Методы работы по формированию экологической культуры школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Человек и природа находятся в постоянных и сложных взаимоотношениях. Природа даёт человеку возможность жить, удовлетворяя его физические потребности, обогащает его духовный мир своей красотой и активизирует его разум, демонстрируя образцы самого лучшего, самого совершенного в мире. Когда же человек начинает вредить природе, он вредит и себе, так как также является составляющей природы, зависящей от остальных её составных. Его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет разум, а значит, может мыслить, творить, общаться с другими людьми.

Содержание

Человек и природа. Проблемы во взаимоотношениях между человеком и природой; пути их решения
3
Сущность экологической культуры. Экологическое образование и воспитание
5
Важные аспекты экологического воспитания ребёнка
6
Методы работы по формированию экологической культуры школьников
9
Условия, благоприятные для успешной реализации методов формирования экологической культуры
13
Выводы
14
Список использованных источников
15

Работа содержит 1 файл

готовая контр пед.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

Криворожский  государственный педагогический университет

Факультет иностранных  языков

Кафедра русской  филологии и зарубежной литературы

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по педагогике

студентки заочной формы  обучения

специальности «Язык и  литература:

русский», группы РЯЛ-09

Захаровой Любови Алексеевны

 

 

 

 

 

 

Кривой Рог – 2011

ПЛАН

 

  1. Человек и природа. Проблемы во взаимоотношениях между человеком и природой; пути их решения

3

  1. Сущность экологической культуры. Экологическое образование и воспитание

5

    1. Важные аспекты экологического воспитания ребёнка

6

  1. Методы работы по формированию экологической культуры школьников

9

    1. Условия, благоприятные для успешной реализации методов формирования экологической культуры

13

Выводы

14

             Список использованных источников

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Человек и природа. Проблемы во взаимоотношениях между человеком и природой; пути их решения

 

Человек и природа находятся  в постоянных и сложных взаимоотношениях. Природа даёт человеку возможность  жить, удовлетворяя его физические потребности, обогащает его духовный мир своей красотой и активизирует его разум, демонстрируя образцы самого лучшего, самого совершенного в мире. Когда же человек начинает вредить природе, он вредит и себе, так как также является составляющей природы, зависящей от остальных её составных. Его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет разум, а значит, может мыслить, творить, общаться с другими людьми. К сожалению, есть основания говорить, что свой разум человек чаще всего направляет на удовлетворение собственных потребностей, уничтожая почти полностью ту окружающую среду, в которой живёт и от которой полностью зависит. Мы живём на планете, которая принадлежит нашим правнукам: ведь последствия того, как мы относимся к природе, будут ощутимы в далёком будущем, и исправить даже одну серьёзную ошибку будет невозможно.

Охрана природы, рациональное использование человеком её богатств – важное общегосударственное и  общенародное дело. Охрана природы  – обязанность каждого человека. Успех в этом деле зависит, прежде всего, от осознания важности этого  задания, от убеждённости, умения и  привычки постоянно, на каждом шагу оберегать  природу, лечить те раны, которые ей уже нанесены и не допускать новых.

Среди многочисленных социально  значимых проблем, которые стоят  перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и  всего живого на Земле. Человеческому  бытию угрожает самоуничтожение.

Выход из такого кризисного экологического положения мы видим  в  формировании соответствующего экологического сознания общества. Этого можно добиться разнообразными способами и на разных уровнях: с помощью политики, экономики, просвещения, телевидения и т.д. Но школьное образование в этом списке занимает одно из важнейших мест. [11, 42-43]

Отношения человека и природы  в 20 веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел разнообразные аспекты  экономической, общественной и культурной жизни людей. Как отмечает Ф. Гиренок, современному человеку «необходимо осознать тот факт, что для него нет привилегированного места ни в природе, ни в космосе». [2, 3]

Негативные для природы  и самого человека последствия антропогенной  деятельности, выявленные в последние  годы, заставляют пристальнее взглянуть на систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему речь идёт именно о гармонии человека и природы, и недостаточно говорить, например, только об их единстве? Дело в том, что из-за своей объективной диалектичности, спорное единство человека с природой имеет место и на этапах заострения взаимоотношений. Вместе с тем необходимость выхода из настоящего кризисного состояния создаёт необходимость становления особой формы единства человека и природы. Такой формой и является гармония человека с природой.

Сейчас всем понятно: здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большой ошибкой считать, что экологический кризис можно преодолеть при помощи лишь экономических предприятий. В процессе переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, чтобы само отношение человека к природе было другим, нежели в предшествующие времена. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые наставления, создать новый образ Человека – гуманного к самому себе и к природе  в противовес человеку-потребителю. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе «человек-природа» все мероприятия экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частичное значение и не смогут стать серьёзным препятствием на пути грядущей экологической катастрофы.

