Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ приёмов педагогического воздействия на личность.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую проблему стиля в педагогическом воздействии.
3. Проанализировать средства и приёмы педагогического воздействия на личность.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СТИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.. 4
1.1. Проблема выбора стиля педагогического воздействия. 4
1.2. Стиль педагогического общения. 9
ГЛАВА II. СРЕДСТВА И ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ. 14
2.1. Убеждение. 14
2.2. Упражнение. 14
2.3. Обучение. 15
2.4. Методы стимулирования. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Курсовая Методы педагогического воздействия на личность
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СТИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.. 4
1.1. Проблема выбора стиля педагогического воздействия. 4
1.2. Стиль педагогического общения. 9
ГЛАВА II. СРЕДСТВА И ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ. 14
2.1. Убеждение. 14
2.2. Упражнение. 14
2.3. Обучение. 15
2.4. Методы стимулирования. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является анализ приёмов педагогического воздействия на личность.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую проблему стиля в педагогическом воздействии.
3. Проанализировать средства и приёмы педагогического воздействия на личность.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия: 1) учебный процесс; 2) внеаудиторная работа; 3) семейное воспитание; 4) воспитательная деятельность молодежных организаций; 5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СТИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
1.1. Проблема выбора стиля педагогического воздействия
В данном разделе мы рассмотрим вопрос о проблеме выбора стиля педагогического общения в аспекте демократизации взаимоотношений между учителем и учеником. Сегодня на вопрос: «Что бы вы изменили в школе?» - многие отвечают без колебаний: «Отношение учителей. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости». [6. с. 334].
С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета «человеческого фактора» как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.
Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Но даже и сейчас, когда повсеместно идут поиски демократизации школьной жизни, в частности развития самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического, или, как говорят, императивного, подхода в воспитании. [21. с. 23 - 25].
Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь - путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат - два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - ученики отвергают требования учителей и школы.
Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразием реакций на поведение детей.
В процессе трансформации нашего общества на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих его людей и собственную судьбу. Не борьба, а поиск сотрудничества, содружества, пронизанных гуманистическими отношениями, - основа продуктивного общения в школе, которая воспитывает гражданина, хозяина страны и собственной судьбы, всесторонне развитую личность. Условно это можно отразить в следующей схеме:
Общество Школа
Перестройка общества Демократизация отношений
между участниками процесса
Демократизация Сотрудничество:
учитель-ученик
учитель-педколлектив
ученик-ученик
Позиция хозяина Личная ответственность
каждого ученика
Схема 1. Демократизация отношений в педагогическом общении. [36. с. 95].
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.
Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения «исходят от учеников», являются следствием их невоспитанности. Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего «вклада», причем часто значительного, в создании конфликтной ситуации. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение учителя с учениками должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса. [5. с. 46].
Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно педагогических стилей - необходимо определить функции и структуру педагогического общения.
Выделяют два вида общения:
Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентированно.
Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.
Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как частника общения, то, в какой степени он ориентирован на учащихся.
Педагогическое общение как процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.
Задача педагога при осуществлении информационной функции общения - обеспечить процесс обмена духовными и материальными ценностями, создать условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. [16. с. 486].
Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - способствовать осознанию своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки.
Сопереживание - обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для способности стать на точку зрения другого.
Знание этих функций поможет учителю организовать общение с учениками на уроке и вне его.
Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько этапов и включает в себя:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
5. Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы выступал анализ приёмов педагогического воздействия на личность.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую проблему стиля в педагогическом воздействии.
3. Проанализировать средства и приёмы педагогического воздействия на личность.
И в заключение необходимо отметить, что трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".
В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов. "Проактивный" педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты со студентами. Но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении студентов способствует достижению этой цели.
"Реактивный" педагог тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Различие в его установках на отдельных студентов - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов. Другими словами, не он сам, а студенты диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к студентам.
"Сверхреактивный" педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других - в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.
Каковы же основные принципы новой модели педагогики? Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:
1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.
2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.
3. Рассмотренная позиция подводит к идее деятельного становления призвания человека.
Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001.
2. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., 1999.
3. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
Информация о работе Методы педагогического воздействия на личность