Методы и приемы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:24, доклад

Описание работы

Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Работа содержит 1 файл

Докдад.docx

— 21.87 Кб (Скачать)

К этой форме требования близка следующая — требование-намек, которое успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.

Существует  и требование-одобрение. Вовремя  высказанное педагогом, оно действует  как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда  одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.

Требования  вызывают положительную, отрицательную  или нейтральную (безразличную) реакцию  воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям  относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу  предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель  сам добивается от воспитанника нужного  поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к  другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Они  вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий — последующие требования к товарищам.

Приучение — это разновидность педагогического  требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком  уровне сформировать необходимое качество,, Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Использование приучения в гуманистических  системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно  присутствующее в нем, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает  против жесткого приучения, противоречащего  правам человека и напоминающего  дрессировку, и требует по возможности  смягчения этого метода и использования  его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.

Требование  существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения — многократные выполнения требуемых действий: доведение  их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности —  навыки и привычки. Этим качествам  в жизни человека принадлежит  важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень  в своем развитии. Использование  упражнения признается успешным, когда  воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных  ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются  в нем привычки. Привыкнув, человек  умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно  их оценивает с позиций других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках 
 

Информация о работе Методы и приемы воспитания