 

2. Сущность экологической культуры. Экологическое образование и воспитание

 

Взаимодействие с природой имеет огромный психолого-педагогический потенциал, который следует использовать в процессе экологического воспитания как фактор общего формирования и развития личности. «Экологическая культура, - считает П. Проскурин, - должна стать в нас делом государственным. Пока эта культура не будет доведена до ведома каждого из нас, до тех пор пользы не будет». [5, 67]

Первоочередное значение в формировании высокой экологической  культуры имеет экологическое образование  и воспитание. Целью экологического воспитания является направленное формирование в каждом человеке на всех этапах его жизни глубоких и крепких экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человека и окружающей среды, понимание роли природы в жизни общества и человека, рационального использования ресурсов и необходимости в их охране, воспитание личной ответственности за состояние окружающей среды.

Бесспорно, в наше время  проблеме экологического воспитания и  образования уделяется много  внимания. В университетские учебные  программы включаются специальные  предметы, создаются факультеты по подготовке экологов, организовывается последипломное образование по экологическим дисциплинам. Важнейшим фактором решения экологических проблем становится глобальное воспитание, которое предусматривает утверждение этих вопросов в центре учебных программ, начиная с дошкольных учебных заведений и заканчивая университетами, подготовкой учителей и управленческого аппарата всех без исключения уровней. [8, 25-26]

Однако главные изменения  касаются подходов к экологическому воспитанию. Дело в том, что все  высокие цели экологического воспитания длительное время формулировались  и реализовывались в условиях господства антропоцентрического подхода  к проблеме экологии. Сегодня в  изменившихся условиях, когда на повестку дня поставлены вопросы разработки и реализации стратегии устойчивого развития общества и природы, обсуждается вопрос формирования нового экоцентрического типа экологического сознания в противовес старому, антропоцентрическому. [1, 27]

Поэтому сегодня целью  экологического образования и воспитания является формирование экологической  личности, которая имеет экоцентрический тип сознания. Он, в свою очередь, характеризуется, по крайней мере, тремя главными особенностями:

1. психологической включённостью человека в мир природы;

2. восприятием природных объектов как равноправных субъектов;

3. стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. [10, 100]

 

 

 

2.1 Важные аспекты экологического воспитания ребёнка

 

В экологическом воспитании ребёнка важны, как правило, все  сферы жизни: семья, сверстники, школа, разнообразные типы внешкольных  образовательных заведений. Не вызывает сомнений тот факт, что экологическое  воспитание следует начинать уже  с дошкольного возраста. Особенно плодотворным и перспективным для формирования экологической культуры, эффективного экологического воспитания является период начальной школы: в ней возможна организация особой среды, направленной на гармонизацию из-за количества и разнообразия влияния на школьника всех составных, которые способствуют всестороннему развитию его личности и формированию его экологического сознания. [9, 314] Во время обучения ребёнка в начальной школе у него начинают формироваться позитивные мотивы обучения. Исходя из этого, следует обращать внимание на природность и неминуемость вхождения мира природы в образовательную среду школьника и в семье, и в школе или внешкольных заведениях.

По мнению В. А. Ясвина, экологическое воспитание в интерьерах, лишённых растительных композиций, аквариумов, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. «Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создаёт уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится значительнее, убедительнее». [14, 274]

Как свидетельствуют исследования, основную причину осложнений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания. Имеется в виду такое объединение психолого-педагогических приёмов и методов, которое даёт ребёнку возможность продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии. Реализовать их воспитательный потенциал удаётся только при соблюдении таких принципов:

  1. целостного подхода к развитию личности (то есть одновременное влияние на интеллектуальную и эмоциональную сферы психики);
  2. принятие во внимание возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  3. обеспечение последовательности в воспитании экологической культуры детей от младшего до старшего возраста и социокультурной последовательности (обращение к корням народной педагогики);
  4. субъектности (ребёнок является активным участником экологической деятельности);
  5. принятие во внимание региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации;
  6. улучшение общей и личной экологической культуры самих учителей. [6, 89]

К сожалению, практика чаще демонстрирует экокультурную некомпетентность учителя,  которая мешает формированию у младших школьников понимания экологии как нового видения мира, места и роли человека в нём.

Гуманистическая сущность ответственности  школьников за состояние окружающего  мира предусматривает единство познавательной и практической деятельности по улучшению  состояния природы родного края. Необходимо, чтобы школьники непосредственно  общались с природой, овладели навыками правильного поведения в природе, объединяли учебную, трудовую, гражданскую деятельность, связанные с благоустройством окружающей среды и заботой о ней.

 

  1. Методы работы по формированию экологической культуры школьников

 

Метод обучения и воспитания – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения и воспитания. [7, 18]

В экологическом воспитании и образовании действуют, в частности, те же традиционные и нетрадиционные методы, общепринятые в методике преподавания биологии. Но учитывая специфику данного направления образования и акценты, которые расставляет современность, уместно рассмотреть психолого-педагогические методы экологического воспитания, предложенные В. А. Ясвиным и С. Д. Дерябо.

