Методы морального развития в дошкольной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:17, доклад

Описание работы

Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Поэтому мы начнем с нее.
Следует отметить, что нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам умственного и познавательного развития.

Работа содержит 1 файл

Методы морального развития в дошкольной педагогике.docx

— 26.06 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что главной задачей  воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой – правильных оценок и моральных  суждений.

Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного  развития. Однако это не так.

Формирование коммуникативных  навыков и «нравственных привычек»  предполагает автоматическое воспроизведение  правила или образца поведения  в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием  модели (образцу), а с другой –  через поощрение правильных и  осуждение неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется  нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок  научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что  он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.

Другой метод воспитания – формирование моральных оценок и суждений: представлений  о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Этот метод предполагает допущение, что морально-нравственные представления перерастают в  мотивы собственных действий ребенка  и становятся залогом и источником его альтруистического поведения. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр. По-видимому, в силу этого  данная стратегия остается наиболее распространенной. Общепринятым и очевидным  является представление о том, что  для формирования морального поведения  необходимым условием является осознание  моральных норм.

Итак, в результате рассмотрения существующих методов нравственного воспитания мы видим, что эти методы довольно однообразны и недостаточно конкретны.

Несмотря на то, что главной задачей  нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных  навыков и умений, а с другой – моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков  поведения и моральных суждений.


Информация о работе Методы морального развития в дошкольной педагогике