Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от догматического, затем объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего типа. Целостность процесса должна проявляется в единстве его сторон: содержательной (что развивать и воспитывать, чему учить), операционно-процессуальной (как развивать, обучать и воспитывать), мотивационной (как осуществлять мотивационное обеспечение педагогического процесса), организационной (какие предусмотреть формы организации деятельности учащихся).

Содержание

Введение
1. Понятие о методах обучения
2. Классификация объяснительно-иллюстративных методов обучения
3. Характеристика объяснительно-иллюстративных методов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Объяснительно-иллюстрированные методы обучения. (классификация).doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    4) соответствие имеющимся условиям  и отведенному для обучения  времени;

    5) соответствие возможностям самих  учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

    Таким образом, необходимо не только осознавать и использовать разнообразие объяснительно-иллюстративных методов, но и уметь правильно  сочетать их для большей продуктивности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных и эффективных способов передачи знаний, проверенный многовековой практикой работы образовательных учреждений всех стран и на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации и ограничиваться лишь только этим уровнем знаний учащихся на сегодняшний день невозможно. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

    В системе общедидактических методов  обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин  объяснительно-иллюстративные относятся к репродуктивным (информационо-рецептивным) методам обучения.

    Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

    Словесные методы обучения - это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих способностей.

      Метод обучения, может играть определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания.

    Выбор метода, прежде всего, определяется целями и содержанием обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям этих целей.

    Выбор метода обучения зависит от возрастных особенностей учащихся (можно предложить двухчасовую обзорную лекцию старшеклассникам, но этого нельзя делать в младших классах) и от уровня их развития (даже уровень развития трех параллельных классов может быть разным, не говоря уже о классах выравнивания и т. п.). При выборе методов обучения необходимо учитывать и особенности мышления у учащихся разного возраста.

    Необходимо  также учитывать психологические  и физиологические особенности  детей.

    Методы  обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения.

    Педагогическое  мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.

    В основной школе объяснительно-иллюстративный метод используется всегда в сочетании  с другими методами обучения

    Таким образом, иллюстративно-объяснительные методы являются одним из самых первых и основных  методов обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

  1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
  2. Пидкасистый, П.И. Педагогика. / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое сообщество России, 2005. – 598 c.
  3. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2002. – 597 с.
  4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  6. Смирнов А.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2003, - 508 с.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. -517 с.

Информация о работе Методы обучения