  1. Метод экологических ассоциаций (от лат. соединение) состоит в педагогической актуализации ассоциативных связей между разными психическими образами в контексте поднятой перед учениками проблемы. Этот метод часто используют для установления определённой аналогии между любыми проявлениями природных объектов и соответствующими социальными проявлениями. Представление, возникающее при этом, способствует развитию субъективного отношения учеников к изучаемому феномену. Примерами реализации этого метода в процессе развития отношения к природе учителем или руководителем кружка могут быть использованы такие ассоциативные образы, как «танцы» пчёл, «брачный» сезон у животных, экологическая «пирамида» и т.д.
  2. Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. представительство) состоит в актуализации художественных компонентов представления природы средствами искусства. Особое значение в процессе развития отношения к природе здесь принадлежит изобразительному искусству, музыке, литературным произведениям. Скажем, отношение учеников к озеру или лесу будет формироваться значительно эффективнее, когда наряду с научной информацией учитель будет использовать поэзию, классические литературные произведения, музыкальные пьесы, произведения живописи, графики, декоративного искусства.
  3. Метод экологической лабилизации (от лат. нестойкий) состоит в целенаправленном коррекционном действии на определённые взаимосвязи в образе мира личности, вследствие чего возникает психологический дискомфорт, обусловленный пониманием неэффективности устоявшихся стратегий индивидуальной экологической деятельности. Лабилизационные приёмы могут быть разнообразными. Один из таких примеров приводит исследователь экологического сознания В. А. Ясвин. Зоолог Михаил Пупиньш, создавая биотопные экспозиции в природоведческом музее, целенаправленно «добавлял» в природный ландшафт несколько окурков, остатки молочных пакетов и т.д. Ясвин следил за психологическими реакциями посетителей музея, которые, любуясь прекрасными панорамами, неожиданно замечали эти «украшения». Люди уже были настроены на любование, а мусор в экспозиции блокировал этот процесс: возникало внутреннее напряжение. Именно в небольшом объёме панорамы особенно остро ощущалась неестественность этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители ощущали дискомфорт, у них начинались лабилизационные процессы.
  4. Метод экологической рефлексии (от лат. отображение) состоит в педагогической актуализации самоанализа, осмысливании человеком своих действий и поступков относительно их экологической целесообразности. Этот метод стимулирует осознание того, как поведение человека может «выглядеть» по мнению тех природных объектов, которых оно касается. Например, если школьник забыл вовремя полить цветы, его можно спросить: «Что они могли бы подумать о тебе?». Безусловно, по мнению растений, он «выглядит» безответственным, жестоким человеком.
  5. Метод экологической идентификации (от лат. отождествлять) состоит в педагогической актуализации личной причастности человека к тому или другому природному объекту, ситуациям, обстоятельствам, в которых он находится. Метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния природных объектов, способствует лучшему пониманию этого состояния, которое углубляет представление школьников о данном объекте. Кроме того, такой механизм актуализирует соответствующее поведение по отношению к объектам. Иллюстрацией использования этого метода может быть такая педагогическая ситуация. На уроке зоологии во время изучения жизнедеятельности рыб в зимний период ученикам предлагается зажать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться, сколько возможно, потом отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Свои ощущения в этой ситуации ученики проектируют на состояние рыб, которые находятся подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается значительным облегчением, моделируя состояние рыб после того, когда будут сделаны лунки в толще льда.
  6. Метод экологической эмпатии (от греч. сопереживание) стремится к педагогической актуализации сопереживания человека за состояние природного объекта, а также сочувствие ему. Это стимулирует проекцию личных состояний на природные объекты через отождествление с ними (сопереживание), а также переживание личных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие). Таким образом, формируется субъективизация природных объектов. Метод экологической эмпатии предусматривает использование вопросов, которые актуализируют проявление эмпатии к живым существам, например «Что он теперь чувствует?», «Какое у него настроение?».
  7. Метод экологической заботы состоит в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на предоставление помощи природным объектам. Метод стимулирует проявления соучастия, поддержки, опеки, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом забота о мире природы побуждает школьников к повышению своей экологической компетентности – к овладению необходимыми знаниями и умениями. Ведь для того, чтобы оказать квалифицированную помощь любому природному объекту, необходимо знать и уметь, что и как нужно делать.
  8. Метод ритуализации экологической деятельности состоит в педагогической организации традиций и ритуалов, связанных с деятельностью, направленной на мир природы. Мощный потенциал относительно реализации этого метода аккумулирован в традициях украинского народа (очищение источников и родников, приманивание и охрана птиц и т.д.). Этот метод даёт возможность мотивировать и структурировать деятельность учеников путём организации экологических клубов, движений и т.д. Важным условием реализации этого метода является наличие соответствующей символики, иерархии, устава.
  9. Метод экологических экспектаций (от англ. ожидание) состоит в педагогической актуализации эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с миром природы. Например, перед экскурсией в лес педагог настраивает учеников на то, что они «идут в гости к лесу». Ведь, когда собираются в гости, соответствующе одеваются, не мусорят и т.д. [3]

Информация о работе Методы работы по формированию экологической культуры школьников