Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:28, контрольная работа
Человек и природа находятся в постоянных и сложных взаимоотношениях. Природа даёт человеку возможность жить, удовлетворяя его физические потребности, обогащает его духовный мир своей красотой и активизирует его разум, демонстрируя образцы самого лучшего, самого совершенного в мире. Когда же человек начинает вредить природе, он вредит и себе, так как также является составляющей природы, зависящей от остальных её составных. Его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет разум, а значит, может мыслить, творить, общаться с другими людьми.
Человек и природа. Проблемы во взаимоотношениях между человеком и природой; пути их решения
3
Сущность экологической культуры. Экологическое образование и воспитание
5
Важные аспекты экологического воспитания ребёнка
6
Методы работы по формированию экологической культуры школьников
9
Условия, благоприятные для успешной реализации методов формирования экологической культуры
13
Выводы
14
Список использованных источников
15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
Криворожский государственный педагогический университет
Факультет иностранных языков
Кафедра русской филологии и зарубежной литературы
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Контрольная работа по педагогике
студентки заочной формы обучения
специальности «Язык и литература:
русский», группы РЯЛ-09
Захаровой Любови Алексеевны
Кривой Рог – 2011
ПЛАН
|
3 |
|
5 |
|
6 |
|
9 |
|
13 |
Выводы |
14 |
Список использованных источников |
15 |
1. Человек и природа. Проблемы во взаимоотношениях между человеком и природой; пути их решения
Человек и природа находятся в постоянных и сложных взаимоотношениях. Природа даёт человеку возможность жить, удовлетворяя его физические потребности, обогащает его духовный мир своей красотой и активизирует его разум, демонстрируя образцы самого лучшего, самого совершенного в мире. Когда же человек начинает вредить природе, он вредит и себе, так как также является составляющей природы, зависящей от остальных её составных. Его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет разум, а значит, может мыслить, творить, общаться с другими людьми. К сожалению, есть основания говорить, что свой разум человек чаще всего направляет на удовлетворение собственных потребностей, уничтожая почти полностью ту окружающую среду, в которой живёт и от которой полностью зависит. Мы живём на планете, которая принадлежит нашим правнукам: ведь последствия того, как мы относимся к природе, будут ощутимы в далёком будущем, и исправить даже одну серьёзную ошибку будет невозможно.
Охрана природы, рациональное
использование человеком её богатств
– важное общегосударственное и
общенародное дело. Охрана природы
– обязанность каждого
Среди многочисленных социально значимых проблем, которые стоят перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение.
Выход из такого кризисного экологического положения мы видим в формировании соответствующего экологического сознания общества. Этого можно добиться разнообразными способами и на разных уровнях: с помощью политики, экономики, просвещения, телевидения и т.д. Но школьное образование в этом списке занимает одно из важнейших мест. [11, 42-43]
Отношения человека и природы в 20 веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел разнообразные аспекты экономической, общественной и культурной жизни людей. Как отмечает Ф. Гиренок, современному человеку «необходимо осознать тот факт, что для него нет привилегированного места ни в природе, ни в космосе». [2, 3]
Негативные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности, выявленные в последние годы, заставляют пристальнее взглянуть на систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему речь идёт именно о гармонии человека и природы, и недостаточно говорить, например, только об их единстве? Дело в том, что из-за своей объективной диалектичности, спорное единство человека с природой имеет место и на этапах заострения взаимоотношений. Вместе с тем необходимость выхода из настоящего кризисного состояния создаёт необходимость становления особой формы единства человека и природы. Такой формой и является гармония человека с природой.
Сейчас всем понятно: здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большой ошибкой считать, что экологический кризис можно преодолеть при помощи лишь экономических предприятий. В процессе переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, чтобы само отношение человека к природе было другим, нежели в предшествующие времена. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые наставления, создать новый образ Человека – гуманного к самому себе и к природе в противовес человеку-потребителю. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе «человек-природа» все мероприятия экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частичное значение и не смогут стать серьёзным препятствием на пути грядущей экологической катастрофы.
