Методы обучения и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Содержание

Введение
3
1. Организация обучения
4
1.1. Понятие о формах организации обучения
4
1.2. Виды современных организационных форм обучения
5
1.3. Дополнительные формы организации обучения
7
2. Методы обучения
11
2.1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения
11
2.2. Методы устного изложения знаний учителем и активиза­ции учебно-познавательной деятельности учащихся
13
2.3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
18
2.4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
19
2.5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
22
2.6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся
24
Заключение
29
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

готовая методы обучения.doc

— 208.00 Кб (Скачать)
>Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет про­верка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учи­телю изучать отношение учащихся к учебной работе, качест­во усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знани­ях, а также степень самостоятельности при выполнении до­машних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осущест­вляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль. В системе проверки зна­ний учащихся применяется программированный контроль, ко­торый еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся пред­лагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.

Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бу­маги или с помощью компьютера, что позволяет в течение не­скольких минут проверить их знания. В этом состоит положи­тельная сторона метода программированного контроля.

Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдель­ные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и мину­сы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возмож­ность проверять и оценивать одновременно знания всех уча­щихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рас­смотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе курсовой работы собран литературный материал, касающийся изучаемой проблемы, а также выполнены поставленные задачи:

      Выявлены технологии организации развивающих видов деятельности
школьников, современные подходы к теории личностно-развивающего обучения;

      Рассмотрены соотношение обучения и развития в педагогике, уровни развития ребенка;

      Выделены концепции развивающего обучения;

      Охарактеризованы основные концепции развивающего обучения.

      Рассмотрены системы развивающего обучения, используемые в школе.(Рассмотрены на примере одной);

      Выявлены психологические основы развивающего обучения; и т. д.

 

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

В моей курсовой работе рассмотрены нетрадиционные формы обучения. Это учебные экскурсии, учебные викторины, урок-практикум, урок-мастерская, дидактические игры. Их использование повышает интерес учащихся к предмету, развивает учебную деятельность школьников.

Наряду с нетрадиционными формами обучения, используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер, и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными. Во время внеклассных занятий можно применять нетрадиционные формы организации обучения, которые были рассмотрены в моей курсовой работе и другие.

 

 

Список используемой литературы

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питир, 2001.

2. Дегтярева З.А. Математика после уроков. – Краснодар, 1996

3. Дьяченко В. К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.

4. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.

5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.

7. Маквелов С.Г., Маквелова О.Н. Основы конструирования урока. – Армавир, 1993.

8. Махмутов М.И. Современный урок. – М. 1981.

9. Минекин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1987.

10. Мухина С.А. Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Р.-н-Д., 2004.

11. Организационные формы обучения./ Под ред. Ю. А. Малеванного. – Киев, 1991.

12. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

13. Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкаситого. – М., 2002.

14. Педагогика./ Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение,1998.

15. Савин Н. В. Педагогика. – М.: Просвещение, 1972.

16. Скакин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1990.

17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

18. Теоретико – методологические основы учебно – воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов. – Волгоград, 1984.

19. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М., 1975.

20. Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск, 2002.

21. Чередов И. М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. – М., 1987.

22. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Методы обучения и их классификация