формы проведения вечеров отдыха весьма разнообразны - от детского  утренника до массового шествия. Масштаб мероприятия прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории - один класс или население всего города.

Процесс создания многопрограммного вечера отдыха состоит из нескольких этапов, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Так, допустив ошибку или халатность на одном из этапов, это обязательно проявится на одном из последующих большим количеством сложностей и проблем. Поэтому основным правилом создания эффективного вечера отдыха можно назвать честный полноценный профессиональный труд заинтересованных в мероприятии людей. Конечно, это правило не претендует на открытие и его можно применить к любому делу, но в создании праздничных мероприятий, оно имеет особенное значение потому, что без подобного подхода планируемое мероприятие рискует превратиться в простую процедуру расслабления и получения мнимого удовольствия без преследования каких-либо целей, что не вправе называться вечером отдыха [9, 208].

О последнем, самом неизученном  этапе организации многопрограммного вечера отдыха - анализе его эффективности, нужно подумать еще на первом этапе, когда принимается решение о проведении мероприятия, и ставятся определенные цели. Если ставя перед данным вечером отдыха определенные цели и задачи инициаторы праздника продумают возможные способы оценки эффективности проведенного мероприятия, то, вероятно, эффект будет замечен и оценен. Но если об анализе эффективности задуматься только после проведения мероприятия, то вероятность адекватной оценки результативности мероприятия очень мала.

Информация о работе Многопрограммный вечер отдыха