2. Сущность экологической культуры. Экологическое образование и воспитание
Взаимодействие с природой имеет огромный психолого-педагогический потенциал, который следует использовать в процессе экологического воспитания как фактор общего формирования и развития личности. «Экологическая культура, - считает П. Проскурин, - должна стать в нас делом государственным. Пока эта культура не будет доведена до ведома каждого из нас, до тех пор пользы не будет». [5, 67]
Первоочередное значение
в формировании высокой экологической
культуры имеет экологическое
Бесспорно, в наше время проблеме экологического воспитания и образования уделяется много внимания. В университетские учебные программы включаются специальные предметы, создаются факультеты по подготовке экологов, организовывается последипломное образование по экологическим дисциплинам. Важнейшим фактором решения экологических проблем становится глобальное воспитание, которое предусматривает утверждение этих вопросов в центре учебных программ, начиная с дошкольных учебных заведений и заканчивая университетами, подготовкой учителей и управленческого аппарата всех без исключения уровней. [8, 25-26]
Однако главные изменения касаются подходов к экологическому воспитанию. Дело в том, что все высокие цели экологического воспитания длительное время формулировались и реализовывались в условиях господства антропоцентрического подхода к проблеме экологии. Сегодня в изменившихся условиях, когда на повестку дня поставлены вопросы разработки и реализации стратегии устойчивого развития общества и природы, обсуждается вопрос формирования нового экоцентрического типа экологического сознания в противовес старому, антропоцентрическому. [1, 27]
Поэтому сегодня целью экологического образования и воспитания является формирование экологической личности, которая имеет экоцентрический тип сознания. Он, в свою очередь, характеризуется, по крайней мере, тремя главными особенностями:
1. психологической включённостью человека в мир природы;
2. восприятием природных объектов как равноправных субъектов;
3. стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. [10, 100]
2.1 Важные аспекты экологического воспитания ребёнка
В экологическом воспитании ребёнка важны, как правило, все сферы жизни: семья, сверстники, школа, разнообразные типы внешкольных образовательных заведений. Не вызывает сомнений тот факт, что экологическое воспитание следует начинать уже с дошкольного возраста. Особенно плодотворным и перспективным для формирования экологической культуры, эффективного экологического воспитания является период начальной школы: в ней возможна организация особой среды, направленной на гармонизацию из-за количества и разнообразия влияния на школьника всех составных, которые способствуют всестороннему развитию его личности и формированию его экологического сознания. [9, 314] Во время обучения ребёнка в начальной школе у него начинают формироваться позитивные мотивы обучения. Исходя из этого, следует обращать внимание на природность и неминуемость вхождения мира природы в образовательную среду школьника и в семье, и в школе или внешкольных заведениях.
По мнению В. А. Ясвина, экологическое воспитание в интерьерах, лишённых растительных композиций, аквариумов, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. «Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создаёт уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится значительнее, убедительнее». [14, 274]
Как свидетельствуют исследования, основную причину осложнений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания. Имеется в виду такое объединение психолого-педагогических приёмов и методов, которое даёт ребёнку возможность продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии. Реализовать их воспитательный потенциал удаётся только при соблюдении таких принципов:
К сожалению, практика чаще
демонстрирует экокультурную
Гуманистическая сущность ответственности
школьников за состояние окружающего
мира предусматривает единство познавательной
и практической деятельности по улучшению
состояния природы родного
Метод обучения и воспитания – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения и воспитания. [7, 18]
В экологическом воспитании и образовании действуют, в частности, те же традиционные и нетрадиционные методы, общепринятые в методике преподавания биологии. Но учитывая специфику данного направления образования и акценты, которые расставляет современность, уместно рассмотреть психолого-педагогические методы экологического воспитания, предложенные В. А. Ясвиным и С. Д. Дерябо.
Информация о работе Методы работы по формированию экологической культуры школьников