Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:27, курсовая работа
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки преподавателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.
Введение…………………………………………………………………...……....3
Понятие метода научно-педагогических исследований………...……….5
Традиционно-педагогические методы……………………………………6
Психолого-педагогический эксперимент………………………………...9
Социологические методы исследования………………………………..10
Тестирование, проективные методы……………………………………11
Математические методы педагогических исследований………………12
Заключение……………………………………………………………..……...…13
Список использованной литературы…………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский
Государственный Архитектурно-
Факультет инженерных систем и экологии
Кафедра
профессионального обучения и педагогики
Курсовая работа по дисциплине
«Общая профессиональная педагогика»
На тему
Выполнил: студент гр.54 – 301
Амирханов Р.А.
Проверил:
Корчагин Е.И.
КАЗАНЬ - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...…
Введение
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.
Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов её исследования. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных философско-социологических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки преподавателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.
Тема
моей работы «Методы педагогических исследований».
Для полного рассмотрения данного вопроса
определим целью проанализировать структуру
педагогической деятельности, выявить
в структуре место инновационной деятельности
педагога, рассмотреть основные подходы
к определению педагогических инноваций
и представить основные методы выявления
и изучения инноваций в педагогическом
процессе.
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.
Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.[1, стр.22]
В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.
Для
получения разнообразных сведений
о развитии личности, коллектива или другого
объекта обучения и воспитания подбирается
оптимальный комплекс методик исследования.
Рассмотрим основные комплексы педагогических
методов исследования.[10, стр.384]
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ учебной документации, изучение ученического творчества, беседы.
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.
(Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.)
К примеру, исследователь, присутствует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни учащиеся ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы педагога, сами ставят вопросы, другие же отличаются пассивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урока, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.
Подчеркивая допустимость и распространяемость метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.
В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных преподавателей.
Анализ учебной документации.
Источниками информации при использовании этого метода служат учебные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы преподавателей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учащихся и т. д.
Изучение продуктов творчества учащихся.
Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».
Беседы, интервью.
Беседа - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует педагога, с помощью предварительно подготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.
Разновидность
беседы, ее новая модификация - интервьюирование,
перенесенное в педагогику из социологии.
Оно используется редко и не находит широкой
поддержки среди исследователей. Вопросы
и ответы готовятся заранее и последние
не всегда бывают правдивыми. Результаты
интервью обычно дополняют данными полученных
с помощью других методов.[11, стр.92]
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психолого-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учащихся, группу, учебное заведение или несколько учебных заведений.[7, стр.37]
Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, обьектам исследования, месту и времени проведения.
В зависимости от цели различают:
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент, предложенный русским ученым Лазурским, проводится в специальных условиях.
Если
нужно проверить какой-либо частный
вопрос, или для получения необходимых
данных, надо обеспечить особенно важное
тщательное наблюдение (иногда с применением
аппаратуры), эксперимент переносится
в лабораторию и называется лабораторным.[6,
стр.246]
В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.
Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросчиков- педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учащихся, преподавателей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах учащихся «полный ажур», а в реальной жизни - почти такой же полный провал). педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы опрашиваемый не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учащихся до моральных качеств и престижности профессий.