Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:17, доклад
Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Поэтому мы начнем с нее.
Следует отметить, что нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам умственного и познавательного развития.
Методы морального развития в дошкольной педагогике
Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Поэтому мы начнем с нее.
Следует отметить, что нравственное
воспитание входит в число основных
задач данной программы, хотя занимает
в ней далеко не ведущее место
и по своей детализации уступает
задачам умственного и
Среди основных задач отмечаются:
воспитание начал гуманизма, гуманных
отношений между детьми и взрослыми,
воспитание коллективизма, формирование
коллективистических
Содержанием нравственного воспитания
является формирование таких нравственных
качеств дошкольника, как: уважение
к старшим, дружеские отношения
со сверстниками, умение соответственно
отзываться на горе и радость других
людей, добиваться действенного проявления
гуманных чувств и отношений, их общественной
направленности, воспитание начал ответственности.
Однако методы реализации этих благородных
задач значительно более
К методам, обеспечивающим создание у
детей практического опыта
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.
Как можно видеть, главный акцент в этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей.
Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.
Хотя в задачах и
Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Мы ос-тановимся на наиболее популярных программах, утвержденных Министерством образования РФ. К ним относятся: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». При анализе программ нас будет интересовать не конкретное содержание и общая эффективность, а направленность той или иной программы на нравственное воспитание ребенка. Мы попытаемся прежде всего очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.
В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей.
Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.
Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».
Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым.
Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.
Достаточно большой
Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).
Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.
Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта». Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка».
Суть этого положения
В детском саду дети объединены в разновозрастные группы (от 3 до 10 лет), по типу большой семьи. В каждой группе предполагается от 15 до 25 человек, с равномерным количеством детей всех возрастов. По мнению авторов программы: «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях».
Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах.
Провозгласив центральной
В последнее время широкое
В отличие от других программ в
ней нравственное развитие ребенка
и формирование гуманных отношений
с другими детьми является одной
из центральных задач. Девиз программы:
«Чувствовать-Познавать-
Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.
Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.
Во многих детских садах широко
используется программа «Дружные ребята»,
разработанная авторским
Гуманистическая направленность поведения
понимается как обобщенная характеристика
поведения ребенка, которая отражает
его умение ориентироваться в
возникшей социальной ситуации, осознавать
суть происходящего, проявлять эмоциональную
чувствительность к состоянию сверстников.
Авторы предлагают следующие методы
и средства воспитания гуманных чувств
и дружеских отношений
Отзывчивость характеризуется
в программе как умение замечать
ситуации, в которых его сверстник
испытывает неблагополучие, и находить
действенные способы, помогающие сверстнику
восстановить эмоциональный комфорт.
В качестве основных методов воспитания
отзывчивости авторы предлагают учить
детей обращать внимание на эмоциональное
неблагополучие сверстников и преодолевать
свое и чужое эмоциональное
Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.
Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы. В настоящее время в детские сады активно внедряется базисная программа нового типа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».
Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.
Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны – в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).
Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.
Подводя итоги нашему краткому обзору
методов морально-
Информация о работе Методы морального развития в дошкольной педагогике