Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:24, доклад
Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
К этой форме требования близка следующая — требование-намек, которое успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Требования
вызывают положительную, отрицательную
или нейтральную (безразличную) реакцию
воспитанников. В этой связи выделяются
позитивные и негативные требования.
Прямые приказания большей частью негативны,
так как почти всегда вызывают
отрицательную реакцию
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий — последующие требования к товарищам.
Приучение
— это разновидность
Использование приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в нем, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, и требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.
Требование
существенно влияет на процесс самовоспитания
человека, и следствием его реализации
являются упражнения — многократные
выполнения требуемых действий: доведение
их до автоматизма. Результат упражнений
— устойчивые качества личности —
навыки и привычки. Этим качествам
в жизни человека принадлежит
важная роль. Если бы человек не имел
способности к